Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Два качества




РОЗА

Последние дни августа. // Осень уже наступала. /' Солнце садилось. // Внезапный порывистый ливень, / б грому и без молний, / только что промчался над наше широкой равниной. //

Сад перед домом горел и дымился, / весь залитый по жаром зари и потопом дождя. //

Она сидела за столом в гостиной/ и с упорной заду\ чивостью глядела в сад сквозь полураскрытую дверь. //

Я знал, / что свершалось тогда в её душе, / я знал что после недолгой, / хоть и мучительной борьбы, / она этот самый миг отдавалась чувству, / с которым уже,; могла более сладить. //

Вдруг она поднялась, / проворно вышла в сад и скр' лась. //

Пробил час. // Пробил другой; / она не возвращалась.

Тогда я встал и, / выйдя из дому, / отправился по лее, / по которой/ — я в том не сомневался/ — пошла она. //

Всё потемнело вокруг; / ночь уже надвинулась. // на сыром песку дорожки, / ярко алея даже сквозь разли тую мглу, / виднелся кругловатый предмет. //

Я наклонился. // Та была молодая, / чуть распусти: шаяся роза. // Два часа тому назад я видел эту самую зу на её груди. //


Я бережно поднял упавший в грязь цветок и, / вер­нувшись в гостиную, / положил его на стол, / перед её

креслом. //

Вот и она вернулась, / наконец, / — и, / лёгкими ша-ими пройдя всю комнату, / села за стол. //

Её лицо и побледнело и ожило; / быстро, / с весёлым • мущеньем бегали по сторонам опущенные, / как бы уменьшенные глаза. //

Она увидала розу, / схватила её, / взглянула на её из­мятые, / запачканные лепестки, / взглянула на меня/ — и i низа её, / внезапно остановившись, / засияли слезами. //

— О чём Вы плачете? / — спросил я. //

— Да вот об этой розе. // Посмотрите, / что с ней ста-

! ИСЬ. //

Тут я вздумал выказать глубокомыслие. //

— Ваши слёзы смоют эту грязь, / — промолвил я с значительным выражением. //

— Слёзы не моют, / слёзы жгут, / — отвечала она и, / иисрнувшись к камину, / бросила цветок в умиравшее

НИИМЯ. //

— Огонь сожжёт еще лучше слёз, / — воскликнула
щш не без удали, / — и прекрасные глаза, / ещё блестев­
шие от слёз, / засмеялись дерзостно и счастливо. //

Я понял, / что и она была сожжена. //

И. С. Тургенев

«СТОЙ»

Стой! // Какою я теперь тебя вижу, / — останься на-> " егда такою в моей памяти. // С губ сорвался последний »«шшювенный звук. // Глаза не блестят и не сверкают, / ни меркнут, / отягощенные счастьем, / блаженным со­итием той красоты, / которую удалось тебе выразить, / • •«И красоты, / во след которой ты словно простираешь ■ мни торжествующие, / твои изможденные руки. // Какой м»ji, / тоньше и чище солнечного света/ разлился по »■ ■ м твоим членам, / по малейшим складкам твоей одеж-«п'' Какой бог легким дуновением откинул назад твои 1 с сыпанные кудри? // Его лобзание на твоём как мра-• i* побледневшем челе. // Вот она, / открытая тайна! // i < iiiia поэзии, / жизни, / любви. // Вот оно, / вот оно/ — ► мертие! // Другого бессмертия нет и не надо. // Оно


пройдёт, / и ты снова щепотка пепла, / женщина, / дитя; Но что тебе за дело?! // В это мгновение ты стала выш / Ты стала вне всего переходящего, / временного. // твое мгновение не кончается никогда! //

Стой. // И дай мне побыть участником твоего бе смертия. // Урони в душу мою отблеск твоей вечности.,

И. С. Турге: '

РУСЬ

... И какой же русский / не любит быстрой езды? Его ли душе, / стремящейся закружиться, / загуляться сказать иногда: / «Чёрт побери всё! » —/ Его ли душе; любить её? // Её ли не любить, / когда в ней слышите что-то восторженно-чудное? //

Кажись, неведомая сила/ подхватила тебя на крыл себе, / и сам летишь, / и всё летит: / летят версты/ лет навстречу купцы/ на облучках своих кибиток, / летит обеих сторон лес/ с темными строями елей и сосен, / топорным стуком/ и вороньим криком, / летит вся дор га/ невесть куда в пропадающую даль, / и что-то стращ ное заключено в сем быстром мелькании, / где не yen" вает означиться пропадающий предмет/ только небо н головой, / да легкие тучи, / да продирающийся меся одни кажутся недвижны. //

