Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кредитное наступление ростовщиков на страны третьего мира




Поскольку с каждым годом становилось все сложнее наращивать долго­вую пирамиду в рамках отдельных развитых стран, ростовщики стали пред­принимать повышенную активность по еще одному направлению – созданию долга в странах, находящихся за пределами основных центров капитализма. Выше мы назвали эти страны «периферией мирового капитализма» (ПМК). Сегодня в категорию стран ПМК входят развивающиеся страны (страны Тре­тьего мира) и бывшие социалистические страны, которые часто называют странами с «переходной экономикой».

Чтобы создать в этих странах спрос на продукцию «печатного стан­ка», т.е. на кредиты экономически развитых стран, ростовщикам необходи­мо провести большую «подготовительную» работу. Прежде всего создать в странах ПМК такую «экономику», которой постоянно не хватает денег. Для этого в данной группе стран следует провести соответствующие «реформы» их «экономик» и денежных систем, причем желательно в духе монетаризма М. Фридмана и положений «Вашингтонского консенсуса».

Безусловно, для создания спроса на деньги за пределами центров капи­тализма продолжают использоваться также традиционные методы, которые апробированы и усовершенствованы в течение столетий. Главный среди них – провоцирование вооруженных конфликтов и войн между отдельными странами, что резко поднимает спрос на кредиты и делает клиентов ростов­щиков (воюющие государства) очень сговорчивыми, готовыми на любые условия ростовщиков.

У некоторых людей (не только рядовых, но и тех, кто занимается поли­тикой, журналистикой, преподаванием в университетах и т.д.) существует превратное представление, что «богатые» страны дают кредиты странам ПМК, «отрывая» от себя самое необходимое, идя на определенные жерт­вы и проявляя «милосердие» по отношению к обездоленным миллионам людей, живущих в странах Третьего мира. Особенно умилительно эта «помощь» выглядит на фоне дефицитов государственных бюджетов раз­витых стран, которые должны свидетельствовать, что «богатым» странам

самим не хватает денег.

Вот что по этому поводу пишет английский экономист М. Роуботэм:

«Может возникнуть удивление по поводу того, как наиболее богатые страны могут, учитывая их собственные денежные дефициты, давать день­ги взаймы развивающимся странам. Ответ заключается в том, что они их и не дают. Деньги, передаваемые странам Третьего мира, не являются день­гами, которые они берут взаймы у богатых наций; это вообще не деньги, которые даются взаймы; это деньги, которые создаются, подобно тому как это происходит при возникновении долгов в любой экономике. Это и есть истинная причина долга Третьего мира. Их долг представляет собой часть мирового предложения денег…»

Далее М. Роуэботэм пишет о кредитной деятельности международных финансовых институтов:

«Всемирный Банк не действует подобно обычному банку. Всемирный Банк мобилизует деньги путем выпуска облигаций и продажи их коммер­ческим банкам на денежных мировых рынках. Мобилизованные таким об­разом деньги затем выдаются развивающимся странам в виде займов. МВФ представляет себя как некий финансовый пул, международный резерв де­нег, сформированный за счет взносов (известных как квоты) путем подпи­ски среди стран. 25% взноса каждой страны осуществляется в виде золота, остальное – в виде валюты своей страны. Однако общие фонды МВФ были значительно увеличены, и его статус и функции были радикально измене­ны, когда в 1979 г. МВФ ввел так называемые SDR (СДР) – специальные права заимствования. Они должны были выполнять роль дополнительной международной валюты. Однако, хотя эти СДР перечисляются на счет каж­дой страны Фондом, затем, когда нация берет взаймы эти СДР, она (страна) должна погашать свою задолженность в тех же СДР или же в их эквивален­те (первоначально 1 СДР = 1 доллар США), или же выплачивать процен­ты по займу, который был выдан ей в СДР. Теперь уже становится вполне очевидно, что МВФ и Всемирный Банк не просто дают деньги в долг, они вовлечены в процесс создания денег (выделено мной. – В. К.). Это особенно очевидно в случае МВФ и его валюты СДР. Хотя о них (СДР) и говорится как о суммах, которые выдаются в виде кредитов странам, никаких денег или кредитов не перечисляется на счета наций. СДР – фактически кредит­ный инструмент, подобно, например, банковскому овердрафту, – если они получены взаймы, значит, они должны быть возвращены. Таким образом, МВФ как бы сам себя создал и выдает в виде займов значительные суммы новой валюты, выраженной в долларовых эквивалентах и конвертируемой во все национальные валюты. Следовательно, Фонд создает и эмитирует деньги в качестве долга в рамках системы, которая очень похожа на систе­му обычного банка – его “резерв” представляет собой первоначальный пул средств, перечисленных в виде квот.

