Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Неопозитивизм или логический эмпиризм.

 Представители: Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат.

Неопозитивизм – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно воспринимает окружающий мир.

Основные положения неопозитивизма:

+ философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”. Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который воспользовался при этом достижениями математической логики. Попытавшись дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика может быть сведена к логике. Далее Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что “логика - это сущность философии”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка.

+ философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, смыслом, заключенным в знаках,

+основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь такое понятие имеет смысл, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

Верификация - проверяемость знания на достоверность
философские суждения лишены научного смысла, т.к. нельзя указать метод и эмпирические условия их проверки, они выходят за пределы опыта  
если нельзя проверить суждение, то оно бессмысленно
метод проверки суждений делает его осмысленным
метод проверки знания – соотнесение фактов с чувственным восприятием
научные знания верифицируемы при определенных эмпирических условиях, и всегда можно указать метод их проверки
Карнап: философия необходима людям для выражения чувства жизни, эмоций, переживаний человека, его субъективного отношения к миру в понятиях, причем в неадекватной форме; философия будет существовать если откажется от своих претензий на научность

 


+ проблемы (бытие, сознание, Бог) не подлежащие верификации объявляются псевдопроблемами, подлежащие исключению из философии.

 

Г. Постпозитивизм.

Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры научного знания, а развития научного знания.

 Представители: Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун.

Характерные черты:

+ ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний,

+ активное обращение к истории науки как диалектическому процессу,

+переключение усилий с анализа формальной структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его противоречий,

+отказ от каких-либо жестких разграничений – эмпирии и теории, науки и философии, науки и вненаучных форм знания, а попытки гибко сочетать их,

+ стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных и качественных изменений,

+ анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки,

+ резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования,

+ замена верификации фальсификацией – методологической процедурой посредством которой устанавливается ложность гипотезы и теории в результате ее эмпирической проверки.

* стремление решить проблемы рациональности. Узкое понимание рациональности как соответствие логико-методологическим стандартам подверглось в пост позитивизме критике и было заменено более расплывчатым понятием рациональности, значение которого до сих пор не вполне ясно.

* Сциентизм. Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность понимается как высший тип сознания и деятельности, образец для всех сфер современной культуры. Научная рациональность, как универсальное средство организации деятельности отождествляется с целесообразностью.

* Культ научно-технического разума. Иррациональная трактовка рациональности - утверждение о “кризисе” рациональности, равноправия научной, религиозной, магической и других типов рациональности. Иррациональное – лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное в рамках логического мышления, противоположное рационализму.

 

К. Поппер «Логика научного исследования»

Принцип фальсификации
история науки
развитие науки
критическую оценку конкурирующих гипотез, все научные теории - гипотезы
научные знания будут верны до тех пор, пока не будут опровергнуты фактами
регулярная ревизия фундаментальных положений научных знаний
вывод: чем больше фактов объясняет наука, тем выше степень ее достоверности; в процессе эволюции науки отсеиваются те теории, которые объясняют меньше фактов

 

 


Т. Кун «Структура научных революций»

Два этапа развития науки
нормальная наука
пересмотр фундаментальных положений науки, смена парадигм
научная революция
накопление научных знаний в рамках общепризнанной парадигмы
парадигма
Совокупность достижений науки, выступающие матрицей, образцом упорядочивающие научную деятельность

 


Психоанализ

Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Основные положения фрейдизма:

* выделение двух схем психики:

+ топографическая – где бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически вызываются мысли, желания человека.

+ динамическая, состоящая из трех слоев:

- оно – мир бессознательного, особая психическая реальность, существующая наряду с сознанием и в значительной мере контролирующая сознание. До Фрейда бессознательное считалось периферией сознания, сознание в центре. Фрейд меняет эту гипотезу. Структура психики, фактически, разнородна, существует барьер между сознательной и бессознательной сферами. Сознание - лишь частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Фрейд продолжил дело деантропологизации после первого шага, который сделал Коперник, лишив Землю статуса центра Вселенной. Второй шаг сделал Дарвин: человек не отличается от других животных, а происходит от них. Третий шаг сделал Фрейд: разум человека - островок в мире бессознательного. “Сознание не является хозяином в собственном доме”.

- Я – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики,

- «Сверх - Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, традиции. Сфера сверх-Эго, сверх-Я это сфера совести человека. Человек всегда знает, что хорошо, а что плохо. Это знание приходит от общественных норм социальной жизни. Отсюда сфера Я находится между молотом и наковальней, испытывая страх перед сферой Ид (чтобы не захлестнули оргии) и перед Сверх Я, что идеалы недостижимы. Это ведет к психическим заболеваниям.

* главные факторы, руководящие психикой человека:

+ удовольствие – к которому всегда устремлена психика,

+ вытеснение – психика вытесняет в бессознательное непримиримые, запрещенные желания и идеи.

* возникновение энергии бессознательного:

+ эрос (инстинкт жизни) – лежит в основе конструктивного поведения человека.

+ танатос (инстинкт смерти) – подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Карл Юнг

К. Юнг дополнил и развил психоанализ, предложив идею архетипов и идею индивидуации.

По концепции частной философии Юнга, в комплексном единстве с индивидуальным бессознательным существует наследуемая структура психики – коллективное бессознательное, которая является областью психики, развивающаяся и передаваемая тысячи лет. Опираясь на коллективное бессознательное человек реализует свой жизненный опыт вполне определенным образом в конкретных индивидуальных сценариях. Коллективное бессознательное является архетипами, общими для всех людей. Архетипы – это наиболее древние формы психических реалий и мыслеформы, наполняемые личным эмоциональным и образным содержанием в опыте жизни каждого человека.

Уровни бессознательного

коллективное
расовое
национальное
групповое
семейное
индивидуальное,

 


В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению.

Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...