Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство России. Архитектура и скульптура. Ф. Фельнер, Г. Гельмер. Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса. Владимир Шервуд.




ИСКУССТВО РОССИИ

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением за­кончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взо­шедший на престол Александр II (1855—1881 гг. ) осуществил долгождан­ную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улуч­шения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их ис­кусство было связано с решением социальных проблем.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

 

Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригиналь­ный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преоб­ладал тогда в архитектуре.

Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома зани­мали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пасса­жи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и оби­лию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. со­держат черты, восходящие к древне­русской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вы­шивки или воспроизводящие в кам­не резьбу по дереву. Этот стиль, по­лучивший название неорусского, поддерживали и правительство, и передовая художественная интел­лигенция. В нём отразились важ­нейшие идеи времени — историзм и патриотизм.

Архитектура этой эпохи во мно­гом определила облик современных городов. Тогда были построены цер­ковь Воскресения на Крови в Петер­бурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О. Шер­вуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитек­торы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—

1893 гг., архитектор Н. А. Померан­цев) в Москве, здания вокзалов в ря­де городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитек­торы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитек­тор В. А. Шрётер).

Архитекторы обратились к ис­тории искусства, скульпторы —

Ф. Фельнер, Г. Гельмер.

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Владимир Шервуд.

Исторический музей. 1875—1883 гг.

Александр Померанцев, Верхние торговые ряды (ГУМ). 1889—1893 гг.

Михаил Микешин.

Тысячелетие России.

1862 г.

Великий Новгород.

к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изо­биловали подробностями — это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г. ) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает коло­кол, она увенчана царской державой

и по-своему очень выразительна. Од­нако её трудно оценить по достоин­ству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю­рика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного от­ряда, призванного княжить в Новго­роде, основателя династии Рюрико­вичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором ал­легорические персонажи чередуют­ся с фигурами политических деяте­лей, святых, полководцев, писателей, художников.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументаль­ности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульва­ре в Москве (1880 г. ) работы Алек­сандра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относи­тельно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее ка­мерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось пере­дать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...