Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год




Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год

Третий (региональный) этап

Задания с распределением баллов и ответами

9 класс. I тур

1. 4 балла.  Определите, по какому признаку образованы ряды:

а) С. П. Трубецкой, А. И. Якубович, А. М. Булатов, Е. П. Оболенский

_____________________________________________________________

 

б) Н. И. Панин, Ф. Ц. Лагарп, М. И. Ламздорф, В. А. Жуковский

_____________________________________________________________

 

в) Н. М. Карамзин, А. С. Шишков, С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков

_____________________________________________________________

 

г) «Телескоп» (Н. Надеждин), «Московский телеграф» (Н. Полевой), «Европеец» (И. Киреевский), «Русский сборник» (В. Одоевский и А. Краевский)

_____________________________________________________________

 

 

2. 3 балла. Перед вами исторические понятия. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения этих понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. Первые слова помогут вам понять, о чем идет речь.

 

а) это – знак различия… (нитяная, толстая, в, вид, металлический, шнур, с, наконечник, оплетка, и)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) это – условие для допущения… (то есть, тот или иной, участие, государственный, право, выбор, к, в, участие, служба, люди, получение)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) это – административная единица… (губернатор, в 1719-1775 гг., состав, в, управляемый, воевода, или, губернии)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. 3 балла. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ.

1. «Подошло, братья, время битвы нашей».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор - мартинист, он бунтовщик хуже Пугачева».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Этого я желаю, требую, повелеваю. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. 2 балла. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

1. Положение бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости, но не переведенных на выкуп, было особенно незавидным.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Недруги с удовольствием отмечали в его деятельности произвольность решений, игнорировавших реальные условия и возможности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. 6 баллов. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения

а) «Семеновская история»_________________________________________

________________________________________________________________

б) «Триада Уварова»______________________________________________

________________________________________________________________

в) «Преданный без лести»_________________________________________

________________________________________________________________

г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________

________________________________________________________________

д) «Тверская история» ____________________________________________

________________________________________________________________

е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________

________________________________________________________________

6.  4 балла. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

«Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы.

1. Как называется приказ, о котором говорится в документе?

2. Назовите имя и даты правления царя, при котором он был создан.

3. Кто такой диак?

4. Чем необычен диак, упомянутый в документе?

1. _________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. _________________________________________________________________4. ________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. 3 балла. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ТРЕХ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

В начале XVIII в. (1) была основана Славяно-греко-латинская академия, первое в России учебное заведение, открытое для людей всякого чина, сана и возраста(2). Тогда же появился и первый русский печатный букварь (3); в создании учебников в правление Петра I принимали участие Ф. Прокопович, Л. Поликарпов, М. Ломоносов (4). В «Арифметике» Л. Магницкого традиционное для Руси буквенное обозначение цифр было заменено современными (так называемыми арабскими) цифрами (5). Большое значение имело создание цифирных школ, в которых дети получали начальное образование (6).

1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. 4 балла. Познакомьтесь с таблицей, раскрывающей связь между материальным положением и динамикой возвращения на службу вышедших в отставку дворян. Какие можно сделать предположения о мотивах, побуждающих отставников вернуться на службу?

Удельный вес различных имущественных групп отставных офицеров,

вернувшихся на службу к 1771 г.

Не имеют крестьян

Владельцы крестьян (кол. )

 

Итого

1-10 11-20 21-69 70-100 101-500 Более 500
23% 11, 4% 16, 1% 26, 7% 2, 8 20% нет 100%

Имущественные категории дворянства: беспоместные и мелкопоместные дворяне – до 100 крестьян; средние помещики – 101- 500 крестьян; крупные помещики – более 500 крестьян.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

9. 4 балла. Перед вами плакат времен Великой Отечественной войны. Какие изменения, происшедшие в официальной идеологии в начале Великой Отечественной войны, отразились в нем? Кто изображен на плакате?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...