Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 6: Украина и иностранный капитал




 

В современном мире происходит мощная экономизация политики и возрастает роль и значение финансовых отношений в решении международ­ных проблем и конфликтов.

Национальные правительства при разработке и построении стратегиче­ских моделей развития опираются не столько на геополитическую, сколько на геоэкономическую систему координат.

Стратегическое запаздывание с реструктуризацией отраслей и инфра­структуры в Украине не позволяет вывести внешнеэкономическую политику нашей страны в пространство геоэкономики (ТНК, мировой рынок капитала, производственно-инвестиционные цепочки мирового дохода), сужает внеш­неполитическую коммуникацию до межгосударственного уровня, развивает внешнеполитическую активность в геополитических альтернативах Запад -Восток. Формирование двухсекторной модели экономики (ориентация ис­ключительно на экспорт или внутренний рынок) не только порождает кон­фликт в связи с ограниченными внутренними ресурсами, но и программирует геополитический пат, который выражается во взаимоисключающих действи­ях Украины при работе с ближайшими торгово-экономическими блоками (ЕС, ЕвраЭС).

Украинская экономика по своей структуре не является самодостаточ­ной, а кризис управленческой модели и уход от реструктуризации экономи­ки, видимо, еще не позволят сформировать замкнутые промышленно-инвестиционные комплексы на территории страны. Сегодня реализация лю­бого крупного решения, касающегося внутриэкономической стратегии, тре­бует формирования и соблюдения особых внешнеэкономических и внешне­политических условий.

Для решения этой задачи требуются принципиально иные стратегии.

Прежде всего экономическая стратегия должна учитывать геоэкономи­ческие факторы и процессы глобализации, должна изначально предопределять внутриэкономическую стратегию и модель поведения как государствен­ных институтов, так и субъектов хозяйствования.

В частности, предлагаемые сегодня модели и инструменты реструкту­ризации, исходя из позиций микроэкономики, не в состоянии обеспечить эф­фективную реструктуризацию индустриальной в своей основе экономики Украины. Напротив, геоэкономический подход к реструктуризации нацио­нального хозяйства предлагает проекты реструктуризации не отдельных (обособленных) предприятий или отраслей, а украинской экономики в целом.

В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, которыми еще обла­дает украинская экономика, и используются для создания и разворачивания на территории Украины инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных комплексов экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии страны должны быть поло­жены конкретные проекты по созданию условий для открытия международ­ных банков, оффшорных механизмов по обслуживанию их деятельности, на­логовых льгот и СЭЗ, сохранение и развитие трансконтинентальной трубо­проводной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, форми­рование современного портового и складского хозяйства и т.д. Эти проекты будут требовать разработки соответствующего финансово-экономического законодательства, регулирующего международный транзит, деятельность та­моженных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-инвестиционных институтов в Украине.

В свете стратегии разворачивания на территории страны инфраструк­туры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных механизмов глобальной экономики по другому выглядят и модели обеспечения национальной безопасности, прежде всего экономиче­ской, и включение в европейскую и международную систему безопасности.

Украина, отставшая от большинства европейских постсоциалистиче­ских государств в создании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих данно­го этапа - проведение полномасштабной приватизации стратегически важ­ных, а поэтому и дорогостоящих промышленных объектов. Отечественный капитал не в состоянии выкупить стратегические предприятия. Таким обра­зом, не исключается приход нерезидентов, способных выделить на покупку интересующих их в Украине предприятий адекватные суммы.

С одной стороны, дальнейшее «придерживание» потенциально при­быльных объектов украинской экономики в нереформированном виде (с рас­четом на «созревание отечественного капитала) приводит к ускоренной де­градации и полной остановке промышленности, провоцирует рост социаль­ного напряжения.

С другой стороны, «неденежная» (или «псевдоденежная») раздача собственности отечественным влиятельным бизнесс-группам, не предусматривающая реализации инновационно-инвестиционных проектов, несмотря на все призывы к укреплению «национального капитала», обрекает промышленные объекты на окончательную деградацию.

В таких условиях стимулирование и приход иностранного транснационального капитала в украинскую экономику рассматривается экспертами как едва ли не единствен­ный способ, позволяющий если не остановить, то, по крайней мере, затормо­зить процесс обострения социальных проблем в Украине.

