Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Личность и правовое поведение




Личность и деятельность. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъектность личности. Система характеристик личности: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Временные психические расстройства: патологическое опьянение патологическое просоночное состояние. Состояние стресса и фрустрации, оценка эмоционального состояния лица при установлении его виновности в содеянном правонарушении.

Личность как носитель правосознания. Содержание понятий: сознание, ответственность, мораль, правосознание, долг, достоинство, честь, совесть. Структура и содержание правового сознания. Правовое сознание и правовая культура. Процесс социализации и жизненный сценарий личности. Детерминанты индивидуального правосознания. Типы правосознания.

 

Психика — субъективное отражение объективного мира.

Наряду с понятием «личность» в научной литературе часто употребляются такие термины, как «человек», «субъект», «индивид» и «индивидуальность». Они пересекаются по объему и содержанию с понятием «личность» и вместе с тем отличаются от него. Все эти понятия объединяет то, что они включают в себя личностные свойства человека и характеризуют его психологию в целом. Однако, стремясь к точному научному определению личности как одного из ключевых понятий в психологии, необходимо исключить случаи его подмены или замены другими понятиями, так как в науке не допускается одно и то же называть разными словами. Поэтому важно сначала, обсуждая психологические проблемы личности в данном случае определить, чем отличаются друг от друга по объему и содержанию перечисленные понятия.

Понятие «человек» в русском языке имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении человек — это понятие, относящееся к человеческому роду и характеризующее всех людей в их разнообразных отличиях от животных. В этом случае говорят, что оно является родовым, т. е. относится к человеческому роду. Это понятие характеризует человека и как биологический вид, и как социальное существо, отличающееся от животных.

В узком значении слово «человек» также обозначает каждого отдельно взятого человека, т. е. выступает как термин, отделяющий любого человека от остальных людей. В этом последнем случае слово «человек» включает в себя только те свойства, которые обнаруживаются у данного, конкретного человека, а не признаки всех без исключения людей.

Исходя из этого, можно уточнить содержание понятий «личность» и «человек». Слово «личность» (в психологии) включает в себя только часть психологических свойств человека, в то время, как в понятие «человек» входят все его психологические свойства. В содержание понятия «человек» включаются многие другие, не психологические свойства человека, которые вообще не входят в психологическое понятие «личность».

Термин «субъект», несмотря на его широкое употребление в русскоязычной психологической литературе в последние годы, не имеет в науке общепризнанного значения. Он в основном используется кругом психологов, которые в своих научных взглядах на личность ориентируются на труды Сергея Леонидовича Рубинштейна и его последователей или на работы Бориса Герасимовича Ананьева (именно в них чаще всего употребляется этот термин).

Одним из важнейших признаков субъекта и его активности, - пишет К. А. Абульханова, - «является способность овладения целостными способами деятельности, всей совокупностью её условий, объективных и субъективных средств её реализации, что и даёт возможность признать за личностью статус субъекта. … Такая личность интегрирует внутренние и внешние условия деятельности … индивидуальным и целостным образом и способом, оптимальным психологически и социально. Личность как субъект деятельности обеспечивает контроль за целостным ходом последней с учетом своих целей и внешних требований». Из этой цитаты следует, что слова «субъект» и «личность» фактически означают одно и то же, так как если в приведенном выше высказывании везде вместо слова «субъект» подставить слово «личность», то его содержание практически не изменится и останется идентичным. На это же, кроме того, указывают слова автора цитаты о возможности «признания за личностью статуса субъекта». Другими словами, всякий субъект, наверное, является личностью, но не всякая личность выступает как субъект.

Если же в обобщенном виде представить содержание понятия «субъект» по той литературе, где оно чаще встречается, то оно представляется следующим:

Субъект — это человек в его активном (созидательном, творческом) отношении к миру, т. е. человек как субъект творческой и созидательной деятельности;

Субъект — это развитая личность;

Субъект — это человек, который сам определяет свою жизнь, принимает самостоятельные решения и реализует их;

Субъект — то же самое, что и личность.

