Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расположение хора на репетиции и концертной эстраде




 

Как в процессе учебно-репетиционных занятий, так и во время выступления в концерте большое значение имеют принцип и порядок расположения участников хора. Четкий, постоянный принцип расстановки участников хора, с учетом акустических условий и удобств, является первым важным элементом в создании хоровой дисциплины и обеспече-нии наилучшей звучности хора. Определенная, заранее рассчитанная по-садка участников хора на репетиционных занятиях создает соответствую-щую обстановку и воспитывает чувство порядка и коллективности. Правильное размещение партий, отдельных певцов в партиях (с учетом тембровой слитности, яркости и силы голосов) способствует выработке ощущения вокально-слуховой спетости, чувства ансамбля хоровой партии

 

и всего хора.

 

В основе любых видов расположения лежат два основных принципа [1, с. 36–37]. Первый условно называют параллельным, классически тра-диционным, когда партии располагаются параллельными группами слева и справа от дирижера. Второй принцип расстановки называется смешанным, так как он отличается смешением или чередованием партий и групп. Чаще всего этот принцип на практике используется в виде квартетной расста-новки небольших и хорошо подготовленных составов хора.

 


При подборе квартетов и их расстановке учитывается однохарактер-ность голосов. Например, один-два квартета объединяют голоса лириче-ского характера, другие квартеты – драматические (сильные или слабые) голоса. Квартетная организация хора требует постоянного состава исполнителей и может использоваться только при отличной ансамблевой спетости. Располагают квартеты в хоре с учетом постепенного перехода от сильных, ярких голосов к средним по силе и проявлению тембровых качеств. Квартетное расположение хора может быть использовано лишь при тщательной учебно-репетиционной работе с каждым певцом и отдель-но вокальной группой. Только безукоризненное знание каждым певцом своей партии, тонкое чувство ансамблевости могут придать хору особое художественное и тембровое звучание при использовании смешанной расстановки.

В зависимости от акустических условий зала используется либо ду-гообразное (полукругом), либо прямолинейное расположение хора. Дуго-образная расстановка создает определенные удобства в установлении и со-хранении зрительного контакта между певцами и дирижером. В этом случае вогнутый полукруг, по которому расположен хор, является естест-венным звуковым отражателем. Дирижер, находясь в своеобразном звуковом фокусе отраженных волн, имеет возможность четко реагировать на отклоне-ния в строе и ансамбле хора. Дугообразная схема расстановки используется в небольших камерных залах или помещениях с плохой акустикой.

 

Прямолинейный способ расположения хора используется в больших залах с большими эстрадами при хорошей акустике, а также при исполне-нии хоровых произведений с сопровождением оркестра. При такой расста-новке дирижер находится на более далеком расстоянии от хора, что не ме-шает устанавливать зрительный контакт с певцами хора. Прямолинейный способ расстановки хоровых коллективов в практике используется редко, так как залов с хорошей акустикой и большой концертной эстрадой в на-шей стране очень мало.

 

При исполнении концертной программы с участием хора и сопрово-ждающего его оркестра используют следующие варианты расстановки:

 

- хор располагается позади оркестра, но на более высоком ступенча-том уровне;

- хор располагается слева и справа от оркестра;

 

- хор стоит на сцене, а оркестр располагается в оркестровой яме.

 

 


При исполнении хоровой музыки в сопровождении фортепиано хор располагается в центре или на авансцене, а инструмент справа от дириже-ра. В зале с плохой акустикой иногда фортепиано ставят в центре сцены, а хор располагается вокруг инструмента.

 

При любых видах расстановки хора необходимо использовать специ-альные подставки (станки). Традиция ступенчатой расстановки певцов при использовании станков, закрепившаяся в практике хоров, создает лучшие условия слышимости в зале.

 

При планировании концертов в незнакомых для хора залах необхо-дима акустическая репетиция, которая может внести коррективы в особен-ности расположения хора на сценической площадке и в исполнительский план концертного репертуара.

 

Любое концертное выступление для хора – это своеобразный отчет о проделанной творческой работе. К организации концерта, как и к состав-лению программы выступления, руководителю необходимо подходить вдумчиво, помнить не только об успехе, аплодисментах, но и о сохранении здоровья у певцов хора.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте значение постоянного расположения певцов хора

 

в партии.

 

2. Назовите два основных принципа расстановки хора.

 

3. Как меняется расположение хора в зависимости от акустики кон-цертного зала?

 

4. Как располагается на концертной эстраде хор и оркестр, хор и фортепиано?

 

5. Назовите основные принципы построения концертной программы.

 

6. Назовите типы хоровых концертов.

 

7. В каких ситуациях хору нужна акустическая репетиция?

 

8. В чем проявляется своеобразие проведения распевания хора перед концертом?

 

9. Назовите пути преодоления психологических барьеров у дирижера и певцов хора в концертном исполнении.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер: учеб. пособие / А. И Анисимов. –

 

Л.: Музыка, 1976. – С. 36–42.

 

 


2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:

 

учеб. пособие / В. Л. Живов – М.: Владос, 2003. – 272 с.