Однако возрастающее влияние национального капитала на отечествен­ную экономику во многом формирует целый ряд приоритетов отечественной экономической политики.

До настоящего времени наиболее успешно украинский рынок осваива­ют ТНК индустриально развитых стран - США, Германии, Великобритании, Франции и т.д. Инструментом освоения отечественного рынка в данном слу­чае выступают международные финансовые организации (МФО), к сотруд­ничеству с которыми вынуждает большой внешний долг.

Общеизвестно, что МФО жестко связывают предоставление финансо­вой помощи с реализацией украинскими правительствами определенной мо­дели экономических преобразований.

Кроме того, международные финансо­вые организации, работающие с Украиной (МВФ, Всемирный банк и др.), через институализированную и разветвленную сеть влияния на деятельность структуры исполнительной власти финансируют и поддерживают проекты создания тех рыночных институтов и инструментов (инфраструктура фондо­вого рынка, реструктуризация в электроэнергетике и в финансовом секторе, управление процессом большой приватизации и т.п.), без которых вхождение западных капиталов на национальные рынки постсоветских стран весьма за­труднено.

По мнению экономистов, процесс внедрения западных ТНК в отечест­венную экономику будет иметь неоднозначные последствия. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК - это положительный фактор для отечественной экономики, так как корпорации внедряют новые техноло­гии и эффективный менеджмент. С другой стороны, ТНК абсолютно равно­душны к украинскому экономическому комплексу в целом, поскольку ориен­тируются на включение лишь высокодоходных сегментов украинской эконо­мики в систему международного распределения труда. Такой подход чреват погружением менее доходных отраслей экономики в полную депрессию.

В то же время энергоемкая структура производства и сохранение ги­пертрофированной зависимости Украины от российских энергоносителей со­храняют и за Российской Федерацией наряду с МФО статус одного из «наи­больших кредиторов» Украины.

Сегодня российские компании взяли в свои руки переговоры по ключе­вым экономическим вопросам. Их интересуют не столько интеграционные намерения Украины, сколько инвестиционно-привлекательные и стратегиче­ски важные украинские предприятия, доступ к которым рассматривается как вариант погашения украинских энергетических долгов и как способ повыше­ния конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.

С другой стороны, наиболее продвинутые российские компании прояв­ляют интерес к объемам внутреннего потребительского рынка и перспекти­вам закрепления на нем (автомобильный рынок, нефтепродукты, рынок газа, алюминия и т.п.).

Итак, совершенно очевидно, что в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль будет играть транснациональный капитал (западный либо российский).

В сложившихся обстоятельствах единственным конструктивным ша­гом, своеобразным «организованным отступлением», по мнению аналитиков, может стать разработка комплексной системы законодательства, регламенти­рующей деятельность ТНК в Украине и определяющей взаимные права и обязательства между ТНК и государством.

Во взаимоотношениях с иностранным капиталом Украина выступает в качестве принимающей стороны, которая заинтересована в его привлечении, поощрении деятельности иностранных фирм в национальной экономике.

Сегодня важно создание целостной стратегии и политики государства по отношению к деятельности ТНК. Разрозненные юридические нормы, рег­ламентирующие деятельность иностранного капитала в Украине, не согласо­ваны с нормами и стандартами международного законодательства. По суще­ству, стране еще только предстоит подключиться к международным меха­низмам, которые регламентируют взаимоотношения ТНК и национальных государств как на двухстороннем, так и на многостороннем уровнях.

В мире накоплен большой опыт применения инструментов и рычагов экономического воздействия, регулирующих деятельность иностранного ка­питала. Это прежде всего относится к законодательству об иностранных ка­питаловложениях, мерам таможенного и налогового регулирования, меха­низмам госконтроля за ценами и защитой потребителя, законодательству о передаче технологий, защите интеллектуальной собственности, торговле патентами и товарными знаками и т.д. По существу, необходимо сформировать национальную модель инвестиционного законодательства по типу Кодекса иностранных инвестиций, который существует во многих странах. Это позволит установить стандарты поведения ТНК и меры административного контроля за их выполнением.

