Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Опекушин. Памятник. А. С. Пушкину. 1880 г. Москва. Марк Антокольский. Иван Грозный. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Александр Опекушин.

Памятник

А. С. Пушкину. 1880 г.

Москва.

Марк Антокольский.

Иван Грозный. 1871 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Марк Матвеевич Антоколь­ский (1843—1902) создал произведения в историче­ском и мифологическом жанрах. В этой скульптуре ему удалось передать про­тиворечивый характер русского царя — «мучите­ля и мученика», по словам самого мастера.

ЖИВОПИСЬ

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просущест­вовали недолго.

В 1863 г, молодые художники — участники академического конкурса по­дали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые се­го пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом че­тырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.

Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал: «... толь­ко уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает со­зревать экзотическим растениям, называемым картинами». Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и преж­де всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным дей­ствительности для художника-реалиста означало не только точно воспроиз­водить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли за­думаться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все замет­ные художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло сорок пять выставок; послед­няя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

(1834—1882)

Василий Григорьевич Перов вначале учился в Арзамасской школе жи­вописи, а потом поступил в Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 — 1862 гг. появи­лись одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-х гг. За «Проповедь в селе» (1861 г. ) Акаде­мия художеств присудила ему Боль­шую золотую медаль, которая дава­ла право на заграничную поездку.

В картине «Проповедь в селе», со­зданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о вза­имоотношениях крестьян и помещи­ков, Перов изобразил сцену в сель­ской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой — на задремавшего в кресле помещи­ка, толстенького, неприятного; сидя­щая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо ка­кой-то холёный господин. Левее сто­ят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и

Василий Перов.

Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога. Картина читается, как рассказ, причём рассказ очень простой, прямолинейный. Богатые господа и лицемерный священник, им угождающий, изображены явно сатирически.

«Сельский крестный ход на Пас­хе» (1861 г. ), вызвавший у одной части публики негодование, а у дру­гой — восторг, продолжил обличи­тельную линию в творчестве Перова. Из кабака вываливаются пьяные участники праздничного шествия во главе со священником, и зрителя приглашают разглядывать фигуру за фигурой. Хмурый пейзаж усиливает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. В картине нет улыбки, юмора, насмешки, есть лишь пре­дельная серьёзность.

На полотне «Чаепитие в Мыти­щах» (1862 г. ) разжиревший, самодо­вольный монах пьёт чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает стоящих рядом нищих — босоногого мальчика и солдата, калеку с бо­евой наградой на старой шинели. Его грубо отталкивает от стола при­служница.

В картинах, которые Перов на­писал, вернувшись из заграничной командировки 1862—18б4 гг., зву­чит то же настроение скорбного сочувствия. Согбенная фигура вдо­вы крестьянина, главной героини «Проводов покойника» (1865 г. ), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном хо­лодном мире. Персонажи картины «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866 г. ), изображающей детей, впряжённых в сани с огром­ной обледенелой бочкой, вызывают ещё большее сострадание у зрите­ля. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких, как «Утоп­ленница» (1867 г. ) и «Последний ка­бак у заставы» (18б8 г. ).

Портреты, которые Перов создал в конце 60-х — начале 70-х гг., традиционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом ху­дожник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и осо­бенности личности героя. Портрет драматурга Александра Николаевича Островского (1871 г. ) слегка напоми­нает жанровое полотно. Островский изображён в домашней одежде; он

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...