Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние асимметрии информации на рынок и роль государства




 

Формы проявления влияния асимметрии информации на рынок многообразны. Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

·проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);

·проблема риска недобросовестности (moral hazard);

·проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Поскольку получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами, то оно имеет для него смысл только в том случае, если ожидаемые выгоды превысят затраты на поиск информации. Когда покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от ее получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Другими словами, даже на рынке совершенной конкуренции возникают ситуации, когда продавец может продавать товар по ценам, превышающим предельные издержки производства.

Всем известно: самые высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причина тому - не только асимметрия информации. Но и она играет не последнюю роль: порой достаточно зайти за угол, чтобы купить тот же товар по существенно более низкой цене. Но человек, не владеющий достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так как не знает, какую выгоду он при этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке исходя из соизмерения дополнительных затрат (времени на ходьбу за угол) и выгод (разница в цене). Отчасти это объясняет, почему одни и те же товары продаются по разным ценам. Следовательно, асимметрия информации - фактор, снижающий эффективность ценовой конкуренции.

Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями "Южный" и "Королевский". Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема, однако, в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на "предпринимательском" уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на "туристическом" уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.

Каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. К тому же в стране в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности. Однако отношение государства к организационно-экономическим формам монополий должно определяться не тем, что они представляют собой по форме собственности и организации, а тем, насколько их деятельность соответствует задачам, поставленным государством перед секторами экономики. Если эти структуры осуществляют глубокую переработку сырья, создавая конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, то можно "простить" им монопольный характер, и создать более комфортные условия, стимулирующих их инициативу, "в обмен" на прозрачность финансовой и производственной отчетности с их стороны.

Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Выделяют также следующие два вида проблем - неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией).

Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации. Асимметричность информации возможно снижать путем оптимизации маркетинговых каналов продвижения товаров. Однако нужно отметить, что, несмотря на негативное воздействие асимметрии информации на субъекты рынка и их деятельность, уменьшение асимметрии информации связано с рядом проблем, из которых следует выделить трансакционные издержки. Трансакционные издержки - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля, юридической защиты выполнения контракта.

Издержки на сбор и обработку информации являются одним из основных компонентов трансакционных издержек. Усилия по получению информации имеют цену, поэтому экономическому субъекту, на первый взгляд, выгоднее обходиться неполной информацией, не затрачивая средства на уменьшение неопределенности. Сама по себе неполнота информации еще не означает наличие информационной асимметрии (информация может быть равно неполной для всех экономических субъектов). Однако чаще всего один класс экономических субъектов обладает более полной информацией, чем другой, следовательно, информация распределена асимметрично. На товарных и потребительских рынках возможность получения информации о качестве ограниченна; поэтому тезис о том, что покупатели и продавцы располагают одинаковой информацией об участвующих в сделках товарах, становится неприемлемым. В реальном мире существует много рынков, на которых получение точной информации в отношении качества продаваемых товаров (предоставляемых услуг) обходится достаточно дорого и даже не всегда возможно.

Как указывалось выше, можно выделить такие типы информационных асимметрий, как объективные и субъективные. Преодоление субъективной информационной асимметрии происходит в процессе согласования взаимных действий экономических субъектов. Объективные информационные асимметрии есть результат несовершенной конкуренции, или проявление состояния экономических агентов на рынках монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии, поэтому их преодоление целесообразно в рамках мероприятий по информационной политике, осуществляемой государством.

Учитывая важность информационной симметрии между инвесторами и компанией, государство гарантирует минимальный уровень прозрачности: несвоевременное раскрытие информации, предоставление заведомо неполной или ложной информации, уклонение от предоставления информации преследуется по закону как в России (ст.ст. 185 и 185.1 Уголовного кодекса РФ, а также Федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об акционерных обществах", от 28.12.2002 № 39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О рынке ценных бумаг"), так и за рубежом. Так, например, в США осенью 2010 г. Goldman Sachs оштрафовали на 550 тыс. долларов за несвоевременное раскрытие информации о претензиях Комиссии по ценным бумагам и биржам США к сотрудникам компании.

Регулирование проблемы асимметрии информации может проводиться на уровне оптимизации экономической системы в целом. Определяющими способами снижения асимметрии информации являются законодательное регулирование экономической деятельности, развитие и поддержка государством деятельности общественных организаций - союзов (ассоциаций) потребителей и производителей, социальное страхование, организация институтов информационного посредничества - кредитных бюро, накапливающих ретроспективную информацию институционального характера.

Итак, асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия. Усилий только предпринимательских структур в направлении снижения асимметрии информации недостаточно, что обуславливает необходимость участия государственных структур в решении данной проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...