Всемирный банк также участвует в создании денег через эмиссию своих облигаций. Сам он непосредственно не создает денег, но коммерческие банки, которые покупают облигации Всемирного Банка, фактически создают деньги.

Для того чтобы оценить в полной мере всю уникальность деятельности МВФ и Всемирного Банка, необходимо обратить внимание на подробности, связанные с созданием денег, а также проследить путь движения этих меж­дународных долговых денег. Еще раз подчеркнем, что коммерческие банки покупают эмитированные ВБ бонды в обмен на депозиты… Определенная сумма денег­чисел, обычно деноминированных в долларах, переводится на счета Всемирного Банка. Никакие физические и юридические лица, кото­рые в данный момент являются вкладчиками данных коммерческих бан­ков, не испытывают на себе последствий этой операции: сумма депозитов этих лиц в банках остается той же! Таким образом, заем Всемирного Банка означает создание дополнительного объема денег. Всемирный Банк выдает кредит той или иной нации, что ведет к увеличению национального дол­га страны­получательницы кредита. Деньги, поступившие от Всемирного Банка в страну, затем оказываются на депозитах коммерческих банков. Та­ким образом, сумма банковских депозитов в глобальных масштабах уве­личилась. Когда страна заимствует у МВФ, используя СДР, то возникают дополнительные деньги в виде международной валюты, полностью конвер­тируемой в другие валюты. Таким образом, общий объем банковских депо­зитов в глобальных масштабах увеличивается».

Кредиты, выданные развивающимся странам, на самом деле предназначе­ны не для того, чтобы оказывать содействие экономическому развитию стран Третьего мира. Фактически, как пишет М. Роуботэм, это «помощь» Запада самому себе, точнее, мировым ростовщикам, причем за счет стран ПМК:

«Деньги, полученные страной в виде кредитов международных финан­совых институтов, затем будут израсходованы в развитых странах на за­купку инвестиционных и иных товаров, услуг и работ. Вполне вероятно, что этой развитой страной может оказаться та самая страна, коммерческие банки которой перед этим приобрели облигации Всемирного Банка. Таким образом, в данной развитой стране произойдет увеличение банковских де­позитов за счет средств, поступивших из развивающейся страны… Таким образом, деньги, выданные в виде займа международного финансового ин­ститута, очень быстро становятся частью денежной массы развитой страны. Долг же возлагается на развивающуюся страну. Короче говоря, с помощью денег, которые даются развивающимся странам, развитые страны обеспе­чивают сбыт своих товаров, их экономика быстро развивается, денежная масса растет, а бремя задолженности развивающихся стран усиливается. Таким образом, развивающиеся страны становятся частью механизма снаб­жения развитых стран деньгами. Общая сумма непогашенного долга раз­вивающихся стран в настоящее время равняется 2100 млрд долл. Конечно, если отнести эту сумму к общему объему денежной массы развитых стран, то это очень незначительная величина. Однако если соотнести эту сумму с ВВП развивающихся стран, то это очень серьезная величина, и этот долг очень сильно влияет на экономику развивающихся стран»1.

