Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопределённость качества и рынок «лимонов»




Асимметричность информации, её неравномерное распределение между участниками сделки означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке. Это обстоятельство порождает ряд экономических проблем. Особый интерес представляют два вида проблем – неблагоприятный отбор и моральный риск.

Неблагоприятный отбор –такая ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.

Неблагоприятный отбор возникает при наличии следующих условий:

1) Покупатель неспособен чётко дифференцировать продавцов, предлагающих различного качества товары и услуги (к примеру, рынок «лимонов»);

2) Продавец не может классифицировать своих клиентов по затратам, необходимым для их обслуживания(например, рынок страховых услуг).

Чтобы понять, как формируется равновесие на рынке с асимметрией информации, полное отсутствие которой приводит к его несостоятельности, а иногда и к фиаско, рассмотрим рынок «лимонов», модель, предложенную в 1970 г. Дж. А. Акерлофом.

Эта модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Особенность такого рынка состоит в том, что продавцы имеют преимущества в обладании информацией над покупателями. В результате происходит неблагоприятный отбор: покупатели выплачивают цену, находящуюся в интервале между ценой, устраивающей продавца хорошего автомобиля, и ценой, устраивающей продавца «лимона» (автомобиля плохого качества). Следствием этого являются уход с рынка продавцов хороших машин и формирование «неполного» рынка.

Известно, что новый автомобиль обычно теряет значительную часть своей рыночной стоимости в тот момент, когда покидает место продажи. Новый автомобиль, стоивший 15 000 евро во вторник, будет стоить 12 000 евро на рынке подержанных автомобилей в среду. Очевидно, что машина не может потерять 20% своей стоимости за 24 часа только за счёт физической амортизации.

Акерлоф следующим образом объясняет это явление. Предположим, что новые автомашины могут быть двух типов: хорошие и имеющие скрытые дефекты. Эти два типа машин визуально неразличимы. Только владелец знает, какого типа оказалась его машина. Поскольку покупатель не может заранее определить тип машин, все машины имеют одинаковую цену. Можно предположить, что эта единая цена будет равна средне взвешенной стоимости машин обоих типов, причём их вес будет пропорционален соотношению между этими типами машин. На рынке новых автомобилей такое интуитивное предположение оказывается в целом справедливым.

На рынке подержанных автомобилей, однако, обстоятельства складываются по-другому. Здесь доля машин, имеющих дефекты, гораздо выше, чем на рынке новых автомобилей. Когда покупатели подержанных машин осознали эту закономерность, то цены на подержанные машины стали падать. Это снижение цен укрепило первоначальное решение владельцев хороших машин не продавать их, в результате чего на рынок подержанных машин стали поступать только автомобили с дефектами.

Открытие Акерлофа состояло в осознании того факта, что само предложение подержанной автомашины на продажу содержит важную информацию о её качестве. Разумеется, наличие серьёзного дефекта не всегда является единственной причиной, побуждающей владельцев продавать свои машины. Но даже если причина продажи не связана с качеством машины, всё равно владелец хорошего автомобиля не сможет получить полную стоимость на рынке подержанных машин. И это является единственной причиной возникновения знакомого нам процесса ранжирования. Действительно, бездефектные машины редко появляются на рынке подержанных автомобилей, если отсутствуют какие-либо внешние причины (например, вынужденная продажа машины в связи с отъездом за рубеж).

Разъяснение Акерлофа укрепляет наше интуитивное предположение о том, что физическая амортизация не является единственной причиной резкой разницы в ценах на новые и подержанные автомашины. Эту разницу разумнее представить как следствие того, что предлагаемые к продаже подержанные автомашины как определённый класс автомашин в среднем имеют худшее качество, чем новые.

 

Заключение

 

Асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.

Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т.д.

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а) рынок продуктов; б) рынок страхования; в) рынок кредитов; г) рынок труда.

Есть два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).

В качестве иных классификационных оснований используют совокупность критериев, позволяющих идентифицировать информационную асимметрию относительно ее места и роли в инновационном процессе и, соответственно, адекватно оценивать мероприятия, обеспечивающие ее выравнивание.

Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.

Классический пример асимметричной информации дает сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если медицинская помощь предоставлялась бы только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие, зачастую избыточные и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя. В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берет на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества. Кроме законов о защите прав потребителей асимметричная информация корректируется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др.

Итак, неэффективное функционирование рынков, ограничения конкуренции являются следствием асимметрии информации. Проблема асимметрии информации приобретает особо важную научную и практическую значимость. Все острее становится необходимость в теоретических разработках, позволяющих выявить последствия растущего влияния информации и асимметрии информации на экономические процессы, а также методов уменьшения негативного воздействия асимметрии информации как на субъекты рынка, так и на экономику в целом.

 

Список Литературы:

1. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика / Ю.В.Тарануха. – Дело и Сервис, 2009 г. – 608 с.

2. Новикова, И.В. Микроэкономика / И.В.Новикова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006 г. – 391 с.

3. 50 лекций по микроэкономике, лекция49 [Электронный ресурс] / Режим доступа: 50.economicus.ru – Датадоступа: 14. 10. 2010.

4. Джуха, В.М., Панфилова Е.А.Микроэкономика, учебный курс / В.М. Джуха. — Москва – Ростов – на – Дону, 2004 г. — 255 с.

5. Шкалаберда, Я.Л. Асимметрияинформации в рыночной системе хозяйствования / Я.Л. Шкалаберда. – Москва, 2007 г. — 31 с.

6. Исследовательский центр ИПМ[электронный ресурс] / Ред. Вера Волчок, Риккардо Джуччи, Ирина Точицкая(рецензент). – Минск, май 2004 г. Режим доступа: research.by — Датадоступа: 14. 10. 2010.

7. Шкалаберда, Я.Л. Неопределённость,риск и асимметрия информации в рыночной экономике / Экономические науки. –2006. – № 8 (21).

8..Ананьин В. Трансакционные издержки и информационные технологии [Электронный ресурс]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...