Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственный процесс на машиностроительном предприятии, прогрессивные формы и методы его организации.




Совокупность всех действий людей и орудий труда, осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видов продукции, называется роизводственным процессом.

Основной частью производственного процесса являются технологические процессы, которые содержат целенаправленные действия по изменению и определению состояния предметов труда. В ходе реализации технологических процессов происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда.

Разновидности производственных процессов. По своему назначению и роли в производстве процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием. Результатом основных процессов в машиностроении являются выпуск машин, аппаратов и приборов, составляющих производственную программу предприятия и соответствующих его специализации, а также изготовление запасных частей к ним для поставки потребителю.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработка пара и сжатого воздуха и т. д.

Обслуживающими называются процессы, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов. К ним относятся, например, процессы транспортировки, складирования, подбора и комплектования деталей и т. д.

Совокупность основных процессов образует основное производство. На предприятиях машиностроения основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной.

К заготовительной стадии относятся процессы получения заготовок — резка материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включает процессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку, термообработку, покраску и гальванические покрытия и т. д. Сборочная стадия — заключительная часть производственного процесса. В нее входят сборка узлов и готовых изделий, регулировка и отладка машин и приборов, их испытания.

Состав и взаимные связи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.

К наиболее известным и широко распространенным в совре­менных условиях хозяйствования формам организации производст­ва относятся специализация, концентрация, комбинирование и ди­версификация (рис.).

Специализация. Данная форма организации производства пред­полагает сосредоточение на одном предприятии (в его структурных подразделениях) выпуска однотипной продукции. Специализация базируется на принципе разделения труда и концентрации одно­родного производства в масштабах всего предприятия (цеха, участ­ка).

Концентрация. Эта форма организации производства предусмат­ривает процесс сосредоточения выпуска одноименной продукции на крупных предприятиях. Масштабностью ее производства и определяется в первую очередь уровень его концентрации, который зависит от размеров единичной мощности основного технологиче­ского оборудования (машин, агрегатов, аппаратов), числа функцио­нирующих однотипных технологических «цепочек» и режима рабо­ты предприятия.

Кооперирование. Представляет собой такую форму организации производства, которая предусматривает формирование производст­венных связей между предприятиями, цехами или участками, зани­мающимися изготовлением одного и того же вида продукции (коо­перированные процессы внутри одного предприятия выражаются в передаче полуфабрикатов или комплектующих изделий для даль­нейшей их переработки из одного основного цеха в другой, в вы­полнении определенных услуг или работ вспомогательных произ­водств для нужд основных цехов.)

Комбинирование. Это такая форма организации производства, которая предполагает соединение в масштабах одного предприятия производство различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но достаточно тесно техно­логически связанных специализированных производств.

Диверсификация. В самом общем смысле диверсификация означает расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклату­ры производимой специализированными (монопольными) предпри­ятиями продукции. Таким образом, диверсификация всегда связана с проникновением отдельных предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности.

52.Инновационная деятельность машиностроительного предприятия, планирование и анализ эффективности инноваций.

Сущность и классификация инноваций

В рыночной системе хозяйствования формируются новые усло­вия Эффективным инструментом устойчивого развития предпри­ятия в условиях рынка являются инновации.

Инноватика — область науки, изучающая различные теории но­вовведений — формирование новшеств, их распространение, факто­ры, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим проти­водействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.

Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и раз­работок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнитель­ные научные исследования и разработки.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновацион­ной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усо­вершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, го­сударства) — это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включаю­щая создание и распространение инноваций.

В теории инноваций существуют различные их классификации. Основными критериями классификации инноваций являются сле­дующие.

1. По значимости и уровню экономического эффекта различают
базисные, улучшающие (видоизмененные) и псевдоинновации:

- базисные (или первичные, радикальные) — это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков;

- улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» но­вых товаров и технологии, их максимального приспособления к тре­бованиям рынка;

- псевдоинновации — это те инновации, которые реализуются в мини-изменениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим прогрессом.

2. По направленности воздействия на процесс производства ин-
новации могут быть расширяющими, рационализирующими и замещающими:

-расширяющие инновации нацелены на более глубокое про­никновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного исполь­зования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров);

- рационализирующие инновации близки к видоизменениям;

- замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанны­ми на выполнении тех же функций.

3. По глубине вносимых изменений:

а) инновации нулевого порядка — регенерирование первоначаль-
ных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих
функций;

б) инновации первого порядка — изменение количественных
свойств системы;

в) инновации второго порядка — перегруппировка составных час-
тей системы с целью улучшения ее функционирования

г) инновации третьего порядка — адаптивные изменения элемен-
тов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

д) инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее
качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных

(изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т. е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

е) инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все
или большинство свойств системы, но базовая структура, концеп-
ция сохраняется;

ж) инновации шестого порядка — новый вид качественного изме-
нения первоначальных свойств системы, первоначальной концеп-
ции без изменения функционального принципа;

з) инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в
функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее
функциональный принцип.

4. По отношению к разработке инновации разделяются на реа­лизованные силами данного предприятия или внешними силами.

