Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестиционная деятельность предприятия, анализ и оценка надежности (рисков) и эффективности инвестиционных проектов.




Инвестиционная деятельность предприятия

Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой вложение инвестиций, т. е. инвестирование и совокупность практи­ческих действий по реализации инвестиций.

Субъектами инвестиционной политики являются инвесторы, за­казчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестицион­ной деятельности, а также поставщики, различные предпринима­тельские организации — банковские, страховые и посреднические.

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать: физические и юридические лица; создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; государствен­ные органы; органы местного самоуправления; иностранные субъ­екты предпринимательской деятельности.

Следующий субъект инвестиционной деятельности — заказчики. Заказчиками могут быть инвесторы, а также физические и юридиче­ские лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществ­ляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено догово­ром между ними.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, кото­рые выполняют работы по договору подряда и (или) государственно­му контракту, заключаемому с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, ко­торые подлежат лицензированию в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

Объекты вложения инвестиций различаются в зависимости от масштаба, сферы вложения, характера и содержания инвестицион­ного цикла, доли участия государства, эффекта использования. Объ­ектами инвестиционной политики в Российской Федерации явля­ются:

1) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации;

2) ценные бумаги; л

3) целевые денежные вклады;

4) научно-техническая продукция;

5) другие объекты собственности;

6) имущественные права;

7) права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной политики действуют в инвестицион­ной сфере, где осуществляется практическая реализация финансо­вых вложений. В состав инвестиционной сферы включаются:

1) сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций,в основные средства производственного и непроизвод­ственного назначения. Эта сфера объединяет деятельность заказчи­ков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков обо­рудования и других субъектов инвестиционной деятельности;

2) инновационная сфера, в которой реализуются научно-техни­ческая продукция и интеллектуальный потенциал;

3) сфера обращения финансового капитала: денежного, ссудно­го и финансовых обязательств в различных формах.

Методы оценки инвестиционных проектов

Методы оценки инвестиционных проектов делятся на два боль­ших класса: простые методы и методы дисконтирования.

Простые (статистические) методы позволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономиче­ской эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых про­стыми методами, используются: удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу вы­пуска продукции; простая норма прибыли проекта (в процентах) — отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или к ин­вестируемому акционерному капиталу; простой срок окупаемости или период возврата инвестиций, рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизаци­онных отчислений.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, является эф­фективным (при данной норме дисконта), то может рассматривать­ся вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее про­ект. Если ЧДД отрицателен, то проект считается неэффективным, т. е. убыточным для инвестора.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта соизме­рение разновременных показателей осуществляется путем приведе­ния (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. Для при­ведения разновременных затрат, результатов и эффектов использу­ется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Рассчитывается чистый дисконтированный доход по формуле

 

 

где R(t) – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета, руб.;

S(t) – затраты на t-ом шаге расчета, руб.;

Т – горизонт расчета, лет;

Е – норма дисконта, доли единицы.

Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариан­тов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется проводить с ис­пользованием различных показателей, к которым относятся:

1) чистый дискоцтированный доход (ЧДД), или интегральный доход;

2) индекс доходности (ИД);

3) внутренняя норма доходности (ВИД);

4) срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или чистая приведен­ная стоимость (NPV), представляет собой оценку сегодняшней стоимости потока будущего дохода. Он определяется как сумма те­кущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к началь­ному шагу, или как превышение интегральных результатов над ин­тегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

где – результаты, достигаемые на - ом шаге расчета;

– затраты, осуществляемые на том же шаге;

– горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта).

– эффект, достигаемый на - м шаге.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД.

Для этого из состава исключают капитальные вложения и обозначают через

– капиталовложения на - м шаге;

– сумму дисконтированных капиталовложений, т.е.

а через - затраты на t - м шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда

и выражает разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений ().

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

С достаточной степенью точности индекс рентабельности мож­но определить как отношение дисконтированных прибылей и амор­тизационных отчислений к капитальным вложениям.

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов, и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД по­ложителен, то ИД больше 1, и наоборот.

Правило. Если ИД больше 1, проект эффективен, если ИД меньше 1 — неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВИД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Иными словами, Евн (ВНД) является решением уравнения:

Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохо­да на капитал, то инвестиции в данный инвестиционный проект оправданны и может рассматриваться вопрос о его принятии. В про­тивном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.

Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) инве­стиционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение следует отдать ЧДД.

Срок окупаемости проекта — время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции. Измеряется он в годах или месяцах.

Определение бизнес-плана и его значение

Планирование — это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на бли­жайшую и будущую перспективу.
Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях ры­ночной экономики без тщательно подготовленного бизнес-плана.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описа­ние предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмот­рении большого количества различных ситуаций, позволяющий вы­брать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирова­ние хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдален­ные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможно­стями получения необходимых ресурсов. Основной центр биз­нес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Наряду с определением цели составители биз­нес-плана должны отразить другие задачи:

1)социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг; оз­доровление экологической обстановки; улучшение психологическо­го климата в стране; создание новых духовных и культурных ценно­стей;

2)повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепле­ние экономического потенциала предпринимателя (включая произ­водственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит услови­ем и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя,

3)иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зару­бежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, про­дажа которого должна принести максимальный выигрыш.

Более близок к бизнес-плану такой привычный ранее россий­ским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана — это то, что технико-экономическое обоснование — это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объек­тов.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратеги­ческого планирования. Как и стратегический план организации, ох­ватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом су­ществует ряд различий:

1) бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них — ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

2) стратегические планы — это обычно планы с растущим гори­зонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки. Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной прора­боткой и определенной самодостаточностью;

3) в бизнес-плане функциональные составляющие (планы про­изводства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновес­ными частями структуры бизнес-плана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...