Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бытовой жанр в работах Алексей Гаврилович Венецианова




Бытовой жанр в работах Алексей Гаврилович Венецианова

«Спящий пастушок»

Сюжет “Спящего пастушка” прекрасен в своей простоте. Летний денек в русской деревне. Горизонт строго поделил сюжет на почти равные части. Сверху – небесная синь с вкраплениями ненавязчивых облачков. Снизу – сочно-зеленая трава и змейка ручья или небольшой местной речушки.

Венецианов с теплом изображает неказистые, но столь родные деревянные домики. По берегу бредет крестьянин. На первом плане уснул мальчишка. Он спокоен, сон его глубок. Вытянув вперед ногу, он уравновесил композицию полотна. Его лицо безмятежно, ладонь раскрыта. На пастушке привычная крестьянская одежда – какую ткали на дому. Но даже не она выдает в мальчике происхождение, а, в большей мере, – лапти и прическа настоящего крестьянина.

 

Билет №10

1) Русское искусство XIX-XX вв. Скульптура и архитектура в работах Ф. Шехтеля, П. Трубецкого, С. Коненкова. Живопись К. Коровина.

Фёдор Осипович Шехтель

Особняк Рябушинского

Оригинальность творений Шехтеля состояла в том, что в своих проектах он часто использовал архитектурные традиции Древней Руси. Соединив их с новейшими тенденциями, он получил тот органический сплав, который стали называть " московским модерном". Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичом. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является проходящий по периметру верхней части широкий мозаичный фриз с изображением гигантских орхидей. Вся структура дома подчинена символам мироустройства. Спиралевидные завитки уличной ограды напоминают бегущие волны, переплеты окон и входной решетки уподоблены извивающимся побегам или растущему дереву, в балконной решетке можно уловить мотив рыбьей чешуи. Пластическое пространство напоминает архитектуру Гауди. Идейно-композиционным центром особняка является парадная лестница «Волна» — символ постоянного движения человека, она напоминает, что жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. Лестница как некий путь возвышения души. Внизу подводный мир, бездна и чем выше, тем ближе мы к Солнцу. Величественная лестница из зеленовато-серого мрамора пенным кружевом разворачивается в виде спирали – символа бесконечности развития.

Павел Петрович Трубецкой

«Материнство»

В скульптуре «Мать и дитя» художник запечатлел любимую супругу с их единственным сыном на коленях. Увы, мальчик умер в 1908 году в двухлетнем возрасте. Но мастер создавал образы Элин с сыном и после.

Этому скульптурному портрету Трубецкого свойственны особый лиризм и теплота. Сколь тщательно проработаны лица портретируемых, и с каким лихим мазком пальца по глине художник создает динамку складок женского одеяния. Живую импрессионистическую работу можно отнести к специфическому жанру, изобретенному Трубецким, французские критики назвали ее «portrait-statuette», то есть «портрет-статуя».

Сергей Тимофеевич Коненков

«Купальщица»

На скульптурном портрете мы видим девушку с озадаченным, несколько недовольным взглядом, обращённым к зрителю. В её позе ощущаются мягкость и нежность в сочетании с некоторой сдержанностью и закрытостью, особенно заметной в напряженных руках и слегка склоненной вбок голове. Несмотря на переплетение совершенно противоположных по своему существу качеств, в скульптуре чувствуется гармония.

«Нищая братия»

Опираясь на гладкие посохи, мужчины замерли в угрюмом ожидании. Худой, с большой шапкой вьющихся волос высокий крестьянин, чьи сле­пые глазницы странным образом кажутся зрячими и даже излуча­ют какую-то злую силу; и сутулый лобастый старик, спрятавший правую, должно быть больную, руку в огромную варежку, — оба они не утратили достоинства и крепости характера. Они не молят о сни­схождении, а скорее требуют справедливого воздаяния за свою го­рестную судьбу. Худой нищий, так сумрачно насупивший тонкие брови, едва ли не грозен с виду, а старик, затаивший скептическую усмешку в своих усах, совсем не склонен к жалостливым причита­ниям; он из тех, чей мудрый, выстраданный опыт жизни внушает уважение.

Живопись Константин Алексеевич Коровина

«Портрет Шаляпина»

Хорошо знакомый с импрессионистским Парижем, Константин Коровин написал в этом стиле в 1911 году крупный портрет артиста Шаляпина.

Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, красивый графин, большая бутыль вина и бокал с налитым алым вином.

Федор Иванович одет в светлый костюм. Он непринужденно закинул ногу на ногу. Взгляд чудесного артиста устремлен в открытое окно, откуда видны зеленеющие кусты освещенного солнцем растения. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...