О том, как мировые ростовщики в 70–80­е гг. прошлого века замани­вали страны ПМК в свои долговые ловушки, очень подробно рассказывает другой западный исследователь – Уильям Энгдаль в своей работе «Боги денег»2. В 1970­е гг. западные банки активно предлагали бедным разви­вающимся странам миллиарды долларов. Эти деньги стали к ним стекаться от нефтедобывающих стран, на которые пролился долларовый дождь в ре­зультате резкого повышения цен на нефть. Банки занялись «рециклирова­нием» нефтедолларов. При этом кредиты предоставлялись преимуществен­но под «плавающую» процентную ставку. Страны Третьего мира охотно брали, поскольку процентные ставки были низкими. Но вот в середине 1979 г. правительство Тэтчер применило монетарный шок и резко подняло процентные ставки. В октябре того же года Федеральный резерв, где пред­седательствовал тогда Пол Уолкер, поступил аналогичным образом. Став­ки со среднего уровня 7% в начале 1978 года подскочили до почти 20% к началу 1980 года. Долговые обязательства развивающихся стран резко вы­росли, многие оказались на грани дефолта, по всему миру начал развора­чиваться кризис задолженности. Этому также способствовало ухудшение условий торговли экспортными товарами развивающихся стран. Как пишет Энгдаль, «страны­должники заплатили много раз “потом и кровью” совре­менным Гобсекам из Нью­Йорка и Лондона, Токио и Франкфурта. МВФ, буквально приставив пистолет к виску, вынуждал многочисленные страны­должники Третьего мира подписывать то, что банки эвфемистически на­зывали “урегулированием долгов” с американскими частными банками, чаще всего с “Ситикорп” или “Чейз Манхэттен”». Особую роль в этом стал играть Международный валютный фонд, который после развала Бреттон­Вудской системы искал новое поле своей деятельности3.

1

nomics Charlbury Carpenter Publishers, 1998 Р 139–142 2ngdahl William Gods of Money Wall Street and the Death of the American Century Progressive Press, Joshua Tree, Calif, 2011

3 ngdahl William Р 284

Интересно посмотреть на примере отдельных стран, как западные кре­диторы заманивали их в свои «долговые ловушки». Еще раз подчеркнем, что в последние два десятилетия такое заманивание осуществляется под при­крытием «реформ». «Реформ», которые были прописаны в «Вашингтонском консенсусе» и «проталкивание» которых было поручено международным финансовым институтам. В первую очередь Всемирному Банку и Междуна­родному валютному фонду.

«долговая петля» для аргентины1

«Классическим» примером «реформ», ведущих страну в «долговую ло­вушку», может служить Аргентина. В результате неолиберальных реформ, которые начались в стране в 1991 г., резко возрос внешний долг страны. Как известно, Аргентина под давлением МВФ приняла систему так называемо­го «валютного управления»; курс песо был жестко привязан к доллару (1:1). Эмиссия разрешалась лишь в случае прироста золотовалютных резервов, а контроль за соблюдением этого порядка передавался специальному валют­ному комитету, тесно связанному с Фондом. Фактически происходила ча­стичная утрата суверенитета, при этом аргентинское правительство рассчи­тывало в обмен получать кредиты и займы от международных финансовых организаций. Продавать валютную выручку экспортерам стало необязатель­но. Валютный контроль по условиям реформы был отменен. В результате ли­берализации банковской сферы Аргентина стала одной из популярных миро­вых зон для отмывания грязных денег.

На семинаре в октябре 1999 г. с участием специалистов Аргентины и США было заявлено, что в год в стране отмывалось 15 млрд долл., в том чис­ле 6 млрд долл. – связанных с наркобизнесом.

Власти сознательно обеспечили бóльшую прибыльность по долларо­вым вкладам по сравнению с депозитами в песо. Объемы сбережений в долларах и песо почти уравнялись, что стало ярким проявлением доллари­зации аргентинской экономики. Кредитование экономики также более чем наполовину стало осуществляться в долларах. Треть денежной массы, об­ращающейся в стране, – доллары. Обязательное резервирование стало осу­ществляться в долларах. За национальной валютой (песо) осталось лишь две сферы выдача зарплаты и уплата налогов.

