Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хорт чÿкĕ. Хĕрт-сурт пăтти. Никĕс пăтти




Хорт чÿ кĕ

(жертвоприношение за благополучие пчел)

 

Среди чувашей во многих местах об этом жертвоприношении жива только память, и так как порядок его совершения мне нигде не удалось записать, краткое ознакомление с ним я беру у В. К. Магницкого *. Южные чуваши-язычники не знают эту жертву, так как они сами не занимаются пчеловодством. Она была больше всего распространена среди северных чувашей. Это, как видно из слов молитвы, благодарственная жертва Богу и добрым духам, кое-где и киреметям — за благополучие пчел и меда.

По словам В. К. Магницкого, ее совершают в один день вместе с жертвоприношением пивом. Что касается порядка ее совершения, из-за неполной и небрежной записи трудно в нем разобраться, ясно только одно, а именно, что жертвоприношение совершали, поворачиваясь лицом к двери, со следующей молитвой:

 


Ç ак хоç ана ĕ ç мешкĕ н, ç имешкĕ н

Тутлă пыла, йÿ ç нĕ сă рине перекет пар.

Ялă м-йышă мпа,

Кÿ ршĕ мпе, хă на-вĕ рлесемпе

Пĕ р поç ран пин поç а ç итмелĕ хне пар.

Пĕ р вĕ ç ĕ чечекре,

Пĕ р вĕ ç ĕ мартара-вĕ ллере полтă р.

Выç ç а килекене тă рантса ямалă х полтă р.

Перекетне парă р.

Ç ырлаха парă р, амин.

 

Дай этому хозяину прибыли

сладкого меда, крепкого пива

на пропитание и пирование

со всеми сельчанами,

с соседями, со зваными гостями.

Подсоби с одной семьи

довести до тысячи,

один конец да будет на цветках,

а другой — в ульях и бортях,

да будет достаточным

насытить приходящих голодными.

Дайте прибыли,

Смилуйтесь. Аминь.


 

Тут В. К. Магницкий перечисляет еще и некоторые определения " бога", которые, по всей вероятности, упоминались при преклонении:

чĕ кеç торри — бог ласточек

тă хран торри — бог дятлов

вĕ лтĕ рен кайă к торри — бог птицы крапивника

шă пчă к торри — бог соловьев.

(Он по ошибке каждого считает за отдельного " бога" под названием " пчелиный бог". )

В некоторых местах Ядринского уезда по случаю данного жертво-приношения варят кашу, а также готовят сорок маленьких лепешек, однако порядок совершения жертвы из русских записей не совсем ясен. (Кивьял).

 

 

Хĕ рт-сурт пă тти

(жертвоприношение домовому кашей)

 

В честь домового (хĕ рт-сурт) совершается благодарственная жертва только через каждые три года, обычно в середине зимы, когда все покрылось уже снегом, или же весной, когда проросли уже разные растения. На этот раз жертвоприношение совершает хозяйка. Она надевает шубу мужа и под левой мышкой зажимает шапку мужа. Обычно это совершают в среду или воскресенье вечером. В этот день никого из домашних не отпускают далеко от деревни, по возможности целый день находятся дома. Но если так случается, что кого-то нет дома, то за столом на его место не садятся и кладут для него ложку. В этот вечер и постороннего не пускают в дом, и сами никуда не уходят.

Происходит это следующим образом. Большую тарелку каши и одну лепешку хозяйка ставит в отверстие печи на верх подушки и потом поворачивается в сторону печи, местонахождения домового, кланяется ему с такими словами:

 


Ç ырлах, амин,

Хĕ ртĕ м-суртă мпа лайă х тумалла пултă р,

Ç ырлах, ç ырлах, ç ырлах.

 

Помилуй, аминь,

да будет так, чтобы жить мне

с моим домовым благополучно.

Помилуй, помилуй, помилуй.


И трижды склоняет голову. Потом достает из отверстия печи кашу и лепешку, ставит на стол, семья садится и едят. Насытившись, приглашают и домового отведать. Приоткрывают все двери дома и через каждую зовут:

 


Хĕ рт-сурт, ç име пыр.

 

Домовой, иди есть.


Стол ставят перед печкой, на нем стоит еще тарелка, в ней немного недоеденной каши, а вокруг тарелки столько ложек, сколько членов семьи. На стол или около него кладут и подушку, чтобы, если домовой наелся, мог бы и поспать на ней.

Они сами тоже ложатся, чтобы не мешать домовому, если он подойдет есть. Рано утром, еще до утренней зари, все встают и оставшуюся кашу полностью съедают.

