Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Джузеппе фортунато франческо верди




ДЖУЗЕППЕ ФОРТУНАТО ФРАНЧЕСКО ВЕРДИ

1813, д. Ронколе, близ Буссето- 1901, Сант-Агата, близ Буссето

 

Великий итальянский композитор. Автор 26 опер. Отец - хозяин деревенского трактира и лавочник, мать - прядильщица. Раннее проявление музыкальной одаренности. Занятия у церковного органиста. С 12 лет - школа в Буссето и служба в Ронколе (органист в церкви). Покровительство А. Барецци (купец, любитель музыки). Создание первых произведений, начало дирижерской и педагогической деятельности. 1832г. - неудачная попытка поступить в Миланскую консерваторию. Занятия у Лавиньи. Выступления в концерте Филармонического общества. Руководство концертами в Буссето. Создание 15 опер с 1836 по 1850 гг. 1851-53 гг. - творческая зрелость: «Риголетто», «Трубадур». «Травиата». Заказы на оперы театров Лондона, Рима, Петербурга (поездки в Россию в 1861, 62 гг), Каира. Политическая деятельность (депугат парламента), строительство больницы и дома для престарелых музыкантов. Поздний период: «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1893) - оперы по Шекспиру.

Реформатор оперы. Прекрасный мелодист. Обогатил оркестровый стиль.

«РИГОЛЕТТО» - по драме Гюго «Король забавляется». Трагический сюжет, главный герой -шут.

Вступление - на теме проклятья.

Песенка Герцога - ритм вальса, запоминающаяся мелодия, отражающая беззаботный и легкомысленный характер персонажа.

Квартет — кульминация оперы, раскрытие смысла событий и чувств героев: тоска Джильды, мрачная решимость Риголетто, веселая насмешливость Маддалены, пылкость Герцога.

«АИДА» (1871) - по заказу Каирского театра к открытию Суэцкого канала. В основе старинная египетская легенда. Либретго Гисланцони. Захватываюший сюжет, драматизм. Сочетание романтизма (экзотика, древность, красочность оркестровки и гармонии) и реализма (правда чувств). Контрастность массовых сцен (торжественные хоры, шествия, балет) и ансамблевых, сольных (драма героев). Развитие национальных традиций (вокальный мелодизм), а также французских (зрелищность), немецких (роль оркестра), русских (восточный колорит).

Действующие лица и голоса:

Аида, рабыня-эфиопка - сопрано

Амнерис, дочь фараона - меццо-сопрано

Радамес, начальник дворцовой стражи - тенор

Рамфис, верховный жрец - бас

Амонасро, царь Эфиопии, отец Аиды - баритон

Вступление — лейтмотив любви Аиды: нежный лирический у скрипок. 2-я тема - лейтмотив жрецов (фугато, низкие струнные, мрачный характер). Одновременное звучание лейтмотивов (контрастная полифония - выражение основной идеи оперы: конфликт любви и жестокости).

Романс Радамеса - Зх-частная форма. Вступление - героические фанфары. Основная тема лирическая, средний раздел - тембр деревянных духовых (лейтгембр Аиды).

Терцет начинается лейтмотивом любви Амнерис (извилистая мелодия струнных), основная тема - лейтмотив ревности Амнерис (возбужденный характер, быстрый темп, хроматизмы в мелодии).

Сцена Аиды - противоречивые чувства: любовь и долг. контрастные разделы. последний -молитва.

Сцена посвяшения (финал 1 д. ) - в храме. Обряд. Тема Великой жрицы (мажор с двумя ув. 2), хорал и Свяшенная пляска жрии.

Финал II д. - торжественная встреча победителей. Гимн, марш (духовой оркестр на сцене). Средний раздел - пленные (среди них отец Аиды).

Дуэт Аиды и Амонасро (3 д. ) – драматизм, контрастные темы, распевная («Возвратимся мы в край наш дорогой») и гневные проклятья Амонасро.

Сцена суда (4 д. ) - лейтмотив жрецов (унисон басов а capella), возгласы отчаяния Амнерис «Боги, сжальтесь».

