Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гносеологическая сторона ОВФ.

С гносеологической стороной ОВФ связаны понятия:

- гностицизм. Представители гностицизма считают, что:

+ мир познаваем,

+ возможности познания неограничены.

- агностицизм (греч.agnostos):

+ мир непознаваем,

+ возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Согласно Канту (видный теоретик агностицизма) разум обладает большими возможностями, но эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют противоречия (загадки), которые человеком не будут разгаданы никогда (например: Бог существует или не существует, ограниченность пространства). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

С другой стороны гносеологический момент ОВФ представлен:

- эмпиризмом (гр. empeiria – опыт) (сенсуализм – лат. sensus – чувство, ощущение, смысл); основатель Ф. Бэкон; эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных отношениях»);

- рационализмом (лат. ratio - разум); основоположник Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его части»).

Здесь было бы уместно в качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

В заключении нужно сказать, что в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, ОВФ достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является неразрешимой философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному ОВФ, что в будущем может появиться новый ОВФ – проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления своим духовным миром, поиском смысла жизни…

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

 


 

Лекция 3.1. Исторические типы философии

 

1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли.

 

Становление и развитие философии связано с социально-экономическими, политическими и культурными факторами развития различных регионов. Философская мысль отражает исторический уровень развития общества, социальных отношений, культурных традиций. Поэтому философия является социально-культурным и историческим явлением.

 

N Виды учении Цивилизации и географические регионы Исторический период
1 Сакрально-религиозная мифология и предфилософия Древняя арийская цивилизация (Центральная Азия, полуостров Индостан) Период, предшествующий 1 тыс. до н.э.
2 Сакрально-религиозная мифология и предфилософия Древняя египетская цивилизация (Северная Африка) Период, предшествующий 1 тыс. до н.э.
3 Сакрально-религиозная мифология и предфилософия Древняя вавилонская цивилизация (Западная Азия) Период, предшествующий 1 тыс. до н.э.
4 Религиозно-мифологическая предфилософия Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) Период, предшествующий 1 тыс. до н.э.
5 Первые оформленные философские учения Древняя индийская цивилизация (полуостров Индостан) 1 тыс. до н э. (VI в. до н.э.)
6 Первые оформленные философские учения Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) 1 тыс. до н.э. (VI в до н.э.)
7 Первые оформленные философскиеучения Древняя греческая цивилизация (Средиземноморье) I тыс. до н э. (VI в. до н э.)

 

Древнеиндийская философия

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, религиозные тексты и эпическая литература, известные как в древности, так и в современную эпоху.

В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

- XV–VI вв. до н. э. – ведический период;

- VI– II вв. до н. э. – эпический период;

- II в. до н. э. –VIIв. н. э. – эпоха сутр.

 

Экзистенциальная проблематика
бытие мира, его первооснова
поиск добродетелей
«Махабхарата» «Рамаяна»
человек, смысл его жизни
низкий уровень логики
толкование текстов
законы Ману XIII в. до н.э.
древнеиндийская философия
предмет и проблемы
духовные истоки
цели и задачи
особенности
Ведическая религия
поиск пути освобождения
связь с религией и мифологией
познание, его формы, методы

 

 


Веды (знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Самхиты сборники гимнов, песнопений – шрути т.е. откровения богов
Ригведа – гимны в честь богов
«Веды» (II пол. II тыс. до н.э.)
Атхарваведа –заговоры и заклинания
Яджурведа – жертвенные формулы
Самаведа – песни, мелодии, их порядок
Араньяки - «Лесные книги» для отшельников идущих от «пути деяния» к «пути знания»
Брахманы- мифологические, ритуальные комментарии к самхитам
Упанишады- диспуты, диалоги, поучения, наставления для учеников

 

 


На втором – эпическом – этапе (VI–II вв. до н. э.) источниками философской мысли стали поэмы-эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых отражены большинство философских проблем данного периода.

Эта эпоха характеризуется тем, что формируются оппозиционные Ведам мировоззренческие подходы: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

Но при этом одновременно с оппозиционными Ведам мировоззренческими подходами возникли философские школы, развивающие ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса, санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. –VII в. н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.

В XVIII– ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли.

 

Онтологические и гносеологические проблемы в индийской философии имеют свои особенности:

-- онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.

