Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вступление  экспозиция  разработка реприза  кода




вступление    экспозиция                   разработка               реприза           кода

                   т. ГП связка т. ПП З. ч. вст., эпизод из т. ПП т. ГП связка т. ПП З. ч. вст.

                      си          Соль                                               си            Ре       си

                   минор     мажор                                           минор       мажор    минор

 

Тема вступления:

 

 

Тема главной партии:

 

Тема побочной партии:

 

Обобщение. Судьба Шуберта трагична: он прожил всего 31 год, не было в его жизни ни далеких путешествий, ни блестящих знакомств (встреча с Бетховеном, о которой он так мечтал, не состоялась), ни заслуженной славы. После смерти композитора друзьями его был издан сборник «Лебединая песня». В 30-е годы творчество Шуберта начали пропагандировать Лист, Шуман, Мендельсон. Сейчас музыка его звучит во всем мире, потому что она раскрывает «радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать болыиинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта». (Асафьев).

Одно из самых популярных произведений композитора – Музыкальный момент фа минор:

           ФРИДЕРИК ФРАНТИШЕК ШОПЕН

       1810, Желязова Воля под Варшавой- 1849, Париж

 

Великий польский композитор и пианист. Основоположник польской национальной композиторской школы (как Лист в Венгрии, Глинка в России).

Представитель романтизма: лирика, национальные особенности (в содержании - образ Польши, как романтической мечты, присутствует постоянно: в жанрах -мазурка, полонез, краковяк); в музыкальном языке интонации, ритмы, лады народной музыки); жанры: баллада, фантазия, фортепианные миниатюры - прелюдия, этюд, ноктюрн, вальс и др. ). Но необычно: не привлекала идея синтеза искусств, поэтому не писал программной музыки и опер. Творческое наследие - в основном фортепианные произведения: 4 баллады, 4 скерцо, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 2 сонаты, Фантазия фа минор, Колыбельная, Баркарола, 4 экспромта, 16 полонезов, ок. 60 мазурок, 17 вальсов, 20 ноктюрнов, 27 этюдов, 25 прелюдий. Кроме фортепианных произведений - ок. 20 песен, Соната для виолончели и фортепиано, Трио.

Происходил из культурной и музыкальной семьи. Отец (Николай Шопен) - французский эмигрант, известный преподаватель иностранных языков, играл на скрипке и флейте; мать (Юстина Шопен, в девичестве Кжижановская) играла на фортепиано и пела.

Первые проявления гениальной одаренности в 5 лет. 6 лет - занятия с В. Живным (фортепиано). 7 лет - первое публичное выступление, выход из печати 2-х полонезов и статьи о «польском Моцарте». 12 лет - занятия композицией у Эльснера. 1823-26 - лицей. 1826-29 - Высшая школа музыки. 1830 - отъезд из Варшавы в Париж (в пути получил известие о поражении польского восстания). 1831 - статья Шумана о Шопене «Орus 2». 1832 - первый концерт в Париже, начало европейской славы. С середины 30-х до середины 40-з годов - самый плодотворный период, знакомство с Листом, Мицкевичем, Делакруа, Бальзаком, Гюго, Шуманом и др. Любовь к французской писательнице Жорж Санд. Вторая половина 40-х годов - тяжелая болезнь, разрыв с Жорж Санд. Умер 17 октября 1849 года, похоронен в Париже, но сердце Шопена, согласно его желанию, перевезено в Польшу.

 

Фортепианное творчество.

 

В творчестве Шопена велика роль танцевальных жанров (особенность польской музыки).

Полонезы. («Польский») - 3-хдольный танец с четким ритмом, в XVII веке сопровождал торжественное шествие польской знати, в XVIII веке - широко распространен как лирическая салонная пьеса без ярко выраженных национальных черт (Огинский). С ними схожи ранние полонезы Шопена. Лучшие полонезы написаны в Париже как олицетворение национальной героики. Они стали своеобразными музыкальными символами Польши. Полонез Ля мажор - торжественный, триумфальный, «картина величия Польши» (А. Г. Рубинштейн). Сложная 3-х частная форма, 1 тема - аккордовая фактура, ясные гармонии:

 2 тема (трио) - героические фанфары в мелодии:

Мазурки – их значение для Шопена сходно со значением песен для Шуберта. Создавались с середины 20-х годов до конца жизни (последнее сочинение - мазурка фа минор). «Лирические дневники». В основе 3 танца: мазур, оберек, куявяк. Национальные черты: размер 3/4 , акценты на 2-ю или 3-ю дулю, пунктир на сильную долю, лады народной музыки, ладовая переменность, изображение игры на народных инструментах (например, волыночные басы). Разнообразие: близкие к народным - жизнерадостные, картинные (№ 15, До мажор вступление - «игра народных инструментов», 1я тема ладовая переменность - лидийский лад:

 

 

средний раздел Зх-частной формы - акцентирование слабых долей, подчеркнутая танцевальность), лирические, печальные (№ 49, ля минор - танцевальность не подчеркивается, для нее характерна плавность, изящество, выразительная напевная мелодия:

  бальные – блестящие, эффектные (№ 5 Си-бемоль мажор - рондо, что часто в народной танцевальной музыке, рефрен - сложная мелодическая линия с широкими скачками и форшлагами, острыми акцентами:

 1й эпизод - мягкий, лирический, плавный. 2й -«волынка», ладовое своеобразие: подчеркивание в мелодии ув. 2 и тритона.

Вальсы - поэтические романтические миниатюры - блестящие (№ 1), лирические - № 7:

 отражение атмосферы, в которой они возникли - парижских аристократических и художественных салонов 1й половины XIX века - изысканная красота, утонченность, безупречный вкус. Вальс № 7, до-диез минор - сложная Зх-частная форма с чертами рондо:

А          В         А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...