Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краеведческие представления в структуре личности детей младшего школьного возраста




Краеведческие представления оказывают благотворное влияние на развитие разных сторон личности младшего школьника.

Появление в жизни общества системы общего обязательного среднего образования способствовало выделению особого периода развития ребёнка – младшего школьного возраста. До 6-7 лет растёт подвижность нервных процессов, немного увеличивается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, однако первые ещё продолжают долго доминировать, что обуславливает непоседливость и повышенное эмоциональное возбуждение младших школьников [27, с. 45].

Возрастает роль второй сигнальной системы в анализе и синтезе впечатлений окружающего мира, в образовании временных связей, создании новых действий и операций, формирование динамичных стереотипов. Исходя из этого, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервной системы по своим характеристикам приближаются к свойствам нервной системы взрослого, хотя сами по себе характеристики ещё не очень стойкие.

Психика младшего школьника достигает уровня развития необходимого для дальнейшей учёбы в средних классах, для перехода к подростковому возрасту с его особенностями и возможностями [27, с.46].

Появляется устойчивый навык к формированию представлений. Выделяют представления единичные, в основе которых лежит восприятие конкретных объектов и обобщенные, в которых на первый план выступают существенные признаки. Образы этих объектов у школьников сильно различаются, однако существенные признаки в них неизменно присутствуют.

Учитывая, что в мышлении младших школьников преобладает чувственное, наглядно-образное начало, в основе которого лежат ощущения, формирование у учащихся представлений - важнейшая задача в обучении природоведения [46, с. 143].

Ощущения - это отражение отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализаторы. Следовательно, чем больше анализаторов «задействовано» при восприятии наблюдаемого, тем полнее, глубже и правильнее возникающий образ [51, с. 166]. Например, полезно вспомнить опыт В.А. Сухомлинского, который учил детей различать в природе десятки оттенков только одного зеленого цвета. Таким же образом, находясь на природе, можно развивать способность слышать, ощу­щать запахи.

Огромное значение имеет познание окружающего мира для развития такого важнейшего для учебной дея­тельности процесса, как воображение.

Воображение (фантазия) - психический процесс, ко­торый заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений, имеющихся в личном опыте человека. Чем выше уровень воображения, чем более неизвестный образ оно создает, тем эффективнее творческая деятельность человека [61, с.11].

Младший школьник обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели более адекватным путём; он знает ценность переживания чувства собственной силы, он готов познавать мир во всём его многообразии. Его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знаний. Младший школьник эмоционален, многим интересуется, всё жадно впитывает. Поэтому учебный процесс должен способствовать всестороннему развитию личности ребёнка, опираясь на его потенциальные возможности.

Главной особенностью этого возраста является смена социальной позиции личности: вчерашний школьник становится учеником, членом школьного и классного коллективов, где нужно придерживаться новых норм поведения, уметь подчинять свои желания новому распорядку. Всё это воспринимается ребёнком как переломный момент в жизни, который сопровождается перестройкой системы взаимоотношений со взрослыми, авторитетной фигурой среди которых является учитель.

Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические стереотипы, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными приоритетами младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников [85, с. 123].

Так, согласно концепции Эриксона Э., возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна [58, с. 113].

Исходя из вышесказанного, следует отметить особую роль в психологической подготовленности учителя. Между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений, который формирует психические качества младшего школьника, о чём пишет В. Сухомлинский «Духовный мир школьника». Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Учитель становится как бы проводником между культурой, опытом человечества и ребёнком. Функция учителя – передать этот опыт новому поколению. Здесь учителю отведена роль так называемого посредника. Учитель выступает как организатор умственного развития ребёнка, его внимания, памяти, мышления, воображения [6, с. 316].

В психологии и педагогике издавна сложилось мнение о том, что интеллектуальные возможности младшего школьника весьма ограничены. Поэтому целью школьного обучения считалось приобретение знаний и навыков. Память детей загружалась большим количеством второстепенных сведений, очень много внимания уделялось тренировкам, упражнениям в ущерб самостоятельной умственной работе школьников. Всё это отрицательно отражалось на общем развитии детей [15, с. 167].

Мысль об интеллектуальной недогрузке учащихся начальных классов, о более широких возможностях обучения современного ребёнка давно появилась у учёных и передовых учителей, успешно работавших над детским развитием. Психологи Богоявленский Д., Гальперин П., Занков Л., Эльконин Д. провели ряд конкретных экспериментальных исследований, которые показали, что учащиеся начальных классов обладают большими способностями к обучению, чем это считалось до сих пор, и что развитие детей зависит не только от их возрастных особенностей, но и от содержания и методов учебно-воспитательной работы, проводимой в школе, в связи с чем возрастает роль преподавания основ краеведения и формирования краеведческих представлений у детей младшего школьного возраста.