Известно, что неблагоприятный экономический климат в Украине сде­лал экономику страны непривлекательной для иностранных инвесторов. В то же время значительная часть украинской экономики уже функционирует при прямом или косвенном участии иностранного капитала, как российского, так и западного. В этих условиях легализация деятельности иностранного капи­тала в Украине является не менее актуальной проблемой, чем меры, направ­ленные на повышение инвестиционной привлекательности украинской эко­номики. Выход из «тени» иностранного капитала станет сигналом для мно­гих западных инвесторов, которые до последнего времени ограничивались только мониторингом экономической ситуации в Украине.

Предстоит научиться обращать в свою пользу баланс выгод и издер­жек, связанных с деятельностью ТНК. Практика показывает, что поиск не­традиционных форм контрактных взаимоотношений с ТНК позволяет в зна­чительной степени снимать остроту разногласий в вопросах собственности и переводить отношения в прагматическое русло, связанное с поиском меха­низмов справедливого распределения доходов и расходов.

Одной из особенностей валютно-финансовых отношений в Украине 2000-2002 гг. стало существенное увеличение частных заимствований за гра­ницей.

В 2000 г. 68% всех полученных Украиной внешних кредитов привлече­ны частными заемщиками без государственных гарантий (против 35% в 1999 г.). При этом не гарантированные государством иностранные заимство­вания субъектов хозяйствования составили $915 млн., а погашено кредитов на общую сумму $615 млн.

Возрастание роли частного сектора отечественной экономики в при­влечении внешних финансовых ресурсов в целом соответствует мировым тенденциям. Однако объем просроченных средне- и долгосрочных не гаран­тированных государством кредитов превысил половину их общей суммы и на 1 октября 2000 г. вырос до $652 млн.

В целом же наращивание внешнего долга Украины создает реальную угрозу возникновению валютного, долгового и бюджетного кризисов в бу­дущем. Необходим мониторинг частных долгов и контроль за спросом на займы, особенно краткосрочные.

 

Литература

 

1. Філіпенко А.С. та ін. Світова економіка. - К.: Либідь, 2000. - С. 132-182.

2. Козик В.В., Панкова Л.А., Даниленко Н.Б. Міжнародні економічні відносини. - К.: Знання-Прес, 2001. - С. 167-192.

3. Пузакова Е.П. Мировая экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 -С. 302-355.

4. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и ме­ждународные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Фешкс, 2001. - С 268-323.

5. Грис Т., Леусский А., Лодовская Е. Мировая экономика. - Санкт-Петербург: Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001. - С. 107-206.

6. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 1999. -С. 190-226.

7. Семенов А. Международное движение прямых инвестиций / Экономика Украины. - № 2. - 2000. - С. 69.

8. Мамутов В., Кияненко Б., Чаленко П. Толлинговые схемы: плюсы и ми­нусы // Экономика Украины. - № 1. - 2002. - С. 44.

9. Замкина Е. Международное сотрудничество и внутренние резервы инве­стирования в экономику Украины // Экономика Украины. - № 1. _ 2002. - С. 70.

10. Гаврилюк О. Методы регулирования деятельности иностранных инвесто­ров в странах-реципиентах // Экономика Украины. - № 3. - 2002. - С. 78.

11. «Дзеркало тижня» за 2000-2002 pp.

12.Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. - М., 1999.

13.Ломакин В.М. Мировая экономика: Учебник. - М., 1998.

14.Лукінов І.І. Економічні трансформації (наприкінці XX сторіччя). -К., 1997.

15.Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. -М.: ЮНИТИ, 2000.

Іб.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 1999.

17. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. -М., 1998.

18.Мировая экономика в начале 1998 г.: Доклад Генерального секрета­ря / ООН, ЭКОСОС. - Нью-Йорк, 1998.

19.Мурадов А.Д. Мировое хозяйство и переходная экономика. - К., 1998.

20.Овчинников Г.П. Международная экономика. - СПб., 1998.

21.Пахомов Ю.М. та ін. Національні економіки в глобальному конку­рентному середовищі. - К., 1997.

22.Пузакова Е.П. Мировая экономика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

23.Рогач О.І., Шнурков О.І. Транс націоналізація світового господарст­ва та перехідні економіки. - К., 1999.

24.Ростов Є.Ф. Економіка країн світу: Довідник. - К., 1998.