В экономику страны, в первую очередь в банковскую сферу, был открыт свободный доступ иностранному капиталу.

В результате за шесть лет иностранные банки увеличили свою долю в банковских активах страны с 17% до 53%.

1 П к б ь к: С Вк, Д Кю Пь Рю М: Эк, 2002

Иностранный капитал проник во все сферы. Цены предприятий были сильно занижены. Под контролем ТНК оказались все ключевые отрасли экономики, в том числе предприятия ВПК. Иностранные инвестиции были направлены не на создание новых предприятий, а на скупку уже существу­ющих (80% всех иностранных инвестиций). Стоило ФРС поднять учетную ставку, как привлекательность аргентинского рынка для иностранных ин­весторов улетучилась. Началось бегство капитала, и остановить его прави­тельство не смогло, т.к. валютный контроль был фактически отменен. Для компенсации потерь от бегства капитала правительство провело тотальную приватизацию по бросовым ценам. После проведения приватизации приток инвестиций в страну резко сократился (в 1994–1995 гг. их объем примерно равнялся аналогичному показателю до приватизации начала 90­х). К концу прошлого десятилетия были парализованы или демонтированы почти все отрасли экономики страны за исключением нефтяной промышленности. Ситуация в стране столь неблагоприятна, что отсюда бегут не только капи­талы, но и предприятия. 1999 год был назван годом «великого переселения» промышленных предприятий из Аргентины в Бразилию, где инвестицион­ный климат якобы более благоприятен.

В апреле 1999 г. совместное исследование Министерства экономики Ар­гентины и МВФ показало, что на тот момент аргентинцы держали за гра­ницей не менее 90 млрд долл. Эта сумма превышала объем всех банковских депозитов в стране и в 4 раза – валютные запасы центрального банка. Она равнялась объему экспорта аргентинских товаров за 3,5 года.

Вот что отмечают в связи с опытом «реформ» в Аргентине С. Валянский и Д. Калюжный:

«…Наши монетаристы нас убеждают, что инвестиционная привлекатель­ность страны обеспечивается тремя основными условиями: стабилизацией инфляции, устойчивостью валютного курса и экономическим ростом. Будь все это – и капиталы потекут в страну рекой. У Аргентины были моменты, когда все это было одновременно. Однако почему­то капиталы не текли, а не очень грамотные аргентинцы, не сведущие в экономических теориях монета­ристов, продолжали упорно вывозить свои капиталы за рубеж»1.

«Реформы» имели для страны далеко идущие политические и социаль­ные последствия. К концу 1999 г. экономика Аргентины перестала существо­вать как целостная система, ориентированная на интересы страны. Контроль иностранного капитала и МВФ над экономикой и финансами страны при­вел к потере ею политической самостоятельности. В 1997 г. страна получила статус «главного союзника США из стран, не входящих в НАТО». На меж­дународной арене выступает как сателлит и вассал по всем без исключения

1 С Вк, Д Кю Пь Рю М: Эк, 2002 С 187

вопросам. На сессии Организации американских государств Аргентина про­тивопоставила себя всем латиноамериканским соседям, оказалась единствен­ной страной Южной Америки, которая поддержала американскую доктрину «ограниченного суверенитета» для Латинской Америки (т.е. фактически под­держала право США на военную интервенцию в любую страну региона по типу интервенции в Югославии).

Доктрина, ориентированная на интересы крупного спекулятивного ка­питала, игнорирует проблемы подавляющей части населения страны. Арген­тинцы были потрясены, когда в печать просочились данные секретного до­клада Всемирного Банка «Бедность и распределение доходов в Аргентине».

Оказалось, что доходы 36,1% жителей страны не позволяют приобрести минимальную продовольственную корзину. 8,6% находятся в состоянии мед­ленного умирания, т.к. потребляют калорий меньше физиологического мини­мума. Ниже порога бедности находятся 40% детей моложе 14 лет. В феврале 2000 г. Фонд в обмен на выделение нового кредита потребовал увеличить пенсионный возраст для женщин с 60 до 65 лет.