Исходя из такого обобщенного и вместе с тем детализированного представления о субъекте, можно следующим образом уточнить соотношение объемов и содержания понятий «личность» и «субъект»:

1) эти понятия чаще всего используются как синонимы, если исходить из всех приведенных выше определений субъекта, особенно четвертого. Об этом также свидетельствует тот факт, что в текстах, в которых часто используется слово «субъект», почти не встречается термин «личность», и наоборот (см. 4 определение субъекта);

2) субъект — это также личность, достигшая высокого уровня зрелости. В этой связи можно полагать, что объем и содержание понятия «субъект» уже, чем объем и содержание понятия «личность» (см. 1 и 3 из приведенных выше определений субъекта);

3) понятие «субъект» включает в себя только часть человека как личности, а именно — ту, которая связана с активным, творческим началом (см. 2 из приведенных выше определений субъекта).

Понятие «индивид» по объему и содержанию, как показывает практика его использования в научной литературе, является более определенным, чем понятие «субъект», но тем не менее также многозначным, как минимум, двузначным. В одном случае словом «индивид» называют только биологическое или врожденное начало в человеке, в отличие от слова «личность», которая характеризует приобретенные или социально обусловленные психологические качества. «Индивидом рождаются, а личностью становятся». Подобное понимание разделяется такими учеными, как Семен Львович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Григорьевич Асмолов.

Такое понимание индивида возникло в отечественной психологии в советское время (оно не характерно для психологии личности за рубежом).

В другом случае индивидом называют отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему человеческих свойств. В этом случае понимание содержания слова «индивид» ближе к содержанию термина «особь», с той лишь разницей, что первое употребляется только по отношению к человеку, а второе — только по отношению к животным.

Если сопоставить объемы и содержание понятий «личность» и «индивид», то с учетом указанной выше двузначности термина «индивид» (он по прежнему продолжает использоваться в литературе в двух указанных выше значениях), соотношение между этими понятиями будет выглядеть следующим образом: понятие «индивид» по объему и содержанию не пересекается с понятием «личность» (если исходить из первого, «биологического» понимания индивида); понятие «индивида» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «личность», если опираться на второе понимание «индивида», так как в этом случае в содержание понятия «индивид» должны войти не только психологические, но и многие непсихологические свойства человека.

Термин «индивидуальность» также имеет два разных, но очень близких друг к другу значения. В одном случае слово «индивидуальность» означает своеобразное сочетание человеческих свойств у данного конкретного индивида (в его втором понимании). В другом случае под индивидуальностью понимается только то, что отличает данного индивида от других индивидов (людей).

Сравнивая в заключении объемы и содержание понятий «личность» и «индивидуальность», можно утверждать, что они друг с другом лишь частично пересекаются, так как общими для них являются только свойства личности, которые можно обнаружить и у данного человека, и у остальных людей как личностей.

Подводя итог сопоставления объемов и содержания понятий «личность» и «индивидуальность», можно утверждать, что они друг с другом лишь частично пересекаются, так как общими для них являются только свойства личности, которые можно обнаружить и у данного человека, и у остальных людей как личностей.

Таким образом можно сделать вывод, что из всех сравниваемых между собой понятий «личность», «субъект», «человек», «индивид» и «индивидуальность» - понятие «личность» является самым «психологичным» и, соответственно, самым узким по объёму и содержанию. Следовательно, его в психологии нельзя полностью заменить ни одним из рассмотренных выше понятий.

Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Следующим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, ее мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

В психологии существуют два главным направления личности: в основе первого лежит выделение личности тех или иных черт; в основе второго — определение типов личности.

Психическая функциональная система в действии — это психический процесс. Рассмотрим основные психические процессы, наиболее часто выделяемые авторами работ по психологии.

Первый блок психических процессов, инициирующий и направляющий поведение, - это процессы психической регуляции. Если познавательные (когнитивные) процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации, то роль процессов психической регуляции состоит в обеспечении направленности, интенсивности и временной организации поведения. Кратко рассмотрим основные из них.

Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Наряду с эмоциональными процессами мотивация инициирует поведение человека и придает субъективную (личностную) определенную окраску этому поведению. Основными компонентами мотивационного процесса является возникновение потребности — приводящего к возникновению мотивационного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо. Опыт удовлетворения потребностей в ходе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического образования. А. Н. Леонтьев называл мотив «опредмеченной потребностью». Однако, скорее всего, мотив есть образ «идеального предмета» удовлетворения потребности, основанной на прошлом опыте. В конкретной ситуации мотив анализируется и возникает мотивационная тенденция к действию.

