Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа. жения — это само объяснение. В объяснении могут использо­ваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.




1. Организационный момент

— Ребята, вы все читали книгу о веселых приключениях
Незнайки. Как называется кита. *! («Приключения Незнайки
и его друзей»)

— Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Опре­
делите в имени героя количество слогов.

Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, слад­коежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля.

Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Нико­
лаевич Носов. )

— Вы знаете, какое слово на свете самое беспокойное, са­моё любознательное? Оно, как сказал замечательный сказоч­ник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается


2. Вступительная беседа


«Текст»


11-12 занятия


 


во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, зада­вать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь? (Почему. )

— Конечно, это слово «почему»! Когда-то оно жило в слова­
ре, а потом ему стало скучно «сидеть» без дела и пошло «по­
чему» гулять по белу свету. А к вам оно заглядывало? Вы лю­
бите задавать вопрос «почему»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, |
доказать. Сегодня на занятии мы познакомимся с предложе­
ниями и текстами, в которых что-то объясняется или доказы­
вается.

 

3. Запись числа, темы занятия

4. Конструирование сложноподчиненных предложений.
Смысловой анализ составляющих частей предложения

 

— Составьте полный ответ на вопрос: «Почему жителей
Цветочного города звали малышами? » (Жителей Цветочно­
го города звали малышами, потому что они были маленького
роста. )

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика. )

— Как называется такое предложение? (Это сложное пред­
ложение. )
Объясните свой ответ.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­нить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

— Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жи­
телей Цветочного города звали малышами. )

— А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что
они были маленького роста. )

— С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Об­
ратите внимание на постановку знака препинания перед эти­
ми словами!

Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос по­чему? В нем содержится рассуждение, где дается объясне­ние какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть пред­ложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло-


жения — это само объяснение. В объяснении могут использо­ваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.

— Послушайте.

Шел Сережка по траве, Бил цветы по голове, Бил панамкой, бил ладошкой. Не хотим играть с Сережкой!

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему ребята не хотят
играть с Сережкой? » (Дети составляют устный ответ — пол­
ное сложноподчиненное предложение. )

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика. )

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

— Послушайте.

Снег кружится над деревней, Снег ложится на деревья, На заборы он ложится И на лысые пеньки. Почему же он боится Теплой маленькой руки?

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему снег боится
руки? » (Дети составляют устный ответ — полное сложнопод­
чиненное предложение. )

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика. )

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

5. Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку: Встаньте прямо, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись.


«Текст»


11-12 занятия


 


Сели, встали, сели, встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам спокойно встать И спокойно подышать.

6. Работа с текстом-рассуждением

• Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кир­пичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками. )

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о кирпиче. )

— Определите основную мысль текста. (Кирпич удобный
и универсальный строительный материал. )

— Озаглавьте рассказ. (Кирпич. ) (Запись заголовка текста
в тетрадь, на доске. )

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение. ) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему так много построено из
кирпича? )

■ — Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постанов­ку знаков препинания. )

Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи.

— Проанализируем схему построения текста-рассуж­
дения.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.


 

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста. )

— Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс­
нение.

— Прочитайте вывод. (Третья часть текста. )

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу). 1 ТЕЗИС [

— Предложите название этой части. (Почему понравился
кирпич. )
(Запись в тетрадь, на доске.

— Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, поче­
му понравился. )
(Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске. )

— Прочитайте вторую часть текста.

— Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед
прикрепляет на доске опорную таблицу).

1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА]

Прочитайте, по порядку все доказательства.

— Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по
ходу чтения и разбора текста. )

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно

Доказательства.

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Кроме того,..

— В конце делается вывод. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу). |ВЫВОД].
Дается полная схема: _________

ТЕЗИС

| ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЫВОД

— Прочитайте заключительную часть.

— Предложите название этой части. (Из кирпича много до­
мов. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

 

— Назовите опорные слова этой части. (Во всем мире. )
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске. )

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?


«Текст»


11-12 занятия


 


                             
 


— Назовите языковые средства связи. (Кирпич он. Ис­пользуются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме, того, поэтому. )

Образец записи на доске:

КИРПИЧ План

ТЕЗИС. [Почему понравился кирпич. С давних пор, почему понравился

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА] Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Кроме того,...

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно

ВЫВОД. |Из кирпича много домов.    Во всем мире

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

7. Обобщение. Итог занятия

— О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-
рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­
ний. )

— Из каких частей состоит текст-рассуждение? (В текс­
тах-рассуждениях есть мысль, которая доказывается, дока­
зательства и вывод. )

— Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2
3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана. )


МАТЕРИАЛ ДАЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Текст-рассуждение «КОНЕК НА КРЫШЕ»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...