25.Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Международная экономика. - К., 1999.

ГЛОССАРИЙ

 

Автаркия - экономическая самостоятельность одной или нескольких стран.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -межправительственный форум, созданный в 1989 г. и объединяющий 21 го­сударство Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках рабочих органов фо­рума вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестици­онной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых минист­ров и экспертов.

Арбитраж (Arbitrage) - покупка товара на одном рынке и продажа то­вара на другом рынке для получения прибыли от разницы цен.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) - группировка, объединяющая все страны субрегиона: Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан, Мальдивы.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) -субрегиональ­ная торгово-экономическая группировка, созданная в 1967 г. и включающая в настоящее время девять стран Юго-Восточной Азии. Цели создания — содей­ствие социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничест­во в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.

Базельский комитет - организация, сформированная в 1974 г. главами центральных банков развитых стран. В его рамках обсуждаются проблемы регулирования международной банковской деятельности. В 1975 г. комите­том были выработаны, а в 1983 г. обновлены так называемые Базельские со­глашения, или Базельский конкордат. В нем распределяются обязанности по контролю за транснациональными банками со стороны стран их происхож­дения, со стороны принимающих стран, а также определяется порядок обме­на информацией между ними. В последующем Базельский комитет стал вы­рабатывать международные рекомендации по нормативам банковской дея­тельности.

Баланс услуг (Balance on Services) - группа статей счета текущих опе­раций платежного баланса, включающая транспортные, финансовые услуги и ряд других услуг, оказываемых резидентами нерезидентам и наоборот.

Банк международных расчетов (БМР) -первый межгосударствен­ный банк, организованный как международный банк для координации дейст­вий национальных банков. Объединяет центральные банки, главным образом европейских государств. Производит расчеты между странами - членами ЕС, а также совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран.

Валовой внутренний продукт (ВВП) (Gross domestic product (GDP) -макроэкономический показатель системы национальных счетов, измеряю­щий стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг, производимый на территории данной страны за определенный период независимо от того, находятся ли факторы производства в собствен­ности резидентов страны или принадлежат нерезидентам.

Валовой национальный продукт (ВНП) (Gross national product (GNP) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономи­ке за определенный период времени (обычно год). Измеряет стоимость про­дукции, произведенной факторами производства, находящимися в собствен­ности резидентов, в том числе и на территории других стран.

Валютные интервенции - продажа центральным банком страны ино­странной валюты из государственных золотовалютных резервов или покупка им иностранной валюты на валютном рынке. Проводятся для воздействия на экономическую ситуацию в стране, но прежде всего для регулирования об­менного курса валют.

Валютные резервы (Official international reserves) - активы валютных средств, находящихся в распоряжении государств, банков, транснациональ­ных корпораций и используемых для международных расчетов и платежей.

Валютный рынок (Foreign exchange market) - система устойчивых экономических и организационных отношений по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. Пред­ставляет собой собирательное понятие, включающее значительное количест­во отдельных конкретных рынков, локализованных в определенных регио­нах, центрах международной торговли и валютно-финансовых связей.

Валютный союз (Exchangerateunion) - группа стран, договаривающих­ся о границах колебаний обменного курса их валют.

Ваучерная (купонная) приватизация - переход в процессе систем­ных реформ государственной собственности в частную на основе долей (вау­черов, купонов, сертификатов), распространяемых либо среди всего на селе­ния, либо среди желающих граждан (за небольшую плату).

Вашингтонский и поствашингтонский консенсусы -экономические программы МФВ и МБРР для стран - получателей их кредитов. Вашингтон­ский консенсус (по месту расположения Международного валютного фонда и Всемирного банка) в качестве главных составляющих нормальной экономиче­ской политики этих стран включает: либерализацию цен и рынков, макроэко­номическую стабилизацию, ограничение государственных расходов (особенно государственного кредитования экономики и субсидирования экспорта), прива­тизацию, открытость экономики (прежде всего введение конвертируемости ва­люты и снижение торговых барьеров на импорт товаров и экспорт сырья), сни­жение любыми жесткими способами дефицита государственного бюджета и дефицита, торгового платежного баланса. Набор требований Вашингтонского консенсуса постепенно меняется, превращая его в поствашингтонский консен­сус, в котором к прежним доставляющим добавляются такие, как повышение эффективности национальных финансовых рынков, активная поддержка конку­ренции в стране и борьба с монополиями (что считается даже более важным де­лом, чем приватизация), достижение «прозрачности» компаний, борьба с ин­фляцией в разумных пределах, содействие экономическому росту и повышение эффективности государственных институтов.