Если в течение этих трех лет количество членов семьи каким-то образом уменьшится, или дочь выходит замуж, или хозяин помрет, то в том же году опять жертвуют кашей, не выжидая истечения трех лет. Если в дом приходит новая невестка, по этому поводу жертвуют тоже кашей:


Ç ĕ нĕ ç ын илтĕ м,

Килĕ м тулчĕ,

Хĕ рт-сурт пă тти лартап.

Ç ырлах, ç ырлах, ç ырлах.

 

Нового человека в дом я взял,

дом мой наполнился,

приношу в жертву домовому кашу.

Помилуй, помилуй, помилуй.

(Улхаш).


 


10. 3 Эпизодические жертвы

 

Никĕ с пă тти

(жертвоприношение кашей по случаю установления фундамента нового дома)

 

Новопостроенный дом освящают, совершая жертвоприношение, чтобы Бог благословил его и его обитателей. Жертву приносят обычно тогда, когда уже заложено основание, возведены все четыре стены дома, и уже настлан пол за исключением одной доски, расположенной в середине, на месте которой при жертвоприношении возжигают огонь.

Хозяин прежде всего закладывает по одной монете во все четыре угла дома между бревнами, а именно справа напротив двери на " главное место" (кĕ реке), и справа на " главное место около двери" или на " главное место, где сидит жених" (алă к панчи кĕ реке, или кĕ рÿ ларнă кĕ реке) по одной медной копейке, слева от двери " в угол около печки" (кă мака панчи кĕ тес), и на " женское место", на " главное место женщин и девушек" напротив печки (тĕ пел, или хĕ р-арă мсен кĕ реки) по серебряной монетке из нагрудного украшения (нухрат).

Потом хозяин собирает строящих дом плотников, приглашает и несколько родственников мужчин и вносит в строящийся дом кашу и лепешки и ставит их на пол. В середине дома, где одну из досок пола еще не прибили гвоздями, зажигают огонь из мелких стружек и перед этим огнем лицом в сторону востока встает хозяин и еще четверо мужчин на молитву:

 


Ç ырлах, амин, Турă,

Никĕ с пă тти чÿ клетĕ п.

Ç ырлах, ç ырлах, ç ырлах.

 

Помилуй, аминь, Боже,

Совершаю жертвоприношение кашей

по случаю установления фундамента.

Помилуй, помилуй, помилуй.


 

И кладут троекратный поклон. Потом он отрезает с одной лепешки " нос" и " пупок" и бросает в огонь, туда же кидает и три маленькие ложки каши. Потом опять молится:

 


Ç ырлах, амин, Турă,

Никĕ с питĕ пултă р,

Пÿ рт пурă нтă р ватă личчен.

Ачам-пă чампа

Ырлă хлă -сывлă хлă пурă нма пар.

Ç ырлах, ç ырлах, ç ырлах.

 

Помилуй, аминь, Боже,

да будет фундамент плотным,

дом да стоит до старости,

дай мне прожить в добре и здравии

со всеми чадами моими.

Помилуй, помилуй, помилуй.


 

Снова кладут троекратный поклон, потом на полу подсаживаются к каше и лепешкам. По обыкновению хозяин приносит ведро пива, пару бутылок водки, чтобы попозже они веселее смогли умилостивить Бога. (Улхаш).

Северные чуваши, обратившиеся в христианскую веру, вместе с другими жертвами не сохранили и это жертвоприношение, однако они также варят и едят кашу еще до возведения стен дома без всякой церемонии. Здесь тоже закладывают в углы фундамента дома по две копейки (по старому исчислению денег — 7 копеек), а более бедные кладут монетку только в тот угол, где позже будет висеть икона, и на " женское место", в угол напротив печки.

А попозже, когда устанавливают на свое место матицу, опять проводят нечто наподобие старого жертвоприношения. Прежде всего с опасением относятся к тому, чтобы при установлении матицы случайно не задеть ее топором, можно ее брать, забивать только рукой, иначе в том доме люди время от времени будут отравляться угарным газом.

Еще до установления матицы привязывают к ней завернутый в зимнюю шубу пирог с начинкой (кокă ль), а после установления матицы снимают его. Один из строителей берет его в руку и, поворачиваясь в избе к двери, так молится:

 


Ç ак пÿ рт ушă полтă р,

Хоç и ç акă нта сă вă порă нтă р,

Ачаллă -пă чаллă полтă р,

Ç ă кă рлă -тă варлă полтă р,

Ç ырлах.

 

Да будет этот дом теплым,

а хозяин да проживет здесь во здравии,

пусть у него будет много детей,

пусть он всегда будет хлебосольным,

помилуй.


 

Один раз кланяются и съедают пирог. Потом, как правило, выпивают и водку. Шуба, в которую был завернут пирог, символизирует тепло дома, а пирог является символом хлеба, чтобы он всегда был в достатке у хозяина (Вомпукасси).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...