Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

заключение 12 страница




Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных по­ступков»[131].

В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждае­мые смыслообразующими мотивами личности. Иначе го­воря, лишь при условии, что мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализируется применительно к различным ситуациям, превращается в характерологическую черту личности, а затем и сама начинает учитываться при выборе личнос­тью различных возможных мотивов ее деятельности. При этом нередко случается так, что при достижении различ­ных мотивов складывается ситуация противоборства между личностью и характером.

В одной повести описывается фантастический сюжет, благодаря которому можно отчетливо представить несов­падение индивидуальности личности и ее характера. К ге­рою повести, человеку середины XX в., со своими" проблемами приходит откуда-то из будущего робот, за нимающийся экспериментальными исследованиями отношений между человеком и средой в разные эпохи, и по воле сюжета накладывает на мозг героя поочередно «мат­рицы характера» различных людей: аристократа и поли­тического деятеля Дизраэли, царя Ивана Грозного, Мамонтобоя из каменного века. Поведение героя, зани­мающегося по ходу действия исключительно своими про­блемами, но последовательно перенимающего характеры Дизраэлим, Ивана Грозног, Мамонтобоя, представляет следующую картину. Побуждения, движущие героем, — его потребности, мотивы, ценности — не меняются со «сменой» характера. Не меняются и его отношения к дру­гим людям, ситуациям, объектам и явлениям. Меняется лишь форма проявления этих отношений, способы пове­дения в тех или иных обстоятельствах, пути и средства достижения тех же целей. Но утонченность и красноречие Дизрали, коварство, трусость и изворотливость Ивана, грубость, агрессивность и прямолинейность Мамонтобоя служат одним и тем же мотивам и целям, которые «зада­ют» образ героя и «просвечивают» через характер.

Личность вступает в отношение к характеру как чему-то внешнему (М. М. Бахтин), с чем волей-неволей прихо­дится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей. Часто приходится встречаться с людьми, которые сетуют на свой характер, но вряд ли удастся най­ти хотя бы одного человека, который бы жаловался на свою личность. И не случайно некоторые люди, поставившие своей целью перестройку характера, тратят на это целые годы. Подобные отношения между личностно-смысловой сферой, то есть планом содержания личности, и характе­ром, планом выражения личности, инструментального проявления личности как индивидуальности, недвусмыс­ленно свидетельствуют о существовании единства, но не тождества личности и характера.

При анализе характера и способностей необходимо иметь в виду, что между продуктивными и инструмен­тальными сферами индивидуальности не существует непроходимой границы. Взаимоотношения между продук­тивными и инструментальными проявлениями индиви­дуальности подвижны. Так, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся при решении творческих задач, могут привести к ломке личностных стереотипов, к изменению самосознания личности. В свою очередь вы­работанные при преодолении проблемных ситуаций при­емы психологической защиты могут стереотипизироваться и стать неотъемлемыми проявлениями индивидуального стиля личности.

Анализ взаимопереходов между продуктивными и инст­рументальными проявлениями личности как индивидуаль­ности представляет одну из проблем дальнейшего изучения психологии индивидуальности.

 

глава 19

методические приемы практической психологии личности

Последние годы развития отечественной психологии стали периодом зарождения совершенно новой сферы пси­хологической практики. Наряду с такими областями прикладной психологии, как медицинская психология, инженерная психология и психология труда, юридичес­кая психология, психология пропаганды и т. д., букваль­но на наших глазах стали закладываться основы службы психологического обслуживания населения: психологи­ческая служба семьи, психологическая служба школы, психологическая служба помощи личности в критичес­ких жизненных ситуациях и т. п. Появление психологи­ческих служб — веление времени. В системе этих служб психолог уже не только начинает выступать как кон­сультант и помощник педагогов, инженеров, врачей, юристов и т. д., а сам непосредственно становится работ­ником сферы духовного производства личности. Подоб­ное изменение профессиональной роли психолога накладывает на него ответственность перед обществом, перед каждым человеком, который обращается к нему за помощью и тем самым связывает с ним свою судьбу. В подобной ситуации каждая практическая рекомендация должна опираться на тщательно разработанные представ­ления о закономерностях развития и формирования лич­ности, о психологической природе индивидуальности. И прежде всего это требование относится к той сфере ду­ховного производства, в которой проверяется дейст­венность любых психологических представлений о личности, — сфере воспитания человека.