Психологи-исследователи в своём построении экспериментального обучения исходили из того, что в настоящее время, в условиях бурного роста науки, техники, экологии и туризма, школа может дать ученику только небольшую часть той огромной информации, которая необходима для современного культурного человека. Поэтому задача школьного обучения – не только обогатить память знанием основ наук, но и с ранних лет развивать ум детей, чтобы они могли самостоятельно в течение всей жизни добывать необходимые сведения, познавать и любить свой край, воспитать патриота и гражданина своей Родины.

Традиционное начальное обучение заключалось почти исключительно в объяснениях, беседах и рассказах учителя, причём считалось достаточным, если ученик понял преподносимый ему учебный материал, выучил его и воспроизвёл при ответе. Новые методы обучения требуют от младшего школьника, чтобы он думал, сравнивал предметы и факторы, стремился познавать окружающий мир [15, с. 168].

Включаясь для себя в новую учебную работу, дети постепенно привыкают к её требованиям, а исполнения последних подразумевают развитие новых особенностей личности, каких ещё нет в дошкольном возрасте. Такие качества личности возникают и развиваются у младших школьников применительно к формированию учебной деятельности.

Ушинский К. подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиологических процес­сов, качественные изменения роста, развитие психики эмоциональ­но-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нрав­ственной зрелости [78, с. 31].

От 8 до 11 лет — предподростковый период — время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к от­рочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период име­нуется еще и младшим школьным возрастом.

В каждый период возрастного становления ребенку важно дос­тигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофи­зиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения.

Школьник 9-10 лет оптимистичен, любознателен, эмоционален, лю­бит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Учитель знает, что ребенок 9-10лет — существо социальное, стремящееся не только к познанию предметного мира, но и мира человеческих отношений. Более того, школь­ник начинает находить свое место в системе этих отношений, а любая его деятельность приобретает личностный характер и начинает оцениваться им с точки зрения существующих общественных эталонов («правиль­но-неправильно», «можно-нельзя», «красиво-некрасиво», «нравствен­но-безнравственно» и т. п.)[78, с. 36].

Конечно, формирование этих жизненных ценностей во многом зави­сит от «социальной ситуации развития» [12, с. 62], то есть от ус­ловий, которые создаются в процессе обучения и воспитания. И первым таким условием является знакомство детей с различными сторонами ок­ружающей природы, человеческой культуры, образцами поведения в об­ществе и др.

Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружа­ющему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы» — о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении вселенной и т. п. В период с 8 до 10 лет значительно увеличивается запас знаний (о вза­имоотношениях с другими людьми, о самом себе, о своем месте в общест­ве взрослых, сверстников), которые помогают ребенку социализировать­ся. Особый интерес вызывают у младших школьников образцы поведения взрослых — рассказы о героических подвигах, исторических событиях, путешественниках и т. п. Дети начинают анализировать эмоциональные отношения со сверстниками: возникает дружба, привязанность, осознанное стремление к лидерству и т. п.

Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого возраста окружающий мир представлен не отдельными (дифференцированными) сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями — это звуки, формы, величины и т. д. Они существуют для ре­бенка пока независимо друг от друга, младший школьник только начинает устанавливать между ними связи, искать зависимости, дифференцировать их, соединять в группы: природа живая и неживая; человек, другие люди... Но если это так, то, по-видимому, наиболее целесообразно, чтобы младший школьник изучал окружающий мир с помощью интегрированных предме­тов.

Такие теоретики, как Дж. Лдамс, Винекси Г., Гансберг Ф., Лесгафт П., Бехтерев В., подчеркивали, пластичность человеческой психики, позволяющей воспитанию многое изменить в природных данных индивида. Поэтому в ряду трех факторов развития: наследственности, воздействия окру­жающей среды и воспитания — последнее является самым существенным. Если воспитание и не может сделать всего из каждого, то оно может содействовать тому, чтобы недостаточно ярко выраженные сами по себе природные наклонности получили развитие – путём упражнения и чтобы, наоборот, другие наклонности не развивались или совершенно затушевывались.

Итак, нет никакого сомнения, что от недостатка воспитания глохнут и гибнут выдающиеся, даже гениальные природные задатки. Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка, как доброжелатель­ность, открытость, позитивная рефлексия. Дети этого возраста легко идут на контакт с другими людьми — взрослыми, сверстниками, любят выпол­нять совместную работу, умеют распределять обязанности, брать на себя роль лидера (руководителя, командира). Особенно важен уровень разви­тия эмпатических чувств, потому что именно они лежат в основе гуманно­го отношения ко всему живому, правильных взаимоотношений человека с окружающим миром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...