Заключительный дуэт Аиды и Радамеса - отрешенное звучание, «не столько звуки, сколько слезы» (современник Верди). 2ой план - тема Великой жрицы (в храме отпевают Радамеса).

«Верди стал символом, идеалъным олицетворением своего народа, как никакой другой художник до него» (Ганс Галь).

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

1811 (Доборьян. ныне Рейдинг, Венгрия) - 1886 (Байрейт, Германия)

 

Великий венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Основоположник венгерской национальной композиторской школы. В Венгрии жил недолго, но его творчество связано с культурой этой страны: содержание (Венгерские рапсодии, «Погребальное шествие». симфоническая поэма «Венгрия» и др. ) и жанры, ритмы, интонации народной музыки в большинстве произведений.

Родился в семье служащего в имении князя Эстерхази. Первый учитель — отец (музыкант-любитель, играл на фортепиано и виолончели). В 9 лет - успешные концертные выступления в Венгрии: отъезд в Вену, там - занятия у Черни и Сальери, встреча с Бетховеном. 1823 - переезд в Париж, невозможность поступления в консерваторию (из-за иностранного происхождения), частные уроки у Пауэра и Рейхи, концерты в Париже, гастрольные поездки по Франции и Англии. 1827 год — смерть отца, начало педагогической деятельности. 30-е годы - знакомство с Берлиозом, Шопеном. Паганини Россини, Беллини, Гюго, Гейне. Бальзаком. Дюма, Ж. Санд, Делакруа и др. Любовь к французской писательнице Мари д'Агу (псевдоним Даниэль Стерн). Поездки по Швейцарии, Италии. Начало работы над циклом «Годы странствий». Выход в свет 1ых музыкально-критических статей. 1839 - первый сольный концерт (клавирабенд) в Риме, поездка в Венгрию, где он не был 18 лет.

40-е годы - кульминация исполнительской деятельности: поездки по всей Европе - от Англии и Португалии до Турции (в России - в 1842, 43, 47 годах). Знакомство с Мендельсоном, Шуманом, Вагнером, Глинкой. Даргомыжским, Верстовским, Варламовым, Стасовым, Серовым. А. Рубинштейном. Встреча с Каролиной Витгенштейн.

1848-1861 гг. - Веймарский период. Отказ от гастрольных поездок. Руководство оперным театром и симфоническими концертами, создание лучших фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с Брамсом, Тургеневым. Организация «Нововеймарского союза» (школы) и «Всеобщего немецкого музыкального союза». Работа над созданием «Венгерских рапсодий» (писал их почти до самой смерти).

1861-1869 - римский период. Принятие сана аббата. Создание духовных сочинений (Реквием. оратория «Легенда о святой Елизавете», сочинений для органа и др. ), произведений для фортепиано (в том числе «Испанская рапсодия»).

Последний период творчества: 1869 - возвращение в Веймар, частные поездки в Австрию. Италию, Венгрию; знакомство с Григом, Чайковским, Бородиным, Кюи, Глазуновым, Дебюсси; окончание работы над циклом «Годы странствий», последними симфоническими поэмами и фортепианными пьесами. 1886 год - поездки и выступления, несмотря на ухудшение здоровья. Последнее выступление - 19 июля (Люксембург). Конец июля - пребывание на венгерском фестивале в Байрейте. Умер 31 июля.

Вывод по творчеству: Лист - представитель романтизма: близка идея синтеза искусства (поэтому большинство произведений программные); темы - любовь (ноктюрн «Грёзы любви»), природа (этюд «Метель»), искусство («Обручение» по картине Рафаэля), странствия (цикл «Годы странствий» автобиографичен); обращение к национальным культурам - венгерской, испанской, итальянской (Тарантелла),  русской (обработка песни Алябьева «Соловей». «Марша Черномора» Глинки и др); жанры - циклы программных фортепианных миниатюр: этюды, вальсы, баллады, рапсодии, симфонические поэмы (программные одночастные произведения - жанр создан Листом).