Психологический объект воспитания

Психологическим объектом вос­питания является смысловая сфе­ра личности— личностные смыслы и выражающие их в поведении личности смысловые уста­новки. Указанное понимание психологического объекта вос­питания позволяет не только более отчетливо осознать различие между обучением и воспитанием, но и охаракте­ризовать основные черты методических принципов, посред­ством которых можно наиболее эффективно оказывать психологическую поддержку личности.

Так, если в процессе обучения, в котором осуществляет­ся преимущественно передача значений, вербальные методы могут быть использованы достаточно широко, то в воспита­нии вербальные методы, нередко выливающиеся в форме избитых нравоучений и апеллирующие к «только знае-мым» мотивам личности, малоэффективны. Этот момент удачно иллюстрирует А. У. Хараш на примере изучения про­пагандистского воздействия. Он описывает смену соци­альных установок, связанных с предрассудками, в которых сравнивались по эффективности два типа коммуникатив­ных воздействий — «информационные», насыщенные мно­жеством направленных на утверждение требуемого тезиса фактов, и «интерпретационные», содержащие собственное от­ношение коммуникаторов к проблеме, его трудности, то есть несущие саму личность коммуникатора. В первом случае пере­дается закрытый деперсонифицированный текст, а во втором вся информация пристрастна, окрашена индивидуальнос­тью коммуникатора. Оказалось, что влиянию «информа­ционного» воздействия подверглись 29% испытуемых, а «интерпретационного» — 82% (А. У. Хараш).

Здесь необходимо специально оговориться, уточнить представление о вербальных воздействиях. Под вербальны­ми воздействиями имеются в виду лишь воздействия посред­ством текста, через которые передается система значений, знания о действительности, а не процесс общения, выражаю­щий личностные смыслы и мотивы вступившего в общение человека (А. У. Хараш). Например, специфика такой особой деятельности общения, как искусство, в том и состоит, чтобы, по выражению А. Н. Леонтьева, суметь побороть равнодушие значений, прорваться за «значенческий», выражающий стереотипы слой восприятия и поведения и передать личностные смыслы. Именно искусство является одним из самых могучих источников трансформации смыс­ловой сферы личности.

Из всего сказанного вытекает, что с помощью рацио­нальных вербальных методов вряд ли удастся оказать пси­хологическую поддержку личности, помочь человеку найти мировоззрение. Ведь мировоззрение — это не просто сум­ма знаний о мире. Мировоззрение представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности.

Существенное продвижение в разработке проблем пси­хологической помощи и поддержки личности происходит в том случае, если в качестве методических проемов диаг­ностики и воспитания используются методический «прин­цип прерывания» деятельности и принцип деятельностного опосредствования смысловых установок личности как индивидуальности.

 

Методический принцип прерывания деятельности

Одним из самых трудных воп­росов при изучении мотивов и смысловых установок личности является вопрос об их опера-ционализации. Феноменологически мотивы и установки проявляются в виде кажущихся случайными, немотиви­рованными «отклонений» поведения от оптимального для данной ситуации. Суть именно такой характеристики фе­номенологии смысловых единиц личности отчетливо вы­ражена А. А. Бодалевым: «В повседневных, ставших культурой, ощущая себя в большей степени представите­лями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

 

Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие

Положения о становлении ин­дивидуальности личности как не­прерывном выходе за пределы самого себя (С. Л. Рубинштейн), об отказе от традиционного для эмпирической психологии «птолемеевского» понимания че­ловека в пользу «коперниканского», ищущего «Я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях людей в обществе (А. Н. Леонтъев), об отста­ивании индивидуальности отличаются от понимания са­моактуализации личности в гуманистической психологии. Оно получило свое развитие в разрабатываемой А. В. Петровским и В. А. Петровским концепции «личност­ных вкладов». Что является продуктом активности личности как субъекта деятельности, осуществляющей смысловое отношение личности к другим людям? Как может быть охарактеризована сама эта активность, принципиально от­личная от нормативно заданной деятельности и ее конеч­ных эффектов? И наконец, в каких формах представлены в других личностях экстериоризованные продукты этой активности? В концепции «личностных вкладов» намеча­ются ответы на указанные вопросы и ведутся поиски ме­тодических схем анализа «личностных вкладов». С точки зрения этих исследователей, личность продолжает свое су­ществование «по ту сторону» актуального общения и со­вместной деятельности в форме инобытия индивида в других людях, вольно или невольно производя своей ак­тивностью преобразования в их личностях, внося в них значимый для их жизни личностный вклад. «Сущность этой идеальной представленности в других людях, этих «вкладов» — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека, ко­торые производят деятельность человека или его участие в совместной деятельности. Инобытие индивида в других людях — это не статичный отпечаток. Речь идет об актив­ном процессе, о своего рода «продолжении себя в дру­гом». Здесь схватывается важнейшая особенность личности (если она действительно личность) обрести вторую жизнь в других людях... ». Активность, посредством которой осу­ществляются личностные вклады, характеризуется как деяния личности, имеющие непреднамеренный, не за­данный заранее характер. Они выражают общую тенден­цию развивающейся социальной системы к изменениям и приводят порой к возникновению новых направлений в историко-эволюционном процессе. В деяниях и происхо­дит самоосуществление личности в ходе ее жизненного пути, отстаивание своей индивидуальности, «личност­ные вклады» претворяются в интерсубъективный соци­альный мир.

Мотивы человека, совершающего личностный выбор и отстаивающего свое Я, отличны от мотивов-суррогатов, встречающихся в тех случаях, когда ценность «быть лично­стью» приводит к возникновению особого феномена — фе­номена «игра в личность». Случается, что эту игру принимают за подлинное, легкость в выборе решения — за смелость, категоричность — за убежденность, всеядность — за разно­сторонность и многогранность интересов личности. Случается, но рано или поздно подделка неизбежно рас познается. Это и неудивительно. Больно уж резко по своей психологической природе отличаются, как старательно их ни маскируй, обиходные интересы, проявляемые личностью под влиянием «мотивов-стимулов», от интересов личности, отважившейся сделать выбор. Это интересы, взятые напрокат, проскальзывают сквозь личность, по сути не затрагивая ее. Личность сбрасывает их, когда приходит срок, как змея сбрасывает кожу.

Другое дело — смыслообразующие ценности и мотивы индивидуальности личности. Они не берутся извне, а рож­даются внутренним выбором и приобретают личностный смысл, то есть превращаются в достояние личности. Они могут быть и не столь броски, как интересы, задаваемые модой. Они нередко кажутся невыразительными и чудаковатыми, как пронесенный одним зоологом через всю жизнь интерес к изучению строения дождевого червя. Когда его спросили, можно ли отдавать такому скучному делу всю жизнь, он удивился и ответил: «Червь так длинен, а жизнь так коротка». Кому есть дело, например, до увлече­ния замечательного биолога А. А. Любищева битвой при Сиракузах или до коллекционирования земляных блошек, которым А. А. Любищев занимался почти всю жизнь.