-- гносеология древнеиндийской философии направлена не на изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В индийской философии можно выделить три вида сознания:

- «пракрити» – материальное сознание;

- «пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

- «майя» – сознание сновидения, мираж.

 

Философия Древнего Китая

Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае:

– этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.;

– этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.;

– философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией;

– философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма).

 

Особенности древнекитайской философии:

1. В центре внимания проблемы человека и общества, вопросы организации жизни в обществе,

2. Проблемы этики и политической философии часто брали верх над метафизикой и эпистемологией;

3. Развитие темы единства человека и Неба, темы о месте человека в космосе.

4. Особое место отводится проблеме соотношения современности и древности, рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.

Четыре особенно влиятельные философские школы возникли в классический период китайской истории, который начался примерно в 500 году до н.э.: конфуцианство, даосизм, монизм и легизм.

1. Конфуцианство - учение мудреца Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

Конфуцианство – это сложная система нравственного, социального, политического и религиозного мышления, которая сильно повлияла на историю китайской цивилизации.

Кун-фу-цзы Конфуций: 551- 479 гг. до н.э.
«Лунь- юй» «Беседы и высказывания»
«шу»-взаимность «не делай другим того, чего не желаешь себе»
«жэнь»-человеколюбие «любить людей», «тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зло»
«чжун-юн»-золотая середина середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью
«цзюнь-цзы»-благородный муж следует долгу и закону, требователен к себе, ему можно доверить большое дело, ему легко услужить, но трудно доставить радость, он боится веления Неба, великих людей и слов совершенномудрых, он член правящей элиты
«чжэн-мин»- исправление имен «государь должен быть государем, сановник- сановником, отец- отцом, сын- сыном не по имени, а на самом деле»
«сяо»- сыновья почтительность «Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих «
Модель идеального общества строгая иерархия социальных групп и место каждого человека в ней. Основу поведения людей, отношений между ними составляют «ли», «шу», «сяо», «чжэн- мин» и тогда в обществе будет порядок и стабильность

2. Даосизм

Даосизм - это:

1) философская школа, основанная на текстах Дао Дэ Цзин (Лао-цзы) и Чжуан-цзы;

2) китайская народная религия.

 

философия недеяния
Даосизм
Лао-цзы. VI в. до н.э.
«Дао дэ цзин» - книга о дао и дэ
основное понятие: дао (путь, закон)
«лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»
невидимо, неслышимо, безымянно
бестелесно, пусто, ничтожно
вечно, несотворимо, неуничтожимо, едино
«тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает»

 

 


Моизм.

· основан философом Мо-цзы (470-390 гг. до н.э.);

· распространение идеи всеобщей любви, равенства всех существ;

· основная идея - человеческие существа нуждаются в руководстве, чтобы определить, какие традиции являются приемлемыми;

· мораль должна определяется не традициями, а стремлением к благу для наибольшего числа людей;

· правительство должно стать инструментом для обеспечения руководства и стимулирования и поощрения социального поведения, приносящего пользу наибольшему числу людей.

народ
любовь правителя к народу
Моизм
Мози
Книга «Мо-цзы»
принципы взаимоотношений людей
принципы управления обществом
высшие ценности общества и правления
взаимная любовь

 

 


 

на должности назначаются по деловым качествам
традиции прошлого
всеобщая любовь

Легизм.

*основатель философ Сюнь-цзы (310-237 гг. до н.э.);

*этические нормы необходимы, чтобы контролировать дурные наклонности человека;

* власть должна основываться на трех составляющих:

1) закон, или принцип;

2) метод, тактика, искусство;

3) легитимность, власть, харизма.

Основное понятие: «фа»- закон
Шан Ян: «Книга правителя области Шан
Предмет познания: общество и управление
отрицает мораль как средство управления
иерархия управления: глава-деспот, чиновники
равенство всех перед законом
принцип управления: принуждение и наказание
закон- основа порядка и стабильности общества
принцип: наказаний больше наград
Легизм

 

 


неукоснительное исполнение законов
 
равные возможности для всех, по их способностям
утверждает абсолютную власть закона

 

О восточной философии можно сказать, что в этой философии признаётся идея борьбы противоположных начал, идея круговорота вещей и явлений, и признаются идея законов судьбы в жизни человека и все подчинено этому закону и участвует в судьбе мироздания и в судьбе мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...