На основании мотива и отражения реальной ситуации формируется цель действия, план поведения и происходит принятие решения. Формирование и выдвижение целей описывается теориями целеполагания.

Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Эта оценка внутренне проявляется в форме эмоционального переживания, а внешне — в эмоциональной экспрессии. В основе эмоций лежат физиологические процессы активации различных кортикальных и вегетативных систем, но исследования показали, что физиологическое возбуждение — это необходимое, но недостаточное условие для возникновения специфических эмоций. В эмоции проявляется оценка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей (не только в данной ситуации, но и в перспективе), поэтому эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными. Для возникновения эмоции как определенного психического процесса необходима не только мотивационная, сопровождающая мотивационное напряжение, но и когнитивная интерпретация ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения той или иной цели.

В традиционной психологии процессы принятия решения практически не рассматривались. В настоящее время им уделяется огромное значение. Центральный момент принятия решения — выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. В основе принятия решения лежит субъективное переживание человеком вероятности множества событий, а также субъективной оценки полезности или вреда для себя этих событий. Важное значение имеет также оценка степени трудности достижения того или иного исхода. При выборе действия человек руководствуется различными стратегиями и правилами принятия решения. Основным является «правило субъективной оптимальности». Субъективная оптимальность складывается из уверенности в правильности выбранного решения, меры неудовлетворенности им после выбора, отсутствия желания «переиграть решение».

Процессы контроля обеспечивают так называемую «произвольную регуляцию» целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата. В теории психической регуляции выделяются следующие процессы контроля поведения: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов (интерпретация обратной связи и представление о самоэффективности). Их можно свести к двум основным «блокам» процессов: 1) процессы, предшествующие действию; 2) оценочные процессы. Теория функциональных систем Петра Кузьмича Анохина описывает основные этапы контроля и планирования поведения. Особое значение в ней отводится механизмам «обратной связи», которые обеспечивают возможность для сравнения параметров текущего желаемого состояний среды. Они информируют исполнителя о том, что сделано что еще нужно сделать для достижения цели, кроме того, они обеспечивают эмоциональную оценку эффективности.

Удовлетворение потребностей возможно только тогда, когда человек обладает информацией о ситуации, в которой он должен действовать. Отражение окружающего мира обеспечивает познавательные процессы. Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Совокупность познавательных процессов обеспечивает отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Познавательные процессы в свою очередь делятся на группы по различным основаниям:

1) сенсорно-перцептивные (эмоциональные) процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органов чувств. Ощущение связано отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами;

2) процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами — результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление;

3) мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений). Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемость. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения.

Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ним. Память соотносима с прошедшим временем, в ней хранятся следы пережитых мыслей, образов, действий, эмоций, чувств. Отражением актуальной реальности, обеспечивающим адаптацию к настоящему, ведут сенсорно-перцептивные процессы. Воображение, прогнозы, фантазии, процессы целеполагания соотносимы с будущим. И, наконец, мышление — процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становятся над временем, устанавливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации причинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить начальные условия исходя из результата действия, решить и прямую и обратную ей задачу.

Третьим «блоком» психических процессов являются коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Хотя до недавнего времени психологи, вслед за Фердинадом де Соссюром, противопоставляли речь и язык, считая, что предметом психологии является речевое поведение. Однако сегодня более обоснована точка зрения о единстве речи и языка, так как люди говорят только на основе языка, являясь его носителями. Коммуникативный подход к психологии речи и языка сводится к представлению, что ресь и язык обеспечивают взаимодействие людей.

Язык — это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значений (понятий). Языковый знак (например, слово) представляет собой единство означенного и означающего. Субъективные значения называются смыслами. Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Особо выделяется невербальное общение — передача информации с помощью поз, мимики, пантомимы и т. д. Психологи также выделяют невербальные составляющие речевого поведения — тембр голоса, его высота, интонация, громкость, - которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния говорящего, а также субъективного смысла сказанного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...