Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

заключение 13 страница




ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ....... 264

«Биологический» возраст и периодизация развития индивида.................................................................. 266

Психология половых различий........................................ 276

Раздел III. Человек как личность: социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 10. социально-исторический образ жизни — источник развития личности............. 291

глава 11. социотипическое поведение личности в истории культуры................................. 297

Социотипическое поведение личности и его надсознательные проявления. Национальный и социальный характер..................................................... 299

Социогенетические истоки развития личности.............. 304

Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности...................................................... 313

глава 12. Уровни межличностных отношений и ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 319

Особенности отношений личности в системе «роль-для-группы».......................................................... 319

Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений......................................... 321

Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя............................................................. 327

глава 13. содействие — основа социализации личности...................................................... 329

Феномен «психологического симбиоза»........................ 331

От содействия — к самоконтролю поведения личности......................................................................... 333

Три грани социализации личности.................................. 335

Раздел ГУ. Человек как индивидуальность: персоногенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности

глава 14. индивидуальность личности и ее жизненный путь................................................. 345

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности...................................................... 347

глава 15. мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика..... 349

Особенности мотивационно-смысловых отношений индивидуальности............................................... 351

глава 16. мотивация развития индивидуальности... 360

Три подхода к изучению мотивации индивидуальности........................................................... 362

глава 17. психологический возраст и периодизация ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ............. 366

Психологический возраст личности.............................. 366

Периодизация психического развития.......................... 369

глава 18. Личность и характер..................................... 375

О клиническом подходе к изучению характера............ 375

Динамический подход к изучению характера............... 377

глава 19. методические приемы практической психологии личности................................ 382

Психологический объект воспитания............................ 383

Методический принцип прерывания деятельности...