Творческое наследие: фортепианная музыка - 19 венгерских рапсодий, Испанская рапсодия. Этюды по каприсам Паганини, Этюды высшего исполнительского мастерства, цикл «Годы странствий». Соната си минор. 2 концерта для фортепиано с оркестром, транскрипции, парафразы и др.; симфоническая музыка - 13 симфонических поэм (в том числе «Прелюды», «Фауст-симфония», «Данте-симфония», вокально-инструментальная музыка – оратории, романсы и песни.

Свою роль в музыке Лист видел в утверждении национального искусства («Я от колыбели до могилы душой и телом остаюсь мадьяром: цель моей жизни заключается в том, чтобы Венгрия когда-нибудь с гордостью могла указать на меня») и в поисках новых путей: «Даже если бы все мои произведения были неудачными, это не означало бы, что они являются совсем бесполезными, ибо они дали толчок к дальнейшему развитию» (Ф. Лист).

 

ЭДВАРД ГРИГ 1843 (Берген) - 1907 (Берген)

 

Великий норвежский композитор, создатель национальной композиторской школы, выдающийся пианист, педагог, музыкальный критик.

Происходил из культурной и музыкальной семьи. Отец - британский консул и коммерсант. Мать - пианистка, выступала в концертах музыкального обшества «Гармония» и в домашних «оперных собраниях». С 6 лет - занятия музыкой (у матери) и посещение школы. 12 лет- создание 1 произведения (Вариации на немецкую тему). 1858-62 гг. — учеба в Лейпцигской консерватории (фортепиано, композиция). 1863-66 гг. - Копенгаген. Знакомство с Андерсеном. Поездки по Скандинавии со скрипачом У. Булем, запись народных мелодий. Произведения: фортепианная и скрипичная сонаты, цикл для фортепиано «Поэтические картинки», песни (в т. ч. на стихи Андерсена).

1866-74 гг. руководство Филармоническим обществом в Христиании (ныне г. Осло). Женитьба на певице Н. Хагерупп (исполнительнице его песен). Поездка в Италию, встреча с Листом и норвежским драматургом Ибсеном. Создание фортепианного концерта, «Лирических пьес», песен, хоров, музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». С конца 70-х гг. и до конца жизни - пребывание в Норвегии (вилла Трольхауген - «Холм Троллей» вблизи Бергена) и гастрольные поездки по Европе. Знакомство с Чайковским, Брамсом и др. Европейская слава, получение почетных наград и званий (в т. ч. доктора Кембриджского и Оксфордского университетов).

Обобщение. Представитель романтизма: лирика, тема природы, любви, искусства, фантастика, создание национальных образов, картин народного быта. Жанры: фортепианные миниатюры (более 150), песни (более 140), симфония, фортепианный концерт и др.

ГЕКТОР  БЕРЛИОЗ 1803 (Кот-Сент-Андре) -1869 (Париж)

 

Великий французский композитор («Фантастическая симфония», «Ромео и Джульетта» и др. ), дирижер, музыкальный критик. Родился в семье врача и по желанию отца учился этой профессии в Парижской медицинской школе, одновременно занимался музыкой у Лесюэра. В 1826 году поступил в Парижскую консерваторию. В 1830 году участвовал в конкурсе композиторов и получил Большую Римскую премию, дававшую право 3-летнего пребывания в Италии. В этом же году написал «Фантастическую симфонию» - программное автобиографическое сочинение. Каждая часть имеет свое название: - «Мечтания, Страсти»,

2 - «Бал»

3 - «Сцена в полях»,

4 - «Шествие на казнь»,

5- «Сон в ночь шабаша».

а также подробное пояснение. В симфонии заметно влияние театра: каждая часть - словно оперная сцена, в каждой звучит лейтмотив возлюбленной (лейтмотив-тема, сопровождающая в опере появление героя и являющаяся его характеристикой).

Обновлен состав оркестра, введены дополнительные инструменты: деревянные духовые (малая флейта, английский рожок, малый кларнет), медные духовые (тромбоны, туба), ударные (большой и малый барабаны, тарелки, колокола), струнно-щипковые (2 арфы).

Берлиоз - смелый новатор, поэтому его музыка не пользовалась успехом при жизни. Лишь немногие музыканты (Лист, Шуман. Балакирев, Бородин и некоторые другие) сумели оценить его по достоинству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...