Специфическая черта подлинных смыслообразующих ценностей и мотивов заключается в том, что все эти ин­тересы нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ведущей линии жизни (А. Н. Леонтьев). Сказанное ни в коем случае не следует понимать так, что идеалы личности выстраиваются в шеренгу, идеаль­но подогнанную к избранной цели. Они могут сочетаться с ней или, напротив, вступать в противоречие, конф­ликт, но они обязательно должны предстать на суд, на котором спросится, что они значат для личности. Так, гениальный французский математик Э. Галуа, для кото­рого, казалось бы, не было величайшей ценности в жиз­ни помимо алгебры, вышел на Вандомскую площадь и, подняв бокал с возгласом: «За здоровье Луи Филиппа! », символически направил острие кинжала в сердце. Про­тиворечат ли эти действия Галуа его интересу к матема­тике? Разумеется, да. Восстав с республиканцами против Луи Филиппа, Э. Галуа погибает, так никогда и не уз­нав, что его открытие впоследствии получит признание и принесет ему мировую славу. За математическими ис­следованиями Галуа и за его борьбой с королем стояли смыслообразующие мотивы, и спрашивать, какой из них важнее, бессмысленно. Важно, что деяния и идеалы, свя­занные с этими мотивами, утверждали его как индиви­дуальность, а сами его мотивы явились подлинными вершинами жизненного пути.

История Галуа — пример того, что индивидуальность личности шире своей профессии. Если индивидуальность раз­носторонняя, многовершинная, то возникает одно харак­терное явление: ее даже по профессиональному признаку не удается вместить в узкие рамки профессии. Спросите, кем был по профессии В. И. Вернадский. Геохимики ответят, что геохимик, физики — физик, философы — фило­соф. А кем был А. А. Любищев — биологом, историком на­уки, философом? Опять нет однозначного ответа. Чем бы ни занимался человек, мотив которого был найден в ре­зультате личностного выбора, он везде оставит значи­мый след, всюду проявит себя как индивидуальность.

Быть личностью — это значит иметь активную жиз­ненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью — это значит осуществ­лять выборы, возникшие в силу внутренней необходимо­сти, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личнос­тью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Через созидание ради культуры достоинства, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает сво­боду и свое социальное бессмертие.

 

заключение

В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личнос­ти. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обна­руживается, что строители — это не только «кадры», «ра­ботники», но и люди. И от индивидуальных действий и поступков этих людей зависит как их собственная неповто­римая судьба, так и судьба всего человечества.

Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек? », «как рождается личность? », «в чем смысл жизни? » перестают восприниматься как абстрак­ция или игра бездельного ума. Общественная психоло­гия, которая, по меткому выражению писателя Сергея Залыгина, в застойные периоды общества ведет подполь­ный образ жизни, начинает вырываться на поверхность. Она спешит осознать пережитое и задает вопросы, от которых уже никуда не уйти. Какова цена раскола между идеалом и реальностью? Как перейти от покаяния — к действию? Где искать избавление от горьких плодов пре­ступности и наркомании? Когда падет в обществе авто­ритет власти и придет власть авторитета? Все эти и многие другие вопросы вновь начали обсуждать политики, пи­сатели, социологи, историки.

Лишь психологи, когда речь заходит о драмах личнос­ти и общества, чаще всего хранят молчание. Молчание психологов имеет свое объяснение, но не имеет своего оправдания. Объяснить это молчание можно, вспомнив строки Л. С. Выготского, оказавшиеся пророческими: «Ов­ладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и са­мим обществом»[132].

Действительно, психология лишь тогда сможет овла­деть правдой о личности, когда само общество захочет услышать и принять эту правду. В том же обществе, где у человека был «вместо сердца пламенный мотор», психо­логия вынуждена заниматься «частичными» объектами (ощущениями, восприятием, памятью, эмоциями и т. п. ), собирать личность из отдельных психических функций, а не историей развития человека в природе и обществе. Наше общество начинается меняться. Правда об обществе дела­ет свое дело, заставляя колеблющуюся стрелку барометра общественного интереса сдвигаться к интересам личнос­ти. В этой ситуации все настойчивее проступает подлин­ный либеральный интерес к исследованиям психологии и социологии развития человека.

Перефразируя высказывание П. П. Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведе­ния, необходимо сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся лично­сти в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе системного историко-эволюционного деятельностного подхода к изучению развития личности, представ­ленного в данном учебнике.