Э, тройка! / Птица тройка, / кто тебя выдумал? / Знать, / у бойкого народа/ ты могла только родиться, / той земле, / что любит шутить, / а ровнем-гладнем раз метнулась на полсвета, / да и ступай считать вёрсты/ по ка не зарябит тебе в очи. //

Не так ли и ты, / Русь, / что бойкая, / необгоним тройка, / несешься? // Дымом дымится под тобою дорог гремят мосты, / все отстает и остаётся позади. // Остан вился пораженный божьим чудом созерцатель: / Не м ния ли это, / сброшенная с неба? / Что значит/ это на дящее ужас движение? / И что за неведомая сила/ закл чается в сих неведомых/ светом конях? //

Эх, кони, / кони, / что за кони?! // Вихри ли сидят/ ваших гривах? // Чуткое ли ухо горит во всякой Ваш жилке? //

Заслышали с вышины знакомую песню, / дружно разом напрягли медные груди и, / почти не тронув ко


i (ми земли, / превратились в одни вытянутые линии, / ле-ницие по воздуху, / и мчится вся вдохновенная богом!.. // Русь, / куда же несешься ты? / Дай ответ. // Не дает ответа. // Чудным звоном заливается коло-i имьчик; / гремит и становится ветром/ разорванный в | уски воздух; / летит мимо все, / что ни есть на земле, / и • иеясь, / постараниваются/ и дают ей дорогу/ другие на­ряды и государства. //

Н. В. Гоголь

Тексты для пересказа

Занимательные истории из жизни замечательных лю-

Сын Эйнштейна как-то спросил отца:

~ Папа, почему, собственно, ты так знаменит?

Эйнштейн рассмеялся:

— Видишь ли, когда жук ползёт по поверхности ша-s< (, он не замечает, что пройденный им путь изогнут; '< ие же посчастливилось заметить это.

Оказывается, как просто стать знаменитым: доста-М1ЧИО только «заметить»!

* * *

Джек Лондон вовремя не прислал издателю обещан­ную рукопись. Нетерпеливый издатель разразился теле-

чмммой:

«Господин Лондон, если в течение двадцати четырёх * нон я не получу вашу новеллу, то собственными рука­ми заставлю вас сдержать слово. Предупреждаю, что я-< н выполняю обещания».

И ответ Лондон протелеграфировал:

«Сэр, если бы я работал только руками, я бы тоже ■ и да выполнял обещания».

* * *

Один американский журнал проводил среди писате-

И и артистов опрос: какую книгу предпочёл бы каж-

мИ из них, очутившись на необитаемом острове. Отве-

i ныли самыми различными: библия, Шекспир, Свифт

■ I i д. Когда спросили писателя Честертона, ом ответил:

И8


— Самая лучшая книга в подобном случае — это
ководство по постройке лодки.

* * *

Несколько итальянских дирижёров, в том числе Т канини и Масканьи, были приглашены для участия музыкальном фестивале, устроенном в честь Вер Масканьи согласился дирижировать лишь при услов что ему заплатят больше, чем Тосканини.

— Мой гонорар должен быть выше, — заявил он,
пусть хоть на одну лиру, но выше.

Дирекция согласилась. Масканьи, когда кончил фестиваль, была выплачена... одна лира: на фестивале честь Верди Тосканини дирижировал бесплатно.

* * *

Великий русский учёный Н. П. Лебедев был враг бесплодной эрудиции. «Мой книжный шкаф, — говор он, — знает гораздо больше меня, однако он не физ а я физик».

* * *

На приёме, устроенном Яном Сибелиусом, один • его знакомых обратил внимание на то, что большинст приглашённых принадлежало к деловым кругам.

— Что общего у вас с этими людьми? — спросил хозяина дома. — О чём вы можете с ними говорить?

— Разумеется, о музыке, — ответил композитор. С музыкантами у меня не получается разговора о муз ке. Они слишком заняты устройством собственных де

ДВА КАЧЕСТВА

Однажды у Крылова спросили, не возмущает ли е жадность акул.

— Меня, — ответил он, — восхищает их стремител

ность.

Удалось установить, что это был не великий басн писец, а великий кораблестроитель Крылов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...