Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтизм. Франц Шуберт. Вокальное творчество.




РОМАНТИЗМ

Ведущее направление искусства XIX века. Особенности: внимание к чувствам человека. Самым прекрасным искусством романтики считали музыку.

Темы: любовь, природа, искусство (герой - художник, поэт, музыкант), одиночество, непонятость художника (часто автобиографичность), желание уйти от действительности в сказку, в прошлое (средневековье), в экзотические страны.

Жанры: песня, романс, инструментальные миниатюры (прелюдия, ноктюрн, вальс, этюд и т. д. ), вокальные и фортепианные циклы, программная музыка (идея синтеза искусств).

Представители: Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Рахманинов и другие.

ФРАНЦ ШУБЕРТ

1797 (Лихтенталь) – 1829 (Вена)

 

Великий австрийский композитор-романтик, автор около 1500 произведений: более 600 песен, 18 музыкально-сценических произведений, 9 симфоний, более 100 хоровых произведений, многочисленных сочинений для фортепиано (22 сонаты. 8 экспромтов, 6 «Музыкальных моментов», вальсы, марши и др. ).

Заниматься музыкой начал в 7 лет у отца (школьного учителя) и старшего брата. С 11 по 17 лет учился в Венском конвикте (педагоги - Сальери и Ружичка), с 17 по 18 лет - в школе св. Анны, готовящей учителей. 2 года работал младшим учителем в школе отца. В 1816г. стал свободным художником.

Творчество Шуберта развивалось в неблагоприятных условиях (реакция, наступившая после наполеоновских войн, от искусства требовалась развлекательность, а не серьезные идеи). При жизни композитора его произведения почти не издавались и редко звучали со сцены. Единственный авторский концерт состоялся за полгода до смерти. Распространялись его сочинения благодаря друзьям на «шубертиадах» (любительских концертах, где звучала музыка Шуберта в исполнении автора и других музыкантов).

Вокальное творчество.

Песни занимали главное место в творчестве Шуберта и оказали влияние на другие жанры (песенные темы встречаются в симфониях, сонатах, фортепианных миниатюрах).

«Маргарита за прялкой» (1814) - первая романтическая песня, на стихи Гёте (из «Фауста»). Характер печальный, тема - о несчастной любви, об одиночестве. Вокальная партия (выразительная, проникновенная мелодия) и фортепианная (изображающая монотонное жужжание прялки, создающее тоскливое настроение, о объединяющее все произведение) равноправны:

 

Лесной царь» (1815) - на стихи Гёте. Новый жанр - баллада (происходит из народной поэзии). Особенности: повествовательность, увлекательный сюжет, часто фантастический, трагическая развязка, сквозное развитие (поэтому возрастает роль фортепианной партии, а в мелодии появляется декламация). Самый яркий пример – музыкальное воплощение криков ребенка:

Вокальный цикл - новый романтический жанр, созданный Шубертом: ряд песен, объединенных сюжетом, идеей и музыкальными средствами (общие интонации, ритмы и т. д. ). Шубертом написаны два вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» (20 песен, 1823г. ) и «Зимний путь» (24 песни 1827г. )- Общее в них: стихи одного поэта Мюллера; романтические темы - несчастная любовь, странствия, одиночество; изобразительность аккомпанемента. Различия: «Зимний путь» - произведение более трагическое (в 1-м цикле у героя есть «друг» - ручей, во 2-м - герой одинок, его странствия бесцельны): в «Прекрасной мельничихе» природа весенняя, цветущая, в «Зимнем пути» - холодная, застывшая, враждебная человеку; мелодии 1-го цикла напоминают народные песни (№ 1 «В путь»):

 

 вокальные партии 2-го цикла соединяют распевность и декламационность (№ 24 «Шарманщик»); во всех песнях 1-го цикла фортепианная партия изображает журчание ручья, его настроение соответствует настроению мельника (радостное в № 1, печально-умиротворенное в № 19 «Мельник и ручей»):

 

 во 2-м цикле фортепианная партия сложнее, изображает тяжелый шаг путника (№ 1 «Спокойно спи»), игру шарманки (№ 24), ( тема вокальной парии –

 

 шелест листвы, завывание ветра, звук почтового рожка; большинство песен 1го цикла - мажорные, во 2-м цикле - минорные, гармонически более сложные, чем в 1-м цикле.

Неоконченная симфония, си минор, № 8.

 

Создана в 1822г., впервые исполнена в 1865г. - судьба этого произведения отражает отношение современников к музыке Шуберта. Первая романтическая симфония: содержание - раскрытие переживаний, чувств человека мечтательного, легко ранимого. Состоит из 2-х частей, но идея исчерпана: 1 часть - драматическая, 2 часть - лирико-созерцательная, выражает примирение с судьбой. Необычен музыкальный язык: мелодии песенного склада, их вступлению предшествуют несколько тактов аккомпанемента (как в песне); тональность 1 части - си минор, 2 части - Ми мажор, тональное соотношение ГП и ПП в 1 части - терцовое (си минор– Соль мажор), оркестровка красочная, повышается роль деревянных духовых (т. ГП исполняют гобой и кларнет на фоне сопровождения струнных). Форма 1 части -сонатная:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...