 

3. Казачков С. А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков. –

 

Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 294–333.

 

4. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.

5. Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность школьного учителя музыки многогранна. Он является педагогом, воспитателем, просветителем, руководителем детских вокаль-но-хоровых кружков и любительских творческих объединений взрослых (учителей, родителей), а также организатором творческих вечеров и кон-цертных выступлений. Ему необходимо быть компетентным в разных сферах музыкальной педагогики: владеть методикой обучения музыке школьников и методикой обучения хоровому пению детей и взрослых. Эта область хормейстерской деятельности требует определенных знаний, умений, навыков.

 

Будущий педагог-хормейстер должен знать основные принципы оте-чественной школы хорового пения, знать историю русской и зарубежной хоровой музыки, владеть стилистикой исполнения музыки разных жанров

 

и направлений, владеть методами и формами работы с певческим коллек-тивом.

 

Знания методов вокально-хоровой работы необходимы руководите-лю певческого коллектива, чтобы развивать и совершенствовать исполни-тельское мастерство участников хора. Талантливые хормейстеры, по сло-вам В. Л. Живова, выполняют двуединую задачу, а именно: они должны научить каждого певца индивидуально и при этом привить им навыки пе-ния в ансамбле.

Большое значение в развитии ансамблевого потенциала хора имеет не только учебная вокальная работа, но и воспитательная работа, прояв-ляющаяся в сплоченности коллектива, ответственности каждого участника за общее дело. Руководителю необходимо воспитать коллектив певцов, как

 


своих единомышленников, истинных любителей хорового искусства, стремящихся к высокохудожественному исполнению репертуара. Немало-важную роль в этом играет комфортная психологическая обстановка, располагающая к гармоническому развитию личности каждого участника хора.

 

Основное предназначение хорового искусства – приобщать через репертуар исполнителей и слушателей к богатому художественному миру хоровой музыки. Репертуар хора должен быть, с одной стороны, разнооб-разным и художественно ценным, а с другой – доступным и интересным для певцов хора. Руководителю следует помнить о педагогической и кон-цертной функциях репертуара и, соответственно, включать в работу хора произведения русской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов и народную музыку.

 

Автор данной работы, не претендуя на исчерпывающую полноту из-ложения учебного курса «Методика работы с хором», попытался охватить все стороны хормейстерской деятельности учителя музыки в условиях школы и учреждений дополнительного образования и представить работу

 

с певческим коллективом как организационно-музыкально-педагоги-ческую систему. Теоретические и методические аспекты хоровой науки и музыкальной педагогики активно развиваются, и можно предположить, что многие вопросы, затронутые в данной работе, потребуют в дальней-шем дополнений и уточнений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: учеб. пособие / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

 

2. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором [Текст]: учеб. по-

 

собие / Г. А. Дмитревский. – 3-е изд. – СПб.: Планета музыки, 2007. – 112 с.

 

3. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика

 

[Текст]: учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – 271 с.

 

4. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века [Текст]: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.: Владос, 2003. – 302 с.

 


5. Осеннева, М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст]: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.

 

6. Семенюк, В. О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства [Текст]: монография / В. О. Семенюк. – М.: Композитор, 2008. – 328 с.

 

7. Чабанный, В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым лю-бительством как процесс [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. –

СПб.: СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – 215 с.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Ардентов, Д. К вопросу о значении музыкальной грамотности для само-деятельных хоровых коллективов [Текст] / Д. Ардентов // Могучее сред-ство воспитания / сост. П. П. Левандо. – Л.: Музыка, 1978. – 144 с.

 

2. Ардентов, Д. Н. О хоровой артикуляции [Текст] / Д. Н. Ардентов // Про-фессиональная подготовка руководителя самодеятельного коллектива:

сб. науч. тр. ЛГИК. – Л.: ЛГИК, 1988. – С. 46–61.

 

3. Анисимов, А. И. Дирижер-хормейстер [Текст]: учеб. пособие / А. И. Анисимов. – Л.: Музыка, 1976. – 160 с.

 

4. Барсов, Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки [Текст] / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 65 с.

 

5. Борисова, Е. С. Дирижер-хормейстер: психология профессионального

 

и личностного становления [Текст] / Е. С. Борисова // Музыкальная пси-хология и психотерапия. – 2008. – № 4. – С. 45–55.

 

6. Васильев, В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании [Текст] / В. Ва-

 

сильев. – Л.: Музыка, 1991. – 118 с.

 

7. Виноградов, К. П. Работа над дикцией в хоре [Текст]: учеб. пособие /

 

К. П. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 223 с.

 

8. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. –

 

М.; Л.: Музгиз, 1951. – 240 с.

 

9. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства [Текст]: учеб. пособие /

 

В. Л. Живов. – М.: МГТУ им. Н. Баумана, 1988. – 286 с.

 

10. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры [Текст] / В. Иль-ин. – М.: Сов. композитор, 1985. – 230 с.

 

11. Казачков, С. А. От урока к концерту [Текст]: учеб. пособие / С. А. Ка-

 

зачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.

