Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предварительная работа дирижера




 

с литературно-музыкальным материалом хорового произведения

В учебных пособиях по хороведению и методике работы с хором выделяются три последовательных этапа работы дирижера над хоровым произведением:

- самостоятельное изучение (подготовка к работе с хором); - репетиционная работа с хором; - концертное исполнение.

 

В данном параграфе мы рассмотрим первый этап работы дирижера над хоровым произведением.

Подготовительная работа дирижера-хормейстера по разучиванию и последующему исполнению музыкального произведения всегда предшест-вует практическим занятиям. К началу хоровых репетиций дирижер обязан досконально изучить произведение, продумать интерпретационный план, определить формы и методы разучивания, наметить пути преодоления во-кально-хоровых трудностей. Самостоятельная работа над хоровой парти-турой может помочь дирижеру представить сложившуюся модель испол-нения произведения, в которой органично сочетаются все необходимые средства музыкальной и дирижерско-хоровой выразительности.

 


Самостоятельная работа дирижера над хоровой партитурой требует умения организовать и упорядочить самоподготовку, не упуская ничего важного и существенного. Она включает в себя:

- исполнение произведения на фортепиано «по хоровому» (т. е. пере-дача на инструменте не только общемузыкальных средств выразительно-сти, но и особенностей хорового пения: цезур, ударений в словах, выделе-ние мелодии и гармонической основы (самого низкого голоса партии-туры) и т. д.;

 

- вокально-интонационное освоение (пение хоровых партий и инто-нирование аккордов), выявление вокально-хоровых трудностей и планиро-вание приемов работы над ними;

- дирижерско-техническое освоение (репетиционные приемы и кон-цертное дирижирование хором);

- анализ хоровой партитуры;

 

- создание плана интерпретации произведения;

 

- подготовка нотного материала (партитуры или хоровых партий);

 

- выучивание произведения наизусть.

 

Как показывает педагогический опыт, молодые дирижеры, а также студенты, выходящие к хору как практиканты, не всегда должным образом владеют навыками анализа произведения и созданием плана его интерпре-тации. Поэтому предлагаемый вариант анализа может послужить под-спорьем в изучении и осмыслении музыкального произведения. Он состо-ит из четырех разделов:

1) историко-стилистический анализ;

 

2) музыкально-теоретический анализ;

 

3) вокально-хоровой анализ;

 

4) исполнительский анализ.

 

Подготовка к работе над хоровой партитурой обычно начинается

 

с историко-стилистического анализа, т. е. со знакомства с творчеством композитора и поэта, с историей создания изучаемого произведения. Ана-лизируя хоровой стиль композитора, важно обратить внимание на жанры его хоровых сочинений, составы хоров, своеобразие использования хоро-вых партий и приемов хорового изложения, характерные фактурные и тем-бровые решения и др. Прослеживая историю анализируемого сочинения, следует определить его роль и значение в творчестве композитора и поэта.

 

 


Главная задача музыкально-теоретического анализа состоит в выяв-лении основных средств музыкальной выразительности и определении значимости их в передаче музыкально-поэтического содержания. Для это-го сначала необходимо разобраться в содержании произведения, выявить его тему и идею, а затем анализировать средства музыкальной выразитель-ности, с помощью которых композитор воплощает свои художественные намерения. Здесь важно рассмотреть значимость жанра, формы, тонально-го плана, гармонии, мелодии, метроритма, тематического развития и дру-гих средств музыкальной выразительности в раскрытии темы и идеи про-изведения.

 

Центральным разделом аналитического исследования дирижера является вокально-хоровой анализ. Здесь выявляются особенности хорово-го письма, обозначаются вокально-технические трудности произведения.

В этом разделе анализа партитуры рассматриваются следующие вопросы: тип и вид хора, характеристика партий с точки зрения диапазона, тесси-турных условий, голосоведения, особенностей дыхания, способов звукове-дения. Здесь анализируются выразительные возможности и трудности ан-самбля, строя, дикции, определяются способы и приемы преодоления вокально-хоровых проблем, связанных с музыкально-поэтическим мате-риалом сочинения.

В четвертом разделе – исполнительском анализе – подводится свое-образный итог проделанной работе и разрабатывается план интерпретации хорового произведения. Конкретизируя свои исполнительские намерения, дирижер устанавливает метрономические указания темпа, очерчивает меру агогического, динамического, артикуляционного планов. Формообразую-щие аспекты музыкального произведения часто связаны с осмыслением кульминаций (частных и общих) и особенностями их подготовки.

Обосновывая свой исполнительский замысел, важно конкретизи-ровать детали. Для этого необходимо выделить наиболее характерные для стиля композитора как общие музыкально-выразительные средства (непрерывность развития, расчлененность, детализация и др.), так и спе-цифические вокально-хоровые (внимание к тембрам, тесситуре голосов, использование солистов, определенных сочетаний хоровых партий и др.).

В этом разделе необходимо проанализировать способы дирижерского управления хором на репетиции и на концерте.

 

 


В результате проделанной работы по изучению партитуры дирижер выстраивает план интерпретации произведения, который может конкрети-зироваться и корректироваться в процессе репетиционной работы с хором.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...