Вестернизация - копирование западной культуры другими странами. Военно-промышленный комплекс - совокупность производственных предприятий, исследовательских организаций, средств связи, транспортных коммуникаций, органов управления, обеспечивающих выпуск вооружений и военной техники. Этот комплекс не имеет четкой организационной структу­ры; отличительной чертой служит функциональное назначение продукции, производимой для военных нужд.

Военный бюджет - расходная часть государственного бюджета, пред­назначенная для удовлетворения военных потребностей. В широком смысле слова военные расходы включают как прямые, так и косвенные расходы, свя­занные с войнами и обеспечением военных потребностей. К косвенным при­нято относить пенсии ветеранам войны, расчеты по военному долгу, оплату репараций.

Внешнеторговая квота - отношение суммы экспорта и импорта стра­ны к ее ВВП.

Внешнеэкономическая политика - целенаправленные действия госу­дарства и его органов по определению режима регулирования внешнеэконо­мических связей и оптимизации участия страны в международном разделе­нии труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включая экспортную и импортную политику), политика в области привлече­ния иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовло­жений за рубежом, валютная политика.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - специализированное учреждение системы ООН, занимающееся защитой прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, модели и т.д.

Всемирная торговая организация (ВТО) -многосторонняя торгово-экономическая организация, правовой основой которой являются ГАТТ в ре­дакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Со­глашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов.

Вторичный сектор экономики - промышленность и строительство.

Вытеснение инвестиций (Crowding out) - процесс, происходящий из-за повышения ставки процента в результате проведения экспансионистской фискальной политики.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшест­венник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, пра­вовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны.

Генеральные грузы - штучные грузы, главным образом готовая про­мышленная продукция.

Гибкие цены (Flexible prices) - цены, способные быстро изменяться под воздействием спроса и предложения для достижения экономического равновесия.

Головная компания - компания, контролирующая деятельность вхо­дящих в транснациональную корпорацию предприятий как в своей стране, так и за границей путем владения долей участия в их капитале.

«Горячие деньги» - финансовые активы, которые пребывают на де­нежном рынке с одной только целью - получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций на денежном рынке.

Государственная помощь развитию - трансферт (передача) в разви­вающиеся страны на льготных условиях или безвозмездно финансовых и иных ресурсов в рамках межгосударственных программ.

Глобализация - процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Глобалистика - специфическое самостоятельное направление между­народных, прежде всего экономических, исследований, появившееся в конце 60-х гг. и занимающееся изучением глобальных проблем.

Глобальные проблемы - общемировые, общечеловеческие проблемы развития. К категории глобальных относят круг проблем, тесно переплетен­ных между собой, носящих угрожающий для человечества характер, вплоть до уничтожения цивилизации, и требующих для своего срочного решения совместных действий всего мирового сообщества.

Грант-элемент - показатель, используемый для определения уровня льготности различных заимствований и показывающий, какую часть плате­жей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предостав­ления займа (кредита, ссуды) на условиях, более льготных, чем коммерче­ские.

Движение капитала (Capital transaction) - международные трансак­ции, включающие доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости и других видов сделок и расходы, возникающие в результате покупок активов за границей, в результате которых требования и обязательства по отношению к загранице изменяются.

Двухсекторный тип системных реформ - путь трансформации соци­ально-экономической системы, при котором длительное время сосуществуют механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы.

Демографический взрыв - резкое ускорение роста численности насе­ления вследствие установления промежуточного типа воспроизводства насе­ления. Как правило, в этот период снижение смертности значительно опере­жает снижение рождаемости, что приводит к ускоренному увеличению чис­ленности населения.

Демографический кризис - процесс резкого ухудшения воспроизвод­ства населения, что, в частности, выражается в резком снижении темпов рос­та численности населения и в ряде случаев его естественной убыли, а также в демографическом старении населения.

