Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жертвоприношение от ушной боли




Жертвоприношение от ушной боли

 

Если у кого-нибудь болят уши, то это оттого, что Бог " тянет его за уши" (Турă хулхана туртат) за его грехи, плохие поступки. Чтобы умилостивить Бога, совершают для него в коридоре жертвоприношение кашей и хлебцем по только что описанному образу. Обычно его совершает сам больной.

 


Ç ырлах, амин, Турă,

Ç ырлах, каç ар.

Айă па кĕ тĕ м, айă плă пултă м,

Айван, пĕ лмерĕ м.

Ç ырлах.

 

Помилуй, аминь, Боже,

помилуй, прости,

провинился, виноватым я стал,

по наивности не уразумел,

помилуй.


 

Жертвоприношение киреметям

 

По народному поверью, большую часть болезней причиняют киремети, которые, рассердившись из-за чего-то на кого-нибудь, хватают того человека и насылают на него всякие дурные болезни. В таком случае, чтобы больной выздоровел, по совету знахаря нужно их умилостивить с помощью жертвоприношения. А именно, нужно совершать жертвоприношение всем киреметям, обитающим за околицей села *.

Жертва у северных чувашей состоит из следующих частей: большая миска каши и для каждого киреметя по два хлебца, девять маленьких лепешек (сверху их мажут медом), девять жертвенных монеток (мамале, или мамаля) 1-2 копейки, девятьмаленьких восковых сввечей (ç орта) и девять фигурок коня из теста (орхамах).

Жертву обычно совершает хозяин дома, а если он сам болеет, то его сын или жена. Жертвенную пищу и остальные жертвенные предметы ставят на стол, перед ним встает хозяин и, оборачиваясь лицом к двери, произносит молитву. Рядом с ним справа стоят его маленькие дети, слева жена. Детей постарше и остальных домашних во время жертвоприношения отсылают из дома и запирают даже ворота, чтобы никто не мог зайти в дом. Больной, естественно, остается дома.

Жертву приносят отдельно каждому киреметю, а именно в том порядке, в котором они следуют друг за другом по рангу. Вот, к примеру, хоязин, начиная жертву, берет из большой миски немного каши на маленькую тарелку для самого первого киреметя и произносит молитву:

 


Эй, ç ырлах, Шÿ нер мă н султтан,

Сана парса поç ç апатă п.

Ç ырлах хаман ту.

Ç уллă пă тă па,

Тохă р йосманпала,

Тохă р ç ортапала,

Тохă р орхамахпала,

Тохă р мамалепеле

Сана парса поç ç апатă п,

Ç ырлах.

 

О, помилуй, великий султан Шÿ нер *,

Жертвуя тебе, бью челом,

помилуй, сотвори благо.

Масляной кашей,

девятью юсманами,

девятью свечами,

девятью " жеребцами",

девятью мамале (зарочными монетами)

одариваю тебя, бью челом,

помилуй.


 

В конце молитвы при слове ç ырлах (помилуй) кашу на маленькой тарелке приподнимает со стола, после чего три раза наклоняет голову. От двух хлебцов отрезает по два " носа" и по два " пупка", намазывает на них немного каши и откладывает их в другую посуду. Отложенную на маленькую тарелку и только что принесенную в жертву кашу, а также два хлебца, предназначенных одному и тому же киреметю и девять лепешек съедают, и на этом завершается первая часть жертвоприношения, посвященная самому первому киреметю. Потом таким же образом совершают жертву второму, третьему... и т. д., отдельно упоминая их имена.

Когда завершено жертвоприношение всем киреметям, приглашают домой всех домашних, родственников из села, соседей, и остаток каши, хлебцы, лепешки все вместе съедают.

После этого совершающий жертву хозяин берет свечки, фигурки лошадей и жертвенные деньги и по очереди идет к месту обитания каждого киреметя, к их дереву, речке, холму, кладет там на землю предназначенные для него девять свечей, девять фигурок лошадей и девять жертвенных монеток. Здесь тоже кланяется до земли, три раза наклоняет голову и идет дальше к следующему (киреметю), пока не обойдет всех. Ни за что на свете он не смеет повернуть назад, так как верит, что киреметь сразу же появится там и унесет предназначенные ему жертвенные предметы.

Но если больной и после этого не поправится, то нужно совершить заново эту же жертву, потому что знахарь все время находит причину того, почему же киреметь не избавил больного от болезни. Один раз он не оказывает действия по той причине, что над головой жертвующего, выносящего свечи и лошадиные фигурки, пролетел каркающий ворон. Другой раз не оказывает действия потому, что когда тот выносил свечи, увидел мочившегося человека. Пока больной не поправится, нужно приносить жертву.