Главное же – Аргентина прочно «подсела» на «долговую иглу». Для под­держания паритета песо с долларом власти вынуждены были постоянно при­бегать к крупным заимствованиям. Внешний долг, который сначала снизился благодаря приватизации (что активно использовалось в пропагандистских целях), вскоре стал быстро расти.

В период 1991–1997 гг. он вырос почти на 50 млрд долл. и достиг величи­ны 110 млрд долл., а в конце 1998 г. подскочил до отметки в 144,2 млрд долл.

Интересно, что рост внешнего долга шел быстрее, чем рост ВВП, и на­много быстрее, чем рост реального сектора экономики. Это означает, что в ходе реформ Кавалло (министр экономики Аргентины в начале 1990­х) хо­зяйство страны не развивалось, а проедалось, накладывая все более тяжелое бремя на следующие поколения.

Блеф чилийского «чуда»1

Не менее интересен опыт «реформирования» экономики в другой стра­не Латинской Америки – Чили, которую многие считают «испытательным полигоном» монетаристов. В послевоенный период американцы сделали большие инвестиции в добывающую промышленность Чили (прежде всего медную) и владели большей частью предприятий отрасли. В 1970 г. к вла­сти пришел социалист Сальвадор Альенде. Его правительство национализи­ровало не только добывающие предприятия, но также банки и предприятия

1 П к б ь к: С Вк, Д Кю Пь Рю М: Эк, 2002

других отраслей. В сентябре 1973 г. режим Альенде был свергнут при по­мощи ЦРУ. Генерал Пиночет вернул собственность частным владельцам. Вокруг генерала собралась группа чилийцев­экономистов (около 30 чело­век), которые в свое время изучали экономику в университете Чикаго и стали ярыми поклонниками Милтона Фридмана – проповедника теории «свободного и саморегулирующегося рынка». В 1970­е – 1980­е гг. коман­да экономистов­монетаристов проводила эксперимент со страной на основе рецептов монетаризма М. Фридмана.

Программа монетаристов, которая была разработана еще до того, как на свет появился «Вашингтонский консенус», включала в себя: а) дерегуляцию рынка; б) либерализацию внешней торговли; в) резкое сокращение денежной массы; г) экономию (сокращение) правительственных расходов; д) сворачива­ние профсоюзов; е) приватизацию социальных программ (прежде всего пен­сионного обеспечения); ж) полное переписывание законов и конституции.

В первые два года (первый этап) реформ (которые начались уже через год после прихода к власти Пиночета) проводилось сжатие денежной массы и сокращение правительственных расходов.

Следствием первого этапа стало следующее: безработица возросла вдвое – с 9,1 до 18,7%; производство упало на 12,9%. Это была самая сильная депрессия в стране начиная с 30­х годов.

На втором этапе реформ (с 1976 г.) началось активное привлечение ино­странного капитала в страну. Только займы в период 1977–1981 гг. увеличи­лись в три раза. В период 1976–1981 гг. происходило то, что принято называть «экономическим чудом»: среднегодовые темпы прироста общественного продукта равнялись 6,6%. Однако это обман: на самом деле никакого «чуда» не было. В данном случае имело место то, что называется универсальным правилом: «чем глубже депрессия, тем больше последующий рост». Меха­низм этого «роста» очень прост. В момент депрессии миллионы рабочих те­ряют работу, заводы простаивают. Во время подъема рабочие возвращаются на свои места и возникает видимость роста. Такой рост достижим быстро и без особых трудов и жертв. Настоящий рост предполагает не только достиже­ние предкризисной точки, но и дальнейшее наращивание производства с по­мощью инвестиций и создания новых рабочих мест. При реализации неоли­беральных рецептов можно достигать видимости роста, настоящий же рост невозможен. Так, после спада 1980–1982 гг. в американской экономике при Рейгане, который дал толчок развитию неолиберализма как внутри страны, так и в мире, начался подъем, однако его со всей справедливостью можно на­звать «ложным» ростом. При этом надо иметь в виду, что в рамках неолибе­ральных моделей развития имеет место в основном «дутый» рост, связанный с развитием непроизводительного сектора.

