Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста




Цымбал Диана Михайловна

 

ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Обучающегося 6 курса

Направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

 

Форма обучения заочная

 

 

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент кафедры Л. И. Аббасова

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

 

Зав. кафедрой

докт. пед. наук, профессор Н.В. Горбунова

 

 

Ялта, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………….…….……………………………..…….7

1.1. Психолого-педагогические и философские подходы к понятию краеведческих представлений…………………..……..……………………...……..7

1.2. Краеведческие представления в структуре личности детей младшего школьного возраста……………………….………………………….……………..14

1.3. Методы и приемы формирования краеведческих представлений у младших школьников………….……………………………………………………………....22

Выводы к первой главе…………………………………………..……………..…..31

ГЛАВА 2. Исследовательско–экспериментальная работа по ФОРМИРОВАНИЮ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …….……………..34

2.1. Анализ уровня сформированности краеведческих представлений у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента………………..….……..34

2.2. Внедрение методики формирования краеведческих представлений у младших школьников………………………………………….…………………...46

2.3 Сравнительный анализ результатов исследовательско-экспериментальной работы …………………………………………………………………………….....75

Выводы ко второй главе………………………………………………………..…..81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...…………………………………………………....….83

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….……………..….…86

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………........93


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования определяется необходимостью решения противоречия между потребностью проведения целенаправленной историко-краеведческой работы в школе, начальной в том числе, и отсутствием научно-обоснованной подготовки будущих учителей к историко-краеведческой работе с учащимися начальных классов в высших учебных заведениях Республики Крым. «Сoглaснo зaкoну «Oб oбрaзoвaнии» Рoссийскoй Федерaции» oт 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. oт 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013), oбрaзoвaние – единый целенaпрaвленный прoцесс вoспитaния и oбучения, являющийся oбщественнo знaчимым блaгoм и oсуществляемый в интересaх челoвекa, семьи, oбществa и гoсудaрствa, a тaкже сoвoкупнoсть приoбретaемых знaний, умений, нaвыкoв, ценнoстных устaнoвoк, oпытa деятельнoсти и кoмпетенции oпределенных oбъемa и слoжнoсти в целях интеллектуaльнoгo, духoвнo-нрaвственнoгo, твoрческoгo, физическoгo и (или) прoфессиoнaльнoгo рaзвития челoвекa, удoвлетвoрения егo oбрaзoвaтельных пoтребнoстей и интересoв»

Одним из средств формирования этих знаний является целенаправленная историко-краеведческая работа с учащимися начальных классов, для реализации которой учителю необходимо овладеть методикой ее преподавания, психологически подготовить детей к новой форме обучения.

Вопрос формирования краеведческих представлений у младших школьников в процессе преподавания ряда предметов ещё мало изучен, несмотря на большое количество исследовательских работ по данным темам. Недостаточно изучены содержательные аспекты системы методов и приёмов, упражнений заданий, которые помогли бы решить проблему, как на уроках, так и во внеклассной деятельности учащихся. Краеведческая направленность содержания образовательных линий и отраслей, отражённых в госстандартах, является наиболее актуальными на протяжении последних десятилетий, особенно в Крыму. Отсюда, краеведение является прекрасным помощником в воспитании учеников, как на уроках, так и во внешкольной работе. Оно способствует обогащению учащихся знаниями о литературе, искусстве родного края, расширяет общие понятия о мире, природе. Краеведческий материал способствует идейному обогащению и умственному развитию учеников.

Разрабатывается и внедряется такое содержание начального образования, в котором традиционные знания, умения и навыки дополняются опытом творческой деятельности, воспитанием бережного отношения к окружающему миру.

Проблемы обучения и воспитания школьников средствами краеведения раскрыты в исследованиях В. Обозного, В. Романько, Н. Самохиной, С. Совгиры; вопрос использования краеведения в работе с учащимися разных возрастных групп раскрыт в трудах В. Бенедюк, П. Иванова, А. Кошолап, М. Никоновой, Н. Огиенко, М. Откаленко, Н. Соловья.

Подготовка будущих учителей к различным аспектам краеведческой работы представлена в исследованиях Т. Мищенко, О. Тимец, А. Пирожковой; общетеоретические вопросы исторического краеведения раскрыты в монографиях В. Ашкурова, Н. Борисова, Т. Матюшина, П. Тронько. Однако отсутствуют специальные исследования подготовки будущих учителей начальных классов к историко-краеведческой работе с учащимися.

Цель исследования: заключается втеоретическом обосновании и практической апробации методики формирования краеведческих представлений у младших школьников.

Задачи исследования:

1) изучить, обобщить и систематизировать теоретический материал;

2) раскрыть содержание форм и методов формирования краеведческих представлений у младших школьников;

3) определить критерии, показатели и уровни сформированности краеведческих представлениях у младших школьников;

4) разработать методику формирования краеведческих представлений у младших школьников и экспериментально проверить её эффективность.

Объект исследования – процесс формирования краеведческих представлений у младших школьников.

Предмет исследования – методика формирования краеведческих представлений у младших школьников.

Гипотеза исследования: Изучение краеведения в школе способствует формированию и развитию социально значимых ценностей, развитию познавательных интересов и исследовательских умений школьников; выявленная и обоснованная структура краеведческих представлений младших школьников о родном крае, включающая когнитивную, эмоциональную и ценностную составляющие, будет способствовать умственному развитию младшего школьника; обоснованные критерии и показатели сформированности краеведческих представлений о родном крае средствами краеведения позволят определить их уровни развития у младших школьников.

Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама ама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа  
Теоретическая база исследования составляют общенаучные (системно-структурный, системно-функциональный, личностно-ориентированный, культурологический, краеведческий) подходы к познанию и преобразованию действительности; ведущие положения о развитии личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).

Методологической основой исследования являются: концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); основополагающие труды по учебному (школьному) краеведению (В.Н. Ашурков, A.C. Барков, A.A., Т.Е. Вендров, И. Верба, В.П. Есипов, Н.В. Ефременков, Б.А. Заруцкий, Е.А. Звягинцев, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, Г.П. Пирожков, Т.О. Размустова, JI.A. Тарасова, С.О. Шмидт); идеи краеведческого подхода (A.A. Вагин).

Методы исследования. Длярешения поставленных задач использовались следующие методы исследования: т еоретические – анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; э мпирические беседы, тестирование, анкетирование, экскурсии, внеклассные мероприятия.

Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама ама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа Мама папа  
Практическая значимость: описанная работа по формированию краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста рекомендуется педагогам начальной школы к использованию в практике воспитательной работы в условиях реализации ФГОС НОО.

Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ленинская школа" Красногвардейского района Республики Крым.

Структура и объем магистерской работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложений. Общий объем магистерской диссертации составляет 103 страниц, из них – 85 страниц основного текста. Список использованных источников включает 73 наименования. Приложения изложены на 10 страницах.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...