Выше несколько раз мы упоминали лошадиные фигурки, орхамах, которые местами среди северных чувашей имели довольно большое культовое значение (южные чуваши такого жертвоприношения не знают вообще). Раньше орхамах был только лошадиной фигуркой (лаша кĕ летки), но в настоящее время распространены фигурки в виде человека (этем), овцы (сорă х), козы (качака) — одним словом, в виде рогатого скота, а также в виде гуся (хор) и утки (кă вакал), у всех у них одно общее название — орхамах *. Их значение и применение в том, что если, к примеру, какая-нибудь болезнь (падеж) губит определенный вид скота, коней, крупный рогатый скот, овец... и т. д., то соответствующую тому виду скота фигурку из теста выносят к местам обитания всех киреметей, живущих за околицей села, точнее к тому месту, которое подсказано знахарем. Потому что ту жертву, которую я только что описал, совершали только во времена язычества, но нынче крещеный чуваш ее не совершает уже, и только один-два старика могут рассказать способ совершения, как это они видели при своих отцах, дедушках. Однако сегодня гнев киреметей умилостивляют одними лишь фигурками из теста, так как это советует им знахарь.

Раньше — так мне рассказал один старый чуваш — киреметям приносили в жертву коня, овцу, козу, гуся, утку, соответственно тому, какой вид скотины у них заболел. Однако эти древнейшие, крепкие, страшные киремети уже умерли. У большинства осталось только по одному глупому сыну, и их сегодня можно даже обмануть и фигурками из теста.

Из таких легенд русские ученые извлекли такой вывод **, что среди старых языческих чувашей нужно было приносить и людскую жертву, так как среди фигурок из теста есть и человеческая фигура. И если сейчас в жертву приносят фигурку человека, значит раньше приносили в жертву самого человека. Этот вывод сделан без всякого знания предмета. Потому что человеческие фигурки имеют совсем другое значение. Если у кого-нибудь имеется враг, который подстрекает как следует против него киреметя (киремете солать), то этот человек желает, чтобы этого врага прибрал [киреметь] и наслал на него болезнь, чтобы отнял у него душу и убил его. Тогда этот человек, чтобы (самому) не умирать, в качестве выкупа киреметю приносит в жертву человеческую фигурку из теста. Значит, она символизирует только выкуп, а не заменяет древней человеческой жертвы.

Впрочем, такой способ жертвоприношений у чувашей не может быть ни исконным, ни очень древним. Я и сам встречал его только в районе Чебоксар, где эти фигурки из теста для жертвоприношений народу продают русские торговцы. Нигде, ни на западе, ни на юге чуваши не знают этот обряд.

Раньше в этих краях для жертвоприношений киреметям использовали жестяные монеты, названные " деньгами аргамака" (орхамах тенки). У них было сходное с остальными жертвенными фигурками применение, однако они уже вышли из моды. Ими же хотели заменить бросаемые для искупления в речки киреметей серебряные деньги и серебряные украшения. (Вомпукасси).

 

 

* * *

У южных чувашей есть один вид искупительной жертвы самому главному киреметю, " великому добродетелю" (Асл(ă ) ырă ), который здесь тоже совершают по совету знахаря. Возникновение парши (кĕ сен) народное поверье приписывает тому, что " великий добродетель" вызывает на их теле зуд, если около речки или холма произносят непристойные слова или совершают какой-нибудь неприличный поступок. Тот, у кого чесотка (парша), выносит горсть муки к речке " главного добродетеля", кладет ее на берег речки и поворачиваясь к речке, так умоляет его:

 


Ç ырлах, каç ар,

Ç ÿ ренĕ ç улпа айă п пулчĕ -и,

ĕ ç ленĕ ĕ ç пе айă п пулчĕ -и,

Ача-пă чапа, ç емйепе тă рса

Калаç рă мă р-и, айă п туса,

Ç ырлах, ç ырлах, ç ырлах.

 

Помилуй, прости,

дорогой ли заезжей провинился,

во время исполнения работы ли провинился,

с чадами, с семейством ли говорили, возводя вину,

помилуй, помилуй, помилуй.


 

И три раза наклоняет голову. Кроме этой небольшой жертвы искупления знахарь применяет и прочие заговоры. На стакан воды произносит следующий заговор:

 


Пĕ смĕ лле, амин, Турă.

Ырă сен айă пне вĕ ретĕ п.

Ă шне вĕ ç терсе тă рат-и,

Ÿ т-тире вĕ чĕ лтеттерсе тă рат-и,

Пĕ смĕ лле, амин, Турă.

Сантан та сехет,

Этемрен те сиплĕ х, амин.

 

Пĕ смĕ лле, аминь, Боже,

Выдуваю повинности перед святым.

Сидит ли тревожа душу,

Стоит ли беспокоя тело,

Пĕ смĕ лле, аминь, Боже,

И от тебя добрый час,

И от человека исцеление, аминь.


Эту воду он потом велит больному выпить. (Ç ĕ н Улхаш).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...