При анализе проблем развития личности с позиций историко-эволюционного деятельностного подхода осо­бенно ощутимо осознается то, что линии исследования развития человека в эволюции природы (биогенез), исто­рии общества (социогенез) и жизненного пути индиви­дуальности (персоногенез) до сих пор представляют собой как бы три непересекающиеся прямые. Поэтому какие бы проблемы развития личности ни обсуждались в учебнике, приоритет всегда отдавался вопросам, решение которых позволяет наметить точки перекреста линий биогенеза, социогенеза и персоногенеза человека. К числу такого рода вопросов относятся, например, вопросы о роли «рассеивающего отбора» в эволюции индивидуальных свойств человека, об эволюционном смысле неадаптивных дей ствий шутов и еретиков в истории культуры, о феномене «психологического симбиоза» и о содействии как исход­ной клеточке анализа развития личности, о специфики личностного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях и т. п. При выделении подобных вопросах основной акцент делался скорее на необходимости самой их поста­новки в психологии личности, чем на изложении какого-либо завершенного варианта их решения.

Если будущие поколения психологов, взявшись за раз­работку вопросов развития изменяющейся личности в. изменяющемся мире, создадут реальную историческую-психологию, то они не только помогут обществу овладеть-правдой о личности, но и помогут самой личности овла-деть правдой об обществе, стать свободно действующим, отстаивающим свою индивидуальность и отвечающим за свои действия человеком.

 

квалификационная характеристика специалиста по специализации «Психология личности»

I. Сферы деятельности:

> частная жизнь личности;

> семья;

> этническая, религиозная, политическая и профессио­нальная социализация человека;

> социальная работа;

> средства массовой информации;

> социальная политика (социальная защита, здравоох­ранение, культура, спорт, общее образование);

> профессиональное образование, наука и промышлен­ность;

> безопасность (оборона, информационная безопасность, экологическая безопасность, судопроизводство, наци­ональная безопасность);

> управление;

> государственная служба.

II. Виды деятельности — постановка и решение задач оцени­вания, исследования, воздействия, прогнозирования и проек­тирования поведения личности, а также задач подготовки профессиональных психологических кадров, способных выполнять исследовательскую и практическую деятель­ность в сферах самореализации и социализации личности в частной жизни, обществе и государстве.

III. Профессиональные знания:

> фундаментальные знания о закономерностях порож­дения, функционирования, нормального и аномаль­ного развития личности в природе, обществе, государстве и индивидуальном жизненном пути чело­века, обеспечивающие разработку подходов к прогно­зированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе — в этнических общностях), индивидуальному и групповому консульти­рованию, экспертизе процессов принятия решения в проблемных ситуациях, целенаправленному формиро­ванию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компен­сации и коррекции отклонений в развитии личности;

> эти знания обеспечиваются такими базовыми дисцип­линами и курсами как общая и дифференциальная пси­хология личности, дифференциальная психофизиология, этология человека, психогенетика, клиническая психо­логия, психология общения, психология сознания и бес­сознательного, психология установки, психология нормального и аномального развития личности, мето­дологические основы психологии личности, теории лич­ности в современной психологии, социальная антропология, этнопсихология, экзистенциальная пси­хология, основы психосоматики, психодиагностика ин­дивидуальности, психосемантика, психолингвистика, психология переживаний, психология самосознания, психология волевой регуляции поведения личности, пси­хология альтруизма, психология межэтнической напря­женности, основы психологической аттестации и экспертизы, теория и практика психоанализа, теория и практика психологической коррекции личности, теория и практика личностного консультирования, теория и практика психологического воздействия, теория и практика психотерапевтического диалога, поведенчес­кий анализ повседневных проблем, статистика в дифференциальной психологии, основы нейро-лингвистического программирования, диагностика и тренинг толерантности, компьютерная психодиагности­ка, методы исследования измененных состояний созна­ния, методы психофизиологической диагностики, методы исследования массовой коммуникации, психо­технические основы саморазвития личности.