5. По масштабам распространения могут быть выделены инно­вации, ставшие основой для новой отрасли, производящей одно­родный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

6. По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие нововведения. Важные продуктовые но­вовведения создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющих продуктовые, — расширяют рынок в соответствую­щих областях

7. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации*ори­ентированы на существующие потребности или создание новых.

8. По степени новизны инновации могут быть основаны на но­вых открытиях или созданы на основе нового способа, примененно­го) к открытым явлениям.

9.По времени выхода на рынок инновации подразделяются на
инновации-лидеры и инновации-последователи.

10. По причинам возникновения инновации можно разделить
на реактивные и стратегические:

- реактивные инновации — эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы, они являются реакцией на нововведения, осу­ществленные конкурентом, т. е. реактивные инновации производят­ся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борь­бы на рынке;

- стратегические инновации — это инновации, внедрение кото­рых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

11. По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на:

- продуктовые инновации (новые продукты и новые мате­риалы);

- рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать про­дукт на новых рынках);

- инновации-процессы (технологии, организация процесса про­изводства и управленческие процессы).

Классификация инноваций позволяет:

- осуществить «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии. Иными словами, тип инновационной стратегии лю­бого предприятия зависит от преобладающего типа инновации;

- сконструировать экономические механизмы и организацион­ные формы управления в зависимости от типа инноваций;

- определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов ин­новаций.

Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на ис­пользование результатов научных исследований и опытно-конст­рукторских разработок для получения прибыли на основе расшире­ния и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продук­ции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринима­тельства.

В связи с инновациями различают две модели предпринима­тельства: классическую и инновационную.

Классическая модель — это предпринимательство традицион­ное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности.

Инновационная модель — предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

В зависимости от преобладающего типа инноваций предпри­ятия могут быть разбиты на определенные классы.

Инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи.

Инноваторы-лидеры — это предприятия, являющиеся инициато­рами инноваций, которые затем подхватываются другими предпри­ятиями — инноваторами-последователями. Инноваторы-лидеры ра­ботают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, име­ют запас «экономической прочности».

нноваторы-последователи, напротив, меньше рискуют, их иннова­ции являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конку­рентоспособности.

Предприятия-инноваторы, создающие новые потребности, и предприятия, способствующие развитию и более полному удовле­творению существующих потребностей. Типичными примерами инноваций, создающих и удовлетворяющих новые потребности, являются: радиоприемник, магнитофон, телевизор, телефон, ви­деомагнитофон, видеотелефон, калькулятор, ЭВМ, в том числе ПЭВМ.

Предприятия, создающие базовые инновации, и предпри­ятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-ви­доизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых спо­собов к «старым» открытиям. Этот вид инноваций связан с создани­ем новых поколений техники, которые впоследствии будут совер­шенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.

Побудительными мотивами развития инноваций на предпри­ятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой ры­ночной конкуренции.

Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эф­фективности предпринимательства и развитию национальной эко­номики.

Сущность и источники инвестиций

Поступательное развитие экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов ввиду того, что удовлетворение возникающих общественных потребностей требует реконструкции, технического перевооружения существующих основных фондов или создания новых, способных давать требуемую продукцию. Для дос­тижения этой цели нужны дополнительные ресурсы, капитал (инве­стиции).

Ивестициями счита­ются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности.

Инвестиционные расходы подразделяются на амортизационные, направляемые на замену изношенного оборудования, зданий и со­оружений, и чистые инвестиции, добавляющие и расширяющие су­ществующий физический капитал и тем самым способствующие экономическому росту предприятия. Возможны следующие ситуа­ции, отражающие состояние инвестиционного процесса на пред­приятии.

Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные заемные.

К собственным инвестициям относятся:

1)собственные финансовые средства, формирующиеся в резуль­тате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выпла­ченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмеще­ния ущерба от стихийных и других бедствий;

2)иные виды, активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных про­дуктов, торговых марок);

3)привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций;

4)средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и ак­ционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

5) благотворительные и другие аналогичные взносы.

К внешним источникам инвестиций относятся:

1) ассигнования из федерального региональных и местных бюд­жетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предос­тавляемые на безвозмездной основе;

2)иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финан­сового или иного материального и нематериального участия в устав­ном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и фи­нансовых институтов, государств, предприятий (организаций) раз­личных форм собственности и частных лиц;

3)различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предприни­мательства на возвратной основе (в том числе на льготных услови­ях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инве­стиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства.

Основным источником инвестирования в составе внутренних средств является амортизация. Ее доля превышает 70 %. Оним из средств повыше­ния инвестиционной активности предприятий является ускоренная амортизация основных фондов.

Проблема нехватки инвестиций является особенно актуальной в ряде других проблем предприятий машиностроения. Именно не­хватка инвестиций не позволяет ликвидировать отставание отечест­венных производителей от иностранных конкурентов. Решением данной проблемы может служить привлечение иностранных инве­стиций.

Самый богатый опыт по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную отрасль имеет Китай. Очевидно, что в России пока не созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...