Демографический переход - концепция, применяемая в современной демографии для объяснения смены типов воспроизводства населения. Суть для демографического перехода заключается в движении от традиционного типа воспроизводства населения (высокая рождаемость и высокая смертность) че­рез ряд переходных этапов к современному типу, основанному на низкой ро­ждаемости и низкой смертности.

Демографическое старение населения - увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. В соответствии с наиболее распространенной шкалой население считается старым, если доля лиц в воз­расте 60 лет и старше составляет 12% и выше.

Денежная, или монетарная, политика (Monetary policy) - экономиче­ская политика Центрального банка в отношении предложения денег.

Дестабилизирующая спекуляция (Destabilizing speculations) - ис­пользование вкладчиком краткосрочных колебаний валютного курса для спекулятивных целей.

Дефлятор ВНП (GNP deflator) - отношение номинального ВНП к ре­альному ВНП. Измеряет изменение уровня цен, представляет собой отноше­ние стоимости товарной корзины в данном году к стоимости товарной корзи­ны в базисном году.

Дефляция (Deflation) - сокращение общего уровня цен.

Дефолт - отказ стран-должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга.

Дзайбацу - довоенные концерны во главе с семейными холдингами. Были распущены оккупационной администрацией в 1947-1951 гг. Эта форма объединения предприятий в настоящее время существует в Южной Корее и известна под названием «чеболь».

Диверсификация рисков (Diversified risk) - распыление инвестиций для снижения риска.

Динамика сравнительных преимуществ и динамика процесса эко­номического роста (The dynamics of comparative advantages and the dynamics of the growth process) - изменения сравнительных преимуществ, происходя­щие в менее развитых странах, в результате которых изменяется конкурент­ная позиция страны и наблюдается экономический рост.

Длинные волны конъюнктуры - длительные (продолжительностью 50 лет и более) колебания среднего уровня цен, а также средних темпов эко­номического роста.

Догоняющее развитие - экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть разрыв в уровнях социально-экономического развития между ли­дирующими и отстающими странами.

Долговая петля - ситуация, когда новые внешние заимствования ис­пользуются большей частью на погашение ранее полученных займов, креди­тов и ссуд.

Демонстрационный эффект - воздействие образа жизни за рубежом (в основном типа потребления) на поведение и мотивации людей.

Депозитарные расписки - выпускаемые для нерезидентов свидетель­ства о владении акциями той или иной компании в другой стране с целью, чтобы сами акции не пересекали границ и не подпадали под связанные с этим ограничения.

Деривативы - финансовые инструменты, в основе которых лежат дру­гие, более простые финансовые инструменты - акции, облигации, валюта. Основными видами деривативов являются опционы (дающие его обладателю право продать или купить определенные акции), свопы (соглашения об обме­не денежными платежами в течение определенного времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной цене). Рынок деривативов тесно связан с валютным рынком прежде всего из-за того, что на нем часто происходит обмен одной валюты на другую или ценных бумаг в одной валюте на такие же бумаги в другой валюте.

Евро - введенная в период 1999-2002 гг. единая валюта ЕС, выпол­няющая все функции денег подобно национальным валютам.

Евроакции - акции, которые размещаются транснациональными кор­порациями одновременно в нескольких странах.

Евровекселя - краткосрочные облигации в евродолларах (см. Евро­доллары).

Евродоллары - финансовые ресурсы, которые поступили из одних стран в банки других стран и обслуживают исключительно международные экономические отношения и поэтому потеряли свою национальную принад­лежность. В основном это средства в долларах и европейских валютах, нахо­дящиеся преимущественно на депозитах в основном в Европе. Поэтому их называют евровалютами или, по названию главной валюты таких финансо­вых активов, - евродолларами, хотя значительная масса космополитизированных (т.е. потерявших национальную принадлежность) валютных ресурсов обращается в финансовых центрах не только Европы, но и других регионов мира.

Еврооблигации (евробонды) - долговые ценные бумаги, выпускаемые международными банковскими консорциумами (объединениями банков) по просьбе зарубежных заемщиков (эмитентов).

Еврокредиты - преимущественно это синдицированные еврокредиты, т.е. кредиты, которые заемщик берет в евродолларах у создаваемого под этот кредит синдиката банков.

