Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевой материал для занятий по формированию интонационной стороны речи и навыка выразительного чтения




Упражнение 1

1) Каждый гласный звук проартикулировать без го­лоса.

2) Каждый звук произнести:

 

— шепотом;

— тихим голосом;

— голосом средней громкости;

— громко.

А---------------------- : -------------------------------------

О-------------------------------------------------------------

у ------------------------------------------------------------

и--------------------------------------

э--------------------------------------

АЭ----- АУ------ АО ------ АИ------- ОУ------

ОИ------ ОЭ------ ОА------ и т. д.


АОЭ----- ЭОА------ ОУА----- УАО      ЭИО------

УИЭ------ ОАО ------  и т. д.

АОУИ — ОУАИ---- ОУЭА — ЭАУО --

ЭОУА-- АУОИ --  ЭОАУ-- и т. д.

Произношение каждого отдельного звука или звука I* составе звукосочетания согласовывается с плавным го-idi юнтальным движением ведущей руки («дирижирова­ние»).

Необходимо отслеживать четкость артикуляции каж-tnio звука, а также громкость и полётность голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давле­нии воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его вы-т штельных средств. Нужно научиться говорить громко, •I»но, четко, постепенно изменяя силу голоса — от гром-| ого произнесения к среднему и тихому, и наоборот:

У-У-0-о-а-а-и-и-э-э-э — постепенно произнесение имуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила кнюса остается неизменной.

Произнесение звуковых сочетаний сопровождается лирижированием»:

ауи-эуо-уоа-эуа-иао-оуи-ауэ-уаи-эуо и т. д.

Постепенно звуковой ряд удлиняется:
ауэо-оуаэ-эоуа-эуаи... ауоиа-уаоиэ-эуоаи-уаоуи..

Усиление голоса: артикуляция звука — шепот — тихо — цюмко...

о-о-о-О                     ауи-ауи-ауи-АУИ

а-а-а-А                      оуи-оуи-оуи-ОУИ

и-и-и-И                     оуа-оуа-оуа-ОУА

> э-э-Э                        эуи-эуи-эуи-ЭУИ

Ослабление голоса: громко — тихо — шепот — арти-t умиция звука...

ОУ-оу-оу-оу...

ОИ-ои-ои-ои...

АИ-аи-аи-аи...

W-эу-эу-эу...

АУИ-ауи-ауи-ауи...

ОУИ-оуи-оуи-оуи...

')УИ-эуи-эуи-эуи...


Усиление голоса с увеличением длительности звуча ния:

а-а-А-А...

у-у-У-У...

о-о-0-0......

и-и-И-И.....

э-э-Э-Э.....

оу-оу-ОУ-ОУ....

аи-аи-АИ-АИ....

уи-уи-УИ-УИ...

Ослабление голоса с увеличением длительности зву­чания:

А-А-а-а-а....

О-О-о-о-о....

У-У-у-у-у....

Счет десятками с постепенным усилением и после­дующим ослаблением голоса.

Развитие силы голоса:

У-У      А-А           О-О

У У    А А         О О

АУ - АУ АУИ - АУИ ОУИ - ОУИ

АУ АУ АУИ АУИ ОУИ ОУИ

Имитация укачивания ребенка, куклы:

А    А   А      А     А     А

A   A   AAA

У    У   У      У     У     У

У   У   У       У    У

При работе над тембром голоса у заикающегося пе­ред логопедом стоят следующие задачи:

— выработать звонкость, собранность звучания;

— нивелировать сдавленность голоса путем разна пряжения мышц шеи и гортани;

— снять зажатость челюстей, как препятствие сво­бодному голосотечению;

— выработать ровность, устойчивость, гибкость го­лоса, уверенное звучание;

— выработать выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.


Выработка звонкого, собранного, свободного звучания, 'олоса, развитие диапазона голоса:

— произнесение сонорных согласных «м» и «н» с
(ласными.

Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения. Голос на среднем регист­ре, в одной тональности:

ммуммоммаммиммаммм

ннунноннаннуннниннн

мммнуммноммнаммниимнаммм

— повышение и понижение голоса на сонорных со­гласных «м», «н» с паузами и без пауз;

— произнесение фраз слитно, на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса:

Маму я молю упрямо: «Молока налей мне мама... » ММАМУЯМОЛЮУПРЯММО,   ММОЛОКАННА-ЛЕЙММННЕММАММА.

Мимозы Мила маме купила... ММИММОЗЫММИЛАММ АММЕКУПИЛА...

После длительного произнесения каждого звука или шукосочетания необходимо делать остановку — паузу.

При произнесении звукосочетаний переход от одно­го звука к другому должен осуществляться плавно, один »вук «перетекает» в другой.

Все предложение произносится как одно многослож­ное слово.

Упражнение 2

Работа со словом

Гласные звуки, выделенные из слова, произносятся слитно, на одном выдохе, и только затем — само слово. Вдох должен быть легким, начало речи совпадает с на­чалом выдоха. Ударный звук произносится громче:

Аия-Аия-Азия

Ауа-Ауа-Азбука

Ао-Ао-Автор

Аиу-Аиу-Азимут

Оа-Оа-Окна

Оао-Оао-Облако

Эа-Эа-Эра и т. д.


Постепенно можно переходить к многосложным сло­вам с ударением в середине и в конце слова.

Например: Эфиопия. Экспонат. Ананас. Абрикос.

Операция. Образец. Упаковка. Имитация.

