Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение учебных часов по видам подготовки в процентах




Распределение учебных часов по видам подготовки в процентах

(программа 1981 г. )

Из трех первоначальных причин остаются две:

– требования программы не выполняются или выполняются частично;

– требования программы в основном выполняются.

Однако при наличии правильной формы, методическое содержание не отвечает требованиям практики. В итоге конфликт: форма – содержание. Это может быть серьезным тормозом на пути становления спортивного мастерства.

3. 2. Наши предложения по изменению программы для групп начальной подготовки (ГНП)

Когда в любом процессе основное направление верно, имеет правильную форму, необходимо анализировать содержание или внутреннюю сущность процесса. В данной ситуации надо обратить внимание на то, какими средствами и методами мы реализуем эту форму.

В предыдущих главах мы рассматривали различные варианты занятий, указывая на недостаточную эффективность упражнений по технической подготовке, когда технические приемы разучиваются в отрыве от игровой деятельности. Методы простого «зазубривания», где нет отработки изучаемого материала в ситуационных упражнениях, не должны главенствовать в УТП. Внимание юных футболистов нужно периодически переключать со способа выполнения упражнения на цель этого упражнения, ранее об этом уже говорилось.

Мы предлагаем проводить обучение технике в специальных игровых упражнениях и отводить этому не менее 50% времени. Так как в этих упражнениях решается и тактический аспект, мы его выделили как « индивидуальная технико-тактическая подготовка», и отнесли в раздел по обучению тактике как одну из составляющих. Те стандартные и игровые упражнения, где превалирует технический аспект, продолжаем относить к обучению технике. Конечно, подобное разделение носит достаточно условный характер, так как во всех игровых упражнениях наблюдается эффект сопряженного воздействия. Но в программе (в возрасте 10-12 лет) тактике уделяется всего 10-12% тренировочного времени. И это тогда, когда наблюдается благоприятный период для формирования фактора быстродействия. Его составляющие – быстрота оперативного мышления, скорость приема и переработки информации, переключение внимания – развиваются в игровых ситуациях. Непонятно откуда взять время для формирования и становления этих составляющих индивидуальной тактики – основы всех тактических действий. Логичный вывод – разделить тренинг по тактической подготовке на две составляющие: обучениегрупповым и командным взаимодействиям и работу по формированию тактической основы игровых действий (индивидуальные тактические возможности в смысле восприятия, внимания и мышления). Это является аргументацией к значительному увеличению учебных часов, отводимых на тактическую подготовку.

Наши предложения приводятся в табл. 2 по распределению учебного материала, для групп начальной подготовки 1-3-го годов обучения.

Таблица 2

Распределение учебного материала для ГНП в годичном цикле

(на примере ДФШ «Мегасфера»)

Пояснения к таблице 2

Обучение в группах НП 1 -го и 2-го годов обучения в учебном году проводится на протяжении 36 недель, по 6 учебных часов в неделю (3 занятия). Для ГНП 1 -го года обучения 35 недель – период с сентября по июнь. Проведение учебных игр и турниров не предусматривается как мероприятие совершенно бесперспективное, ввиду слабой технико-тактической оснащенности (возможно проведение двух-трех игр в завершающие месяцы учебного года).

Для ГНП 2-го года обучения в зимние каникулы предусматривается проведение турнира, а также контрольные игры один раз в месяц (целесообразно проведение турнира в конце мая, начале июня, по истечении учебного года).

Для ГНП 3-го года обучения недельный цикл состоит из четырех занятий (всего 8 часов). Тренировочный период рассчитан на 40 недель. Предполагается двухнедельный учебно-тренировочный сбор, соревнования на первенство Детской футбольной лиги (ДФЛ), турниры во время школьных каникул. В составе недельных микроциклов проводятся две учебные игры в месяц.

