Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Финансовая дань метрополиям




Налоги метрополий до римского владычества

На протяжении большей части своего существования Иудея была вас­сальным государством или имела статус провинции в составе той или иной империи. В этих случаях Иудея должна была платить налоги метрополии – государству, которому она подчинялась.

Длительное время с Иудеи взимался налог, называемый «форос». Этот налог был учрежден еще Дарием I (персидским царем, тем самым, который помогал евреям вернуться после Вавилонского плена на родину и оказывал содействие в строительстве Второго Иерусалимского храма). Затем форос продолжал взиматься при египетских царях Птолемеях и сирийских царях Селевкидах. Данный налог был распространен в Древнем мире и имел три взаимосвязанные особенности:

а) налогоплательщиками были не отдельные лица, а община: город, на­род, племя; иными словами, это был коллективный налог;

б) сумма налога распределялась между отдельными административ­ными единицами, образующими общину, или между отдельными члена­ми общины; царь при этом не вмешивается в то, как община распределяет бремя налогов;

в) величина налога была постоянной, не зависящей от текущей экономи­ческой ситуации (прежде всего от величины урожаев).

Фактически «форос» – это дань, которую побежденные уплачивают побе­дителю. Цицерон называл этот налог «наградой за победу и штрафом за вой­ну». То есть это что­то вроде постоянной (бессрочной) военной контрибуции. В некоторых случаях (например, в случае оказания какой­то серьезной «услу­ги» царю) зависимые территории могли вообще освобождать от фороса.

Конкретно эта обязанность возлагалась на первосвященника, который установленную «сверху» сумму выплачивал из казны Иерусалимского храма.

Налоги при персидских и египетских царях

Сначала Иудея пребывала под властью персидских царей (первые из них – Кир и Дарий I, которые немало способствовали возвращению евреев на родину после Вавилонского плена, а также помогали восстанавливать Иеру­салимский храм). Под персидским владычеством Иудея не чувствовала себя особенно угнетенной, что признают и современные еврейские историки.

Потом в результате походов Александра Македонского в начале IV века до н.э. империя персов перестала существовать. В 332 г. до н.э. Иудея без со­противления покорилась Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, дарованные Иерусалиму прежде персидскими правителями. После смерти Александра (323 г. до н.э.) в ходе войны между его преемни­ками Иерусалим несколько раз переходил из рук в руки и разрушался. В 301 г. до н.э. Иерусалим окончательно перешел под власть правителя Египта Птолемея I. Стабилизация власти Птолемеев принесла Иудее процветание; страна получила внутреннюю автономию, управлялась из Иерусалима со­ветом старейшин, во главе которого стоял первосвященник. Налоговое бре­мя, возложенное на Иудею, было весьма умеренным. Тем не менее в 198 г. до н.э., когда Сирия одержала победу над Египтом, вожди Иудеи приветство­вали победителей и охотно перешли под власть новых правителей1.

Выше мы уже вспоминали историю иудея Иосифа бен Товии, кото­рый оказался при дворе египетского царя Птолемея в качестве генераль­ного откупщика налогов на территории египетской Сирии (куда входила и Иудея). Еще раз обратимся к Флавию. В те времена первосвященником в Иудее был Ония II. На него (как и на его предшественников) была воз­ложена задача регулярно платить дань из казны храма египетскому царю. Это было в начале третьей войны между селевкидской Сирией и птоле­меевским Египтом (246–241 до н.э.). Первосвященник Ония поддержал Селевкидов и вступил в конфликт с Птолемеями. Он отказался платить налоги Египту. Египетский царь пригрозил Онии, что понизит статус Иу­деи до военной колонии и двинет свои войска в Иерусалим. Как мы выше отмечали, история в тот раз закончилась благополучно для Иудеи, потому что в обход Онии собрание богатых иудеев направило в Египет Иосифа из семейства Товиев, который «отрегулировал» налоговый вопрос с царем Птолемеем. Первосвященник Ония несколько позже был заменен другим, более лояльным Египту.

Налоги при селевкидах

В 198 г. до н.э. Сирия одержала победу над Египтом, и евреи привет­ствовали победителей. Они даже оказали сирийцам содействие в этой во­йне. Сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов2 наградил евре­

1 В, ь к щ ьш, к

ф к С, к хь Е 2 Селевкиды – к х, к эк, бш Александра Македонского З А, 312 64 РХ (бьш ь э хь С, э, Ск – эк С)

ев за эту помощь, подтвердив соответствующим декретом их право жить «согласно законам отцов», освободил от уплаты налогов. Однако уже при следующем правителе – Селевке IV – у евреев начался конфликт с прави­телями Сирии: этот царь попытался наложить руку на сокровища Иеруса­лимского храма. Были восстановлены налоги, платить которые предстояло первосвященнику Иерусалима. Налог с Иерусалима был зафиксирован на уровне 300 талантов в год. Правда, эта сумма позднее стала повышаться. Но не по вине Селевкидов, а из­за интриг местных вождей. Например, пре­тенденты на должность первосвященника Иерусалимского храма пытались получить поддержку со стороны царя Селевкидов и в этой связи предлага­ли (в случае получения вожделенного поста) уплатить ему большую сум­му. Соперничество претендентов привело к тому, что дань, установленная для Иерусалима, сначала увеличилась до 360 талантов, а затем, при царе Антиохе IV, даже до 390 талантов.

Многие исследователи считают, что именно период нахождения Иу­деи под Селевкидами был наиболее тяжелым для еврейского народа с точ­ки зрения налогового пресса. Вот что писал об этой странице истории иудейского народа Н. М. Никольский: «Первосвященнику пришлось со­бирать с народа тяжелую дань, которой обложили греческие цари Иудею: соляную подать, венечный сбор, треть с посева, половину с плодов садо­вых деревьев. Все эти подати были очень тяжелы… А первосвященник взыскивал эти подати очень строго, потому что иначе ему самому грозили большие неприятности… среди народа росло озлобление и против жре­цов, и против греков»1.

Период царствования Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н.э.) стал поворотным в истории Иерусалима и всего еврейского народа. Стремясь консолидировать свою империю, Антиох ускорил эллинизацию подвласт­ных ему народов. В том числе он бесцеремонно вмешивался во внутренние дела Иерусалима, часто менял первосвященников. В 168 г. до н.э., когда Антиох организовал поход против птолемеевского Египта, в империи Се­левкидов, в том числе в Иерусалиме, начались восстания. Антиох захватил Иерусалим. Характерно, что он не встретил сопротивления ни со стороны первосвященника Менелая, ни со стороны эллинизированных кругов ев­рейства. Антиох конфисковал храмовые сокровища (священные сосуды); издал указы, направленные против иудаизма; превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского, где стали также отправлять культ Диониса. К тому же первосвященники стали назначаться греческими пра­вителями за деньги.

1 М кьк Д ь М: Кф+, 2004 С 149

Все это в дополнение к усилившемуся налоговому бремени со стороны Селевкидов послужило причиной длительного восстания Маккавеев. Через 25 лет Деметрий II, царь Селевкидов, вынужден был освободить Иудею от уплаты налогов. Именно с этого момента (142 г. до Р.Х.) евреи стали отсчиты­вать историю независимого еврейского государства Маккавеев1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...