Произнесение каждого гласного звука сопровождает­ся «дирижированием».

3. Работа над фразой.

Каждое короткое предложение произносится на од­ном плавном выдохе, как многосложное слово. Произ­несение каждого слога сопровождаете «дирижировани­ем» — горизонтальным движением кисти ведущей руки.

Предложения из двух слов:

Ария известна.              Айсберг огромен.

Отпуск окончился.       Осы улетели.

Атлас устарел.              Окна окрашены.

Эхо отзвучало.             Ужин окончен... и т. д.

Предложения из трех слов, начинающихся с гласных звуков:

Аисты улетают осенью.

Автобус остановился у остановки.

Это артист эстрады.

Окна окрашены охрой.

Узкая улица извилиста.

Избы обнесены изгородью.

Предложения из четырех слов:

В лесу много грибов и ягод. У Володи волнистые волосы. В вазу высыпали спелую вишню. Ольга накинула на голову платок. Над водой пролетела стая чаек. Сегодня хороший теплый вечер. Летний день клонился к закату. По лугу расстилался вечерний туман.

Необходимо помнить, что предлоги произносятся в составе следующего за ними слова.

Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные логоритмические упражнения на согласо­вание речи с движением, то есть чтение стихов на по-


пюговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг и т. д. Например, читаем сопряжен­но или отраженно стихотворение В. Мирясовой, каждый гпог отхлопывая ладошками:

Балалайка есть у зайки, / С нею ходит целый день. // И бренчит на балалайке: / Тренди-брень. //

Или шагаем на месте, скандируя:

Тикают часы — тик-так. // Стрелки двигаются в такт. // Мы заводим их опять, / Чтобы время точно знать. //

Или с дирижированием:

У-ны-ла-я по-ра, / О-чей о-ча-ро-вань-е. // (А. С. Пушкин)

На этапе работы с фразой из трех-четырех слов мо­жете переходить от работы с «дирижированием» к рит­мической стимуляции, то есть к работе с метрономом. Каждый слог произносите синхронно с щелчком метро-пома. При этом постарайтесь избежать скандирования. Речь должна оставаться слитной и плавной.

На начальных этапах работы скорость метронома не­обходимо максимально замедлять. Чем выше выражен­ность судорожного компонента заикания, тем меньше чолжна быть скорость.

Уже на ранних этапах работы для достижения мак­симальной эффективности метроном можно комбини­ровать с движением пальцев ведущей руки или ладони (движение — слог).

4. Работа над паузой

До сих пор отрабатывали произношение простых ко­ротких предложений, которые произносятся на одном ш. щохе, так как выдыхаемого воздуха вполне достаточно, чгобы произнести 3—4 слова. Но как в живой разговор­ной речи, так и при чтении часто встречаются сложные И. пвернутые предложения, состоящие ич двух, трех и бо-но частей. После каждой части или смыслового отрезка


необходимо останавливаться, делать новый вдох продолжения фразы. Фразу тоже надо делить на см ловые отрезки — синтагмы — так, чтобы смысл фр стал понятен для слушателя и чтобы каждая часть фра получила нужное ей звучание.

Паузы в середине предложения короче, чем паузы' конце предложения.

Работу над сложными предложениями можно нач* нать с фраз, в которых встречается одна пауза.

Например:

Любишь кататься / — люби и саночки возить. // Назвался груздем / — полезай в кузов. // Не красна изба углами, / а красна пирогами. // и т. д.

Постепенно можете переходить к чтению тексто сначала в стихах, затем в прозе, лучше описательно^ содержания.

Предварительно в тексте рекомендуется обозначи карандашом паузы (пауза в составе предложения — од вертикальная линия, в конце — две линии). Наприме

Ветер по морю гуляет, / И кораблик подгоняет/ Мимо острова буяна, / В царство славного салтана, / Пушки с пристани палят/ Кораблю пристать велят... // (А. С. Пушкин)

Когда в солнечное утро, / летом, пойдешь в лес, / на полях, в траве, / видны алмазы. // все алмазы эт блестят и переливаются на солнце/ разными цветами/ и желтым, / и красным, / и синим. //

5. Следующий этап в речевой работе — изложен прочитанного текста своими словами и практика разг ворной речи.

В помощь вам на ранних этапах овладения навыке пересказа и изложения своих мыслей без предваритель ной подготовки будет метроном.

При пересказе главное внимание нужно уделять пра вильному и грамотному оформлению мыслей. Посколь ку речевые навыки уже достаточно усвоены и автомати


шрованы, то переключение основною внимания с тех­ники речи на ее смысловую сторону на данном этапе ««VHCT своевременным.

Во время пересказа необходимо воспитывать береж-шю отношение к паузам. Использовать паузу для того, побы словесно оформить следующую мысль.

Отработка навыка спонтанной речи осуществляется iiii материале сюжетных картин, серий картин, прочи-миных художественных текстов, речевых импровизаций ил заданную тему. Заикающегося ребенка необходимо vwiTb рассказывать об интересных событиях родным и Фузьям, разговаривать по телефону, общаться с мало­знакомыми людьми, тем самым закрепляя полученные штыки.

Вопросы и задания

1) Подобрать практический материал для работы над совершенствованием интонационной стороны речи.

2) Разработать фрагменты занятий по коррекции инто­национных нарушений речи.

3) Проанализировать упражнения по формированию интонационной стороны речи.



ГЛАВА 8_________________________

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...