План на месяц состоит из двух– или четырехнедельных микроциклов (об этом говорилось в предыдущих главах). Исходя из цикличности обучения, годичное планирование УТП разрабатывается легко, и никакой вид подготовки не может быть упущен. Приоритеты учебного процесса отражаются в содержании микроциклов, которые проводятся на протяжении года. Могут вноситься тактические коррективы в виде меняющихся методов или средств. В отдельных случаях, ввиду отставания какого-либо качества, можно изменить и направленность занятия. Однако повторюсь, что изменения носят тактический характер, оставляя общую стратегическую линию неизменной. А в стратегии мы опираемся на те важнейшие факторы, которые во взрослом футболе являются решающими. Их мы рассматриваем как фундамент многолетнего планирования.

Приведу еще несколько пояснений к предлагаемой таблице.

СФП. Этот термин мы используем тогда, когда при работе по развитию какого-либо физического качества применяются упражнения с мячом. Для ГНП это актуально при развитии быстроты, а с 3-го года обучения и скоростно-силовых качеств – упражнения, включающие многократные ударные действия ногами или прыжковые упражнения с завершающим ударом головой, рывковые упражнения (5-7 м), с завершающим ударным действием.

Индивидуальная технико-тактическая подготовка. Основные средства для работы по формированию индивидуальной ТТП в группах НП 1-го и 2-го годов обучения – модифицированные подвижные игры с элементами футбола. Игровые действия, направленные на формирование конкретных проявлений индивидуальной техники и составляющих тактического аспекта: восприятия, свойств внимания и мыслительных процессов. Как правило, абсолютное большинство игровых упражнений для ГНП 1-го и 2-го годов обучения проводится с большим количеством мячей и в несколько ворот. Это, помимо развивающего эффекта, позволяет устранить фактор скученности на площадке и ведет к более быстрому освоению навыков. По сравнению с традиционными упражнениями увеличивается моторная плотность. Эффективность таких упражнений высока, в игре всегда учишься быстрее, особенно при многочисленных встречах с мячом. На данных этапах подготовки подобные упражнения должны быть основой в обучении (игровые упражнения приводятся в следующей главе).

Обучение групповым взаимодействиям. Эта задача в работе с ГНП 1-го и 2-го годов обучения решается в основном посредством разновидности подвижной игры «Борьба за мяч», «Мяч – капитану» и т. д. В игре используется один мяч, но задания могут быть разные.

Пример: подвижная игра «Борьба за мяч» с определенными заданиями.

Задачи: 1) выполнить определенное количество передач и получить право на пенальти; 2) выполнить определенное количество передач в зоне соперника с дальнейшим взятием ворот (для 2-го и 3-го годов обучения); 3) забросить руками или забить мяч в ворота по футбольным правилам после передачи партнера (для 1-го и 2-го годов обучения), после стенки на третьего (для 3-го года обучения). Главное – приучить отдавать решающую передачу свободному игроку или на свободное место.

Теоретическая подготовка. Перед каждым занятием необходимо сообщать цели и задачи занятия, а также проводить опрос с показательными практическими действиями. Большинство детей 7-8-летнего возраста быстро запоминают и могут сознательно ответить и показать, как надо бить по мячу различными частями подъема и сторонами стопы, из каких элементов состоит ударное действие, что необходимо сделать, чтобы принять мяч.

Принцип сознательности и активности, не забывая о доступности, должен процветать на каждом занятии. Первые 5 минут занятия – ОЗЗ. При этом надо разделить игроков на команды еще до опроса. Побеждает команда, лучше отвечающая на вопросы по ранее пройденному материалу, она набирает премиальные очки, которые будут в дальнейшем учтены при подведении итогов занятия.

Целесообразно для определения достоверности все научные гипотезы применять на практике. Игровые показатели – лучшее доказательство всех достоинств и недостатков проводимого учебного процесса.

Таблица 3 – ТТД юных футболистов составлена по результатам турниров в Д ФШ «Мегасфера», проводимых в манеже на поле с синтетическим покрытием. Условия: размеры поля 50x25 м, гандбольные ворота, мяч № 4, без правил «вне игры». Состав команды – пять полевых игроков и вратарь.

Что же стоит за полученными показателями?

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...