С 1977 по 1981 г. 80% прироста общественного продукта Чили прихо­дилось на финансовый сектор и другие «виртуальные» сектора экономики (реклама, маркетинг и т.д.). В доле прироста общественного продукта была велика доля международных валютных спекулянтов, привлеченных высо­кими процентными ставками (в 1977 г. они были равны 51%, что было ре­кордом среди всех стран).

Итак, экономическое чудо в Чили было «дутым», «фиктивным».

Третий этап реформ начался в 1982 г., когда в мире началась экономи­ческая депрессия (вызванная отчасти долговым кризисом). Депрессия больно ударила по чилийской экономике, она лежала в руинах.

Максимальное значение безработицы составило 34,6%; промышленное производство в 1982–1983 гг. сократилось на 28%.

Причина такого падения – резкое сокращение притока иностранного ка­питала, которое совпало с моментом, когда надо было выплачивать косми­ческие проценты по ранее полученным кредитам. Крупнейшие финансовые группы страны разорялись, и только массированная помощь со стороны го­сударства не дала им разрушиться полностью.

Четвертый этап начался в 1984 г., когда страна получила кабальные займы Фонда и экономика начала восстанавливаться. Этот период был срав­нительно долгим и продолжался до 1989 г. Однако рост был в значительной степени фиктивным.

В 1989 г. ВВП на душу населения был все еще на 6,1% ниже, чем в 1981 г.

В 1988 г., на пике экономической стабильности, правительство решило провести референдум, подтверждающий полномочия президента Пиночета на следующие восемь лет. Он не получил поддержки. В 1989 г. президен­том страны стал Патрисио Айлвин, умеренный кандидат от христианско­демократической партии. Эпоха Пиночета закончилась.

Эпоха реформ завершилась большими потерями для народа.

Имущественная дифференциация. Сильно выросла имущественная диф­ференциация. В 1980 г. самые богатые 10% населения забирали себе 36,5% национального дохода. К 1989 г. эта доля возросла до 46,8%. За период с 1970 по 1989 год часть национального дохода, приходящаяся на долю наемных ра­ботников (рабочих), уменьшилась с 52,3 до 30,7%.

Рост нищеты. К 1989 г. 2/5 (точнее, 41,2%) населения жили ниже черты бедности, причем 1/3 из них были вообще в отчаянном положении. Вокруг Сан­тьяго возникли трущобы; жизнь в них поддерживалась с помощью бесплатных суповых кухонь. Число чилийцев, не имеющих нормального жилья, увеличи­лось с 27% в 1972 г. до 40% в 1988 г. Потребление продуктов питания бедней­шими 40% населения страны (среднее количество калорий в расчете на душу населения в сутки) составило: 1970 г. 2019; 1980 г. 1751; 1990 г. 1629.

Разрушение государственной пенсионной системы. В правительстве Пи­ночета был министр труда Хосе Пинер. Он стал инициатором создания част­ной пенсионной системы. Под нажимом властей 90% населения переклю­чилось на частные программы (многие работодатели просто автоматически вписали туда своих работников). Сегодня выясняется, что более половины из тех, кто в 80­е годы был включен в частные пенсионные программы, пере­стали делать взносы; значительная часть из тех, кто в настоящее время все еще являются участниками частных программ, в прошлом делали взносы с перерывами. Возможно, что к финишу придут немногие; большинство работ­ников по наступлении пенсионного возраста не получат ничего на основании такого формального объяснения, что они «нарушали» правила частных про­грамм по осуществлению взносов. Однако как можно осуществлять регуляр­ные взносы в стране, где в отдельные моменты количество безработных со­ставляет до трети всего экономически активного населения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...