Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Религия как социальный институт, как организационное образование.




27. Религия как социальный институт, как организационное образование.

Религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.

Существует множество определений понятия религия. В социологической науке можно выделить два основных подхода к определению этого понятия: содержательный и функциональный. В содержательном подходе внимание уделяется сущности религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм отмечал, что религия связана со «священными вещами», она представляет собой коллективную деятельность, в которую вовлечена социальная группа. Таким образом, религию следует рассматривать прежде всего как социальный феномен, способствующий укреплению общества. Функциональный подход связан с изучением характерных черт религиозного поведения. Согласно функциональной теории, любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Основоположником этого подхода считается М. Вебер, в его исследованиях объектом изучения служит личность, которая через свои ценности влияет на религию.

На основании этих двух подходов формулируется общее социологическое определение религии. Религия – это феномен, который объединяет культурную, социальную и личностную системы в единую организованную структуру, воздействующую на процессы изменения и развития общества. Религия – это органическая часть общественной жизни, и на разных этапах развития человеческого социума характер связей между религией и обществом варьируется. Религия также входит в понятие культуры: с одной стороны, тип религиозной жизни связан с культурой определенного региона, с другой – культура во многом складывается и функционирует на основе религии.

Религия как социальный институт имеет свою структуру. Религиозное учение, которое обычно зафиксировано в Священном Писании и комментариях к нему, представляет собой важную часть религии. В христианстве таким Священным Писанием является Библия, в исламе – Коран. В центре религиозной структуры находится культ – система ритуалов, выполняемая священнослужителями и верующими с целью взаимодействия со сверхъестественными силами. Важное место в структуре религии занимает церковь – религиозная организация, объединяющая верующих. Как и любой другой социальный институт, религия выполняет в обществе ряд определенных функций. Можно выделить следующие функции религии.

1. Мировоззренческая. Религия задает некие абсолюты, с помощью которых осмысливается мир и дается оценка обществу, человеку, придается смысл бытию.

2. Компенсаторная. Религия и религиозная вера восполняют ограниченность, бессилие людей, помогают уходить от ощущения собственной беспомощности, снимают психологическое напряжение.

3. Коммуникативная. Можно выделить два уровня коммуникации: общение верующих друг с другом посредством религиозных организаций и религиозной деятельности и общение верующего с Богом через молитву и т. д.

4. Регулятивная. Через ценности, нормы, традиции, стереотипы, обычаи, мнения осуществляется управление деятельностью индивидов и групп.

5. Интегрирующая. Религия поддерживает стабильность того или иного общественного фактора. Однако в поликонфессиональных обществах религия может играть дезинтегрирующую роль.

6. Культуротранслирующая. Религия не только способствовала развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатания, искусства, – но и осуществляла передачу накопленного наследия из поколения в поколение.

7. Легимирующая. Религия может способствовать узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм.


 

28. Понятие социологического исследования, его структура, функции и виды.

Прикладное социологическое исследование - система исследовательских процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Особенности прикладных социологических исследований: решения конкретных социальных проблем; использоваться как для изучения проблем, связанных с осуществлением долгосрочных управленческих воздействий, так и для выполнения разовых запросов заказчиков; интегрированы в экономическую и политическую системы общества; социологи-прикладники являются специалистами широкого профиля.

Виды прикладных социологических исследований: в зависимости от масштабности, сложности и глубины изучения

1)пилотажное(пробное, разведывательное исследование, цель – проверка качества инструментария для сбора информации, надежности анкет), 2)описательное(ориентировано на получение эмпирической социологической информации), 3)аналитическое(ориентировано не только на описание, но и на выявление причин);

в зависимости от статического или динамического подхода- 1)монографическое(в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений), 2)точечное(разовое исследование, которое даёт возможность получить сиюминутную картину основных характеристик), 3)повторное(изучает один и тот же объект или его компоненты на протяжении определённого промежутка времени несколько раз);

в зависимости от целей исследования – 1)сравнительное(широко применяется), 2)маркетинговое(постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов на рынке товаров), 3)оперативное(дают одномоментный снимок общества).

Структура социологического исследования (этапы):

1) подготовительный этап(Уточнение темы, Разработка теоретической концепции, Составление программы исследования, Установление выборки, Формирование исследовательских групп, Составление графиков работ, Решение вопросов материально-технического обеспечения);

2) полевой этап(Получение информации от её носителей, Работа в аудиториях, домах, Использование различных методов сбора социологической информации);

3) подготовка к обработке и обработка информации(Проверка и упорядочение полученной информации; Установление точности, полноты и качества заполнения анкет или бланков опроса; Обработка информации с помощью ЭВМ или вручную);

4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования(Выводы о подтверждении или опровержении гипотез, Выявление социальных связей, тенденций, противоречий, социальных проблем; Оформление результатов исследования; Предоставление итоговых документов).

Функции: теоретико-методологическую функцию (призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы её решения); методическую функцию (заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов); организационную функцию (состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...