Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Асимметричность информации в микроэкономике




Введение

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях повышается значимость информационной инфраструктуры, степени информированности о динамике рынков, спроса и предложения на них и наличия оперативной и объективной информации. Пример полной и симметричной информации - рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема - неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей.

Функционирование рынков в условиях асимметрии информации оказывает негативное влияние на эффективность конкурентных процессов, а существующие механизмы сглаживания эффектов асимметрии информации не могут препятствовать монополизации рынка. Ясна необходимость государственного вмешательства, разработка информационно-экономического механизма, направленного на снижение негативных последствий асимметрии информации и усиление интенсивности конкурентного взаимодействия на отраслевом рынке.

Степень разработанности проблемы. Проблемы асимметрии информации являются предметом исследования специалистов в различных областях знания - экономики, социологии, информатики. Так, можно назвать работы таких авторов, как Л.А. Вдовенко, Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa, Д.Д. Дмитриев, Л.П. Дроздовская, И.В. Козачок, С.Г. Краснова, Ю.Н. Лебедева, И.Ю. Ляшенко, М.А. Мазурина, М.Н. Озерянская, Л.С. Ружанская, Б.В. Черников, Я.Л. Шкалаберда и др. Но многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией и неполнотой информации, все ещё не решены. И значительно меньше исследовались проблемы роли асимметрии информации в деятельности государственных предприятий.

Цель работы заключается в том, чтобы определить взаимосвязь асимметрии информации на рынках и деятельности государственных предприятий.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

обобщить существующие в научной литературе теоретические и методологические подходы к понятию асимметрии информации;

классифицировать асимметричную информацию на виды;

выявить последствия асимметрии информации и формы ее проявления;

охарактеризовать роль государства в снижении рыночной неопределенности, возникающей из-за асимметрии информации;

выявить воздействие степени асимметрии информации на деятельность государственных предприятий (на примере сферы медицинских услуг).

Предметом исследования являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами рынка в условиях асимметрии информации.

Объектом исследования выступают экономические процессы, отражающие влияние государственных предприятий на функционирование рынков с асимметричной информацией.

Теоретической базой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам асимметрии информации.

В работе применен разнообразный инструментарий, отражающий традиционные черты методологии экономической науки. В процессе работы над исследованием автором применялись как общенаучные методы познания: структурно-функциональный, системный, анализ и синтез, так и частно-научные методы: социологический, математический.

Информационной базой исследования послужил анализ справочных материалов, данных периодической печати и сведений сети Интернет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Понятие, причины и виды асимметричности информации

Асимметричность информации в микроэкономике

 

Современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий приводят к формированию глобальной информационной среды для экономической деятельности. В настоящее время информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества.

Слово "информация" образовано от латинского informatio, что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В зависимости от видов человеческой деятельности информацию подразделяют на научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д. Каждый из видов информации имеет свою технологию обработки, смысловую нагрузку, ценность, формы представления и отражения на физических носителях, требования к полноте, точности, достоверности, оперативности.

Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка. Между тем, информационное обеспечение - весьма сложная проблема.

На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые "невидимой рукой", ведут к эффективным результатам. Однако в ХХ в. становилось всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям.

В 1963 г. Кеннетом Эрроу в статье "Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении" впервые было отмечено это свойство - свойство асимметричности информации. Наиболее полно и всесторонне теорию асимметричности информации раскрыл Джордж Акерлоф в работе "Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм" (1970 г.). Этот ученый построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством, возможно даже, что рынок сожмется до полного исчезновения. В целом "рынок лимонов" может быть охарактеризован как рынок с высокой степенью асимметрии информации. Суть проблем "рынка лимонов" сводится к тому, что, во-первых, наличие скрытых характеристик создает стимулы для недобросовестного поведения (риск безответственности) и, во-вторых, скрытые действия запускают механизм разрушения рынка (негативный отбор).

Последствия проявления риска безответственности при одноразовой сделке см. на рис. 1 (приложение 1), механизм действия негативного отбора и его последствия - рис. 2 (приложение 1).

Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.

В современной научной литературе асимметричность информации определяется следующим образом. "Асимметричность информации в микроэкономике - это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки". Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель (хотя возможна и обратная ситуация). Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации.

Дается также такое определение: Асимметричная информация - это неполная информация, неравномерно распределенная информация, просто некачественная информация".

Самое краткое определение: асимметрия информации - это "неполнота информации для одного из участников рыночной сделки".

Более полное определение: асимметрия информации - это "разная осведомленность агентов рынка об условиях сделки и намерениях друг друга, это проявление неравномерного распределение информации между участниками рынка - покупателями и продавцами, инвесторами и реципиентами инвестиций".

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности, на каждом из которых она имеет свои особенности (на рынке страхования, кредитном рынке, рынке ценных бумаг, здравоохранения, труда и др.). В той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно.

Асимметричность информации возникает потому, что:

1. Информация может быть не надежна, а проверка требует дополнительных средств. Поэтому любой индивид не обязательно стремится к сверхнадежности информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.

2. Информации очень много, собрать и накопить ее всю тоже может не хватить средств, а, кроме того, человек может принять неправильное решение, он может собирать не то, что нужно.

3. Не все объекты рыночных отношений в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается. Ведь существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления.

Фирмы могут наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса.

Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, - еще одна существенная проблема. Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.

Итак, асимметричность информации в микроэкономике - это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки, что означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...