 

12. Каргин, А. С. Народная художественная культура [Текст] / А. С. Кар-

 

гин. – М.: Гос. республиканский Центр рус. фольклора, 1997. – 288 с.

 


13. Ковалев, К. Бортнянский [Текст] / К. Ковалев. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 249 с.

 

14. Кочнева, И. Вокальный словарь [Текст] / И. Кочнева, А. Яковлева. – Л.:

 

Музыка, 1988. – 72 с.

 

15. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры [Текст]: краткие очерки / Д. Л. Локшин. – М.: Музгиз, 1963. – 213 с.

16. Ожегов, С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуков-

 

ник, 1999. – 944 с.

 

17. Павлищева, О. Методика постановки голоса [Текст] / О. Павлищева. –

 

М.; Л.: Музыка, 1964. – 122 с.

 

18. Педагогика [Текст]: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Про-

 

спект, 2009. – 432 с.

 

19. Попов, С. В. Организационные и методические основы работы само-деятельного хора [Текст]: учеб. пособие / С. В. Попов. – 2-е изд. – М.:

 

Музгиз, 1961. – 114 с.

 

20. Птица, К. Б. Подготовительная работа хорового дирижера [Текст] / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1977. – С. 6–15.

 

21. Романовский, Н. В. Принципы работы над строем в хоре / Н. В. Рома-новский // Хоровое искусство. – Л.: Музыка, 1967. – С. 73–96.

22. Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский. – Л.:

 

Музыка, 2005. – 230 с.

 

23. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст]: учеб. по-

 

собие / В. А. Самарин. – М.: Академия, 2002. – 352 с.

 

24. Советские хоровые дирижеры [Текст]: справочник / сост.: Э. Елисеева-

 

Шмидт, В. Елисеева. – М.: Сов. композитор, 1986. – 300 с.

 

25. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Соколов. –

 

2-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 192 с.

 

26. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.

 

27. Струве, Г. А. Школьный хор [Текст]: книга для учителя / Г. А. Стру-

 

ве. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

 

28. Тихонова, И. Е. Хоровое сольфеджио [Текст] / И. Е. Тихонова // Вопро-сы методики преподавания дирижерско-хоровых дисциплин в вузе культуры. – Л.: ЛГИК, 1985. – С. 37–49.

 


29. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания [Текст]: учеб. по-

 

собие / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. – М.: Музыка, 1990. – 176 с.

 

30. Хоровая самодеятельность Российской Федерации: Хроника. Докумен-

 

ты. Материалы [Текст] / сост. Н. Волькович, Л. Шамина. – М.: Сов. композитор, 1989. – 280 с.

31. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст]: учеб. пособие / П. Г. Чес-

 

ноков. – М.: Музгиз, 1961. – 242 с.

 

32. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом /

 

Л. В. Шамина. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1983. – 175 с.

 

33. Яковлева, А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.: Музы-

 

ка. – Вып. 7. – С. 73–86.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

 

Глава 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 

И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

 

1.1. Влияние исполнительского и педагогического опыта хоровой деятельности на формирование отечественной школы хорового пения.. 7

 

1.2. История, современное состояние и тенденции развития отечественного любительского хорового исполнительства…………….. 20

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБО-ТЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

 

2.1. Организация хора……………………………………………………… 29
2.2. Учебно-воспитательная работа в хоре………………………………. 35
2.3. Управление хоровым коллективом …………………………………. 41
Глава 3. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА В ХОРЕ
3.1. Содержание, принципы, методы и формы вокальной работы в хоре 47
3.2. Певческое дыхание……………………………………………………. 48
3.3. Атака звука…………………………………………………………….. 52
3.4. Выравнивание регистров певческих голосов……………………… 53
3.5. Распевание хора……………………………………………………….. 56
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
4.1. Основные приемы работы над хоровым ансамблем ……………….. 60
4.2. Работа над хоровым строем…………………………………………... 67
4.3. Дикционно-орфоэпическая работа в хоре…………………………… 71
Глава 5. РЕПЕРТУАР ХОРА
5.1. Принципы формирования репертуара………………………………. 78
5.2. Предварительная работа дирижера с литературно-музыкальным

 

материалом хорового произведения……………………………………... 80

 

5.3. Репетиционный процесс в хоре………………………………………. 83

 

 


5.4. Работа над агогикой, динамикой, артикуляцией – основными    
средствами исполнительской выразительности………………………....  
Глава 6. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРА    
6.1. Составление концертной программы хора…………………………..    
6.2. Подготовка хора к концертному выступлению……………………...    
6.3. Расположение хора на репетиции и концертной эстраде…………...    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….    
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….    

 

 


 

 

Учебное издание

 

Двойнос Лариса Ивановна

 

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ

 

Учебное пособие

 

 

Редактор В. А. Шамарданов Дизайнер Н. П. Давыденко Компьютерная верстка Я. А. Кондрашовой

 

 

Подписано к печати 13.11.2012. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 5,2. Усл. печ. л. 6,2.

 

Тираж 500 экз. Заказ № 22

 

___________________________________________________________

 

Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: [email protected]

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...