Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Практическое значение анализа эластичности.




 

Эластичность предложения по цене характеризу­ет степень чуткости производителей к изменению це­ны. Формула эластичности предложения по цене вы­глядит следующим образом:

где Es — коэффициент эластичности предложения по цене; ∆Q — изменение объема предложения, ∆P-изменение цены.

Положительное значение, которое имеет данный коэффициент, объясняется однонаправленным изме­нением цены и объема предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на эластич­ность предложения, является время. Для объяснения данной зависимости рассматриваются три периода: мгновенный, кратко- и долгосрочный.

В мгновенном периоде производитель не в состоя­нии отреагировать на изменение цены.

В краткосрочном периоде применение переменных факторов при фиксированных производственных мощностях позволит изменить объем производства до определенного предела.

В долгосрочном периоде меняются производственные мощности, по­является возможность значительно увеличить мас­штабы производства.

В целом верно утверждение о том, что с увеличени­ем временного интервала предложение становится бо­лее эластичным

 

25. Основы теории потребления. Общая и предельная полезность. Кривые безразличия.

Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности, возникшей в последней трети 19 века. В создание этой теории значительный вклад внесли У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баварк и др. в своём анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот исходный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своём анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.

Предельная полезность – полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага.

Общая полезность – сумма предельных полезностей.

Правило максимизации полезности потребителем:

Правило кардиналистов, в соответствии с которым можно макси­мизировать удовлетворение потребностей, заключается в таком рас­пределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида про­дуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. То есть равенство взвешенных предельных полезностей и представляет со­бой правило максимизации полезности. В такой ситуации ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов, он будет находиться в состоянии равновесия. Более того, ему невыгодно изменять структуру потребления, поскольку всякое такое изменение только ухудшит его благосостояние.

Кривые безразличия:

Функция полезности, описывающая, в каком порядке потребитель предпочитает ранжировать множество потребительских наборов, называется ординалистской. Она изображается семейством кривых, называемых кривыми безразличия. Каждая кривая безразличия представляет собой геометрическое место наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя.

Бюджетные ограничения потребителя. На выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономическе факторы. К экономическим факторам, ограничивающим возможности потребителя при покупке товаров и услуг, относятся цены на товары и доход.

Доход, или бюджет, дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени. Количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них.

На рис. 11.5 АВ — бюджетная линия. Бюджетная линия — это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров X и Y, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах.

Таким образом, любая точка на бюд­жетной линии означает определенный товарный набор, на который израсходо­ван весь доход целиком, например точка С. Точки А и В означают, что весь доход тратится лишь на один из товаров X или Y. Ордината точки А указывает на мак­симальное количество товара, которое может приобрести потребитель, израс­ходовав весь свой доход только на товар Y. Все множество товарных наборов, удовлетворяющее бюджетному ограни­чению, представлено треугольником ОАВ, который называется бюджетным пространством. Любая точка внутри бюджетного пространства характеризует товарные наборы, на которые доход тратится полностью (точка К). Точки за пределами бюджетного пространства D отражают более желательные для потре­бителя, но недоступные при данном доходе товарные наборы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...