Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития юридической (судебной) психологии




Юридическая, или как её ранее называли, судебная психология, прошла долгий путь развития. Проблемы личности преступника, психологические особенности противоправного поведения человека, доказывание его вины в совершенном преступлении, проблемы оценки достоверности свидетельских показаний в судопроизводстве давно привлекали внимание ученых-правоведов, юристов, психологов, психиатров, вызывали интерес общества.

Использование научных знаний для решения перечисленных проблем с привлечением достижений психологии имеет более чем двухвековую историю, начало которой относится к концу XVIII века. В это время стал остро ощущаться недостаток одних только правовых знаний при рассмотрении в судах наиболее сложных уголовных дел, доказывании вины подсудимых. В связи с этим появилась потребность в привлечении дополнительных знаний из области естественных наук, в том числе психологии, свидетельством чего является одна из первых работ, написанная в 1791 г. немецким естествоиспытателем Карлом Эккартсгаузеном (1752-1803) «О необходимости психологических знаний при обсуждении преступлений», которую с полным правом можно внести в библиографию юридической психологии. Указывая на тесную связь психологии и криминалистики, необходимость использования психологических знаний судьями «при обсуждении преступления», ученый призывал «знать анатомию души» преступника подобно тому, как врач знает анатомию тела человека. Перу К. Эккартсгаузена принадлежат и другие труды, написанные чуть позже («Судейские истории», «Кодекс или Законоположение человеческого разума»), посвященные защите прав человека и проникнутые духом гуманизма.

В 1792 г. выходит книга другого немецкого ученого-философа Иоганна Христиана Готлиба Шауманна (1768-1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой предпринимается попытка психологического анализа отдельных уголовно-правовых понятий.

Невозможно не вспомнить вклад британцев: Джона Говарда (1726-1790), автора книги «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» и Иеремии Бентама (1748-1832), выступавших за реформирование тюремной системы и оказавших влияние, в том числе и на российскую пенитенциарную систему. Согласно Бентаму во главе оценки личности человека должен стоять принцип «пользы», согласно которому действия людей и их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Он писал: «Целью этического поведения людей является достижение наиболее возможного счастья для наибольшего количества людей. Удовольствие и счастье — синонимы. Они включают интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия. Благо можно оценить при анализе любого законодательного проекта или решения, затрагивающих интересы разных членов общества», - например, обращаясь к денежным оценкам»[1].

В начале XIX в. появляются работы Иоганна Генриха Гофбауэра «Психология в её основных применениях у судебной жизни» (1808), Николауса Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835), в которых наряду с «психологическим освещением личности преступника, вопросов вины и некоторых других содержались отдельные положения, относящиеся к психологии уголовного судопроизводства».

В XIX в. основное внимание было обращено на проблему личности преступника, чему в немалой степени способствовали труды известного итальянского психиатра, криминолога, основоположника так называемой антропологической школы, автора теории «прирожденного преступника» Чезаре Ломброзо (1836-1909). Хотя элементы тех или иных психофизиологических особенностей личности «преступников» отмечали еще теологи во времена инквизиции, они это констатировали применительно к той или иной личности. А Ломброзо объявил преступность естественным явлением, подобным рождению или смерти. Он предполагал, что преступниками не становятся, а рождаются. Его первой работой была книга «Преступный человек» (1876 г. ). Ломброзо объявил преступление естественным явлением, разработал теорию прирожденного преступника и на этом основании доказывал, что преступниками рождаются, и, следовательно, они обладают определенными анатомическими и психофизиологическими признаками. В своей первой книге Ломброзо разработал систему признаков «прирожденного преступника», выявив которые якобы можно решить, является ли данный субъект преступником или нет. К физическим признакам (стигматам), которые могут охарактеризовать человека как потенциального преступника, он относил, например, сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб и другие признаки, которые по его мнению, были свойственны примитивному человеку. Он полагал, что нравы и обычаи первобытных людей еще продолжают свое действие в среде преступников. Многие идеи Ломброзо были восприняты другими учеными и общественными деятелями. В 1913 г. английский криминолог Чарльз Горинг проверил исследования Ломброзо, сравнив заключенных со студентами Кебриджа (1000 человек), Оксфорда и Абердина (959 человек), военнослужащими и учащимися колледжей (118 человек). Оказалось, что различий между ними и преступниками не существует[2].

При всей научной несостоятельности взглядов Ломброзо, критика его оппонентов стимулировала интерес к личности преступника в целом, активизировала дальнейшие исследования в этой области, что привело в последующем к разработке нового научного направления, так называемой криминальной психологии.

Интересно, что в 1866 г., за 11 лет до выхода книги Ч. Ломброзо «Преступный человек», российский ученый Николай Адрианович Неклюдов (1840-1896) рассматривал некоторые факторы (например, возраст) в качестве основной причины преступности «Уголовно-статистические этюды» (1866).

Другое направление исследований впоследствии оформилось в виде судебной психологии, было связано с разработкой психологических проблем уголовного судопроизводства, расследования преступлений, проведения следственных и судебных действий. И здесь на первом месте стоят работы известного австрийского криминалиста Ганса Гросса (1847-1915), в частности, его «Криминальная психология» (1898), посвященная основам психологии судебной деятельности, психологии допроса свидетелей и обвиняемых, в также «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1892).

Особого внимания заслуживает исследование немецкого психолога Вильяма Штерна (1871-1938), выявившего значительно высокий процент ошибок в показаниях лиц, стремящихся правдиво рассказать об интересующих правоохранительные органы обстоятельствах, - своеобразный феномен, названный им «обманом воспоминания», в связи с чем он рекомендовал привлекать к участию в головном судопроизводстве специалистов-психологов для проведения психологического исследования свидетеля.

К началу ХХ в. наметились два основных направления в прикладных психологических исследованиях, проводимых в интересах правоохранительной деятельности: криминальная психология и психология свидетельских показаний. В последующем эти направления слились в единую прикладную отрасль психологической науки, получившую название судебной психологии.

В этот же период стали выходить и специальные журналы, например, в Лейпциге в 1903-1906 гг. Г. Гросс издавал «Доклады по психологии показаний». Особое внимание ученых привлекали проблемы «диагностики причастности», «диагностики ложных показаний» к совершенному преступлению (К. Мелитан, Г. Мюнстерберг, Г. Шнейкерт и др. ). Огромный вклад в такой раздел судебной психологии, как «психология свидетельских показаний» внес американский ученый Г. Мюнстерберг (1863-1916), один из основоположников прикладной психологии (в последствии названной им психотехникой). Он разработал метод ассоциативного эксперимента для оценки достоверности свидетельских показаний, полагая, что с его помощью можно выяснить, искренен ли свидетель, или утаивает известные факты. Кроме того, он стал автором первых работ, посвященных профориентации в различных сферах деятельности.

Проводимые в конце XIX в. экспериментально-психологические исследования свидетельских показаний способствовали постановке вопроса об использовании психологических знаний непосредственно в процессе предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел с помощью специалистов-психологов, что создало объективные условия для введения в уголовное судопроизводство судебно-психологической экспертизы.

В 1912 г. в Германии состоялся юридический конгресс, на котором судебная психология получила официальное признание в качестве необходимой составной части первоначального образования юристов. Именно с этого времени она стала преподаваться в высших учебных заведениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...