Европейские соглашения - соглашения между ЕС и рядом бывших со­циалистических стран Европы, предусматривающие тесную ассоциацию между Союзом и этими странами с перспективой вступления последних в ЕС.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) -междуна­родная валютно-кредитная организация, созданная специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на эта­пе рыночных преобразований.

Европейский союз (ЕС) - наиболее развитая интеграционная группи­ровка в мире; по своей сути является экономическим, валютным и политиче­ским союзом 15 государств-членов.

Европейское экономическое пространство - зона свободного движе­ния товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включающая страны ЕС и ЕАСТ (функционирует с 1994г.).

Закон Фурасье (Foumsies law) - закон, описывающий традиционное деление экономики на три сектора: сельское хозяйство, промышленность и услуги.

Зарубежный филиал ТНК - предприятие, в котором головная компа­ния - резидент другой страны - владеет долей участия (обычно более 10% акций или их эквивалента), позволяющей контролировать его деятельность.

«Зеленая революция» - преобразование сельского хозяйства разви­вающихся стран на основе современной агротехники путем выведения новых высокоурожайных сортов культур, расширения орошаемых земель и широ­кого применения минеральных удобрений.

Зона свободной торговли - форма международной экономической ин­теграции, в соответствии с которой отменяются торговые ограничения между странами - участницами интеграционного объединения и прежде всего сни­жаются или отменяются таможенные пошлины.

Имитационный лаг (Imitation lag) - лаг, возникающий в результате того, что страна не в состоянии применять (имитировать) в течение опреде­ленного периода времени технологии производства, с помощью которых производятся импортируемые товары.

Импортозамещающая модель развития - модель хозяйственной дея­тельности, суть которой заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном госу­дарственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью нацио­нальной валюты.

Импортозамещающая индустриализация - курс на защиту внутрен­него рынка высокими тарифами и нетарифными ограничениями с целью стимулирования местного промышленного производства, замещающего им­портную продукцию и обеспечивающего внутренний спрос.

Институциональные инвесторы - такие финансовые институты, как пенсионные фонды и страховые компании (из-за значительной величины временно свободных средств они весьма активны в покупке ценных бумаг), а также инвестиционные фонды, особенно взаимные (совместные фонды).

Интеграционное объединение - хозяйственная группировка, создан­ная для регулирования интеграционных процессов между странами-участницами.

Интеграция «разных скоростей» - практика интеграционного со­трудничества в рамках СНГ и других объединений, при которой заключают­ся соглашения между отдельными их членами, предусматривающие ускоре­ние и углубление интеграционных процессов в определенных областях.

Интернационализация экономики - усиление участия страны в ми­ровом хозяйстве.

Инфляция (Inflation) - устойчивая тенденция повышения общего уровня цен.

Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) -организация основных стран Карибского бассейна. Создана в 1973 г. с целью создания на ее базе общего рынка.

Кейнсианская модель (Keynesian model) - модель, согласно которой совокупный спрос определяет величину производства и занятости в нацио­нальной экономике.

Классическая дихотомия (Classical dichotomy) - принцип, показы­вающий независимость финансового рынка и рынка благ, так что финансо­вые переменные не оказывают влияния на реальные.

Классическая модель (Classical model) - модель, согласно которой кредитно-денежная политика не оказывает влияния на реальные переменные.

Количественная теория денег (Quantity theory of money) - теория, центральное место в которой занимает гипотеза о том, что изменение денеж­ной массы приводит к изменениям номинальных доходов.

Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров - универсальный классификатор товаров для установления ставок таможенных тарифов и внешнеторговой статистики, облегчающий их меж­дународное сопоставление. Принята в 1983 г., начала применяться подав­ляющим большинством стран с 1988 г.

Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото) - соглашение, принятое в 1973 г. и направленное на соз­дание наиболее благоприятных условий участникам внешнеэкономической деятельности.

Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособ­ность) - способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках.

Конкуренция за инновации (Innovative competition) - внедрение от­дельными предприятиями новых и менее дорогих методов производства, по­зволяющее повысить прибыли и снизить издержки производства, что ведет к конкурентным преимуществам.

Контрактивная политика (Contractionary policy) - экономическая по­литика,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...