IV. Профессиональные умения — набор средств профессио­нальной деятельности специалиста по психологии лич­ности включает следующие базовые процедуры — анализа, оценивания, исследования, моделирования, консульти­рования, экспертизы, профилактики, прогнозирования и проектирования развития личности: > базовые процедуры анализа — феноменологический анализ, психоанализ, экзистенциональный (смысло­вой) анализ, динамический (топологический) анализ, историко-генетический анализ, культурологический анализ, поведенческий анализ, когнитивный анализ, психосемантический анализ, трансактный анализ;

> базовые процедуры оценивания — общая и дифферен­циальная психодиагностика личности, психофизиоло­гические и психогенетические методы диагностики индивидуальных различий человека, шкалирование, индивидуальное (личностное) консультирование, бе­седа, наблюдение; экспертиза различных психо­технических практик, гуманистическая экспертиза управленческих решений;

> базовые процедуры моделирования — эксперимент, имитационное моделирование, моделирование в сфе­ре системной динамики, конструирование на основе художественных и биографических текстов;

> базовые процедуры воздействия — психоаналитические техники, гештальт-техники, мотивационные техники (мотивационный тренинг), смысловые (логотерапев-тические) техники, поведенческие (бихевиоральные) техники, психодраматические техники, различные тре-нинги саморегуляции и личностного роста.

V. Занимаемые должности:

> сфера науки: научные сотрудники разных категорий;

> сфера управления и промышленности: психолог, глав­ный психолог, консультант, советник, эксперт, ме­неджер, системный аналитик;

> сфера образования: преподаватель психологии; педа­гог-психолог;

> сфера социальной работы: консультант, эксперт, со­циальный работник, психолог-консультант, психолог-эксперт;

> сфера безопасности и государственной службы: пси­холог, главный психолог, советник, системный ана­литик, психолог-консультант, психолог-эксперт.

 

Содержание

«Психология личности» десять лет спустя (предисловие ко второму изданию)......................................... 3

Предисловие...................................................................... 24

Раздел I. Уровни методологии науки и проблема

личности глава 1. От феноменологии личности —

К УРОВНЯМ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ................................... 31

Особенности познавательной ситуации изучения личности........................................................................ 31

Многомерность феноменологии личности...................... 34

глава 2. проблема человека в философское картине мира............................................................... 50

Функции философской методологии и

человекознание.................................................................. 50

Бытие человека в мире — исходный пункт философской концепции человека............................... 61

глава 3. системный историко-эволюционный подход к изучению человека..................................... 70

Общая характеристика уровня системной методологии науки........................................................ 70

Человек и его место в различных системах.......................... 75

Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека................................................... 87

Принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека..................................................... 96

глава 4. принципы деятельностного подхода — конкретно-научной методологии изучения человека в психологии.............................. 111

Категория деятельности в психологии личности.......... 111

Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека................................................. 114

Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека............................... 122

Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека................................................ . 128

Интериоризация/экстериоризаиия как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта................................................... 134

Опосредствование и сигнификация как механизмы

овладения и саморегуляции поведения человека........ 139

Принцип зависимости психического образа от места

отражаемого объекта в структуре деятельности человека. 144 Принцип психологического анализа «по единицам»

как оппозиция принципу анализа «по элементам».... 147

глава 5. движущие силы и условия развития личности............................................................... 158

Среда, наследственность и развитие личности.............. 158

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности................................. 167

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — предпосылки и основание развития личности.......................................... 178

Раздел П. Человек как индивид: биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 6. Роль индивидных свойств человека в развитии личности............................................... 201

Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми.......................................... 201

Организация личности и индивидные свойства человека........................................................................ 208

Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности.................................... 220

глава 7. органические побуждения индивида и их ВЛИЯНИЕ НА СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ личности................................................................. 233

«Потребности нужды» и «потребности роста................ 233

глава 8. проблемы исследования индивидно-ТИПИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА................................. 240

Конституционные типологии темперамента и характер личности.......................................................... 242

Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий............ 252

глава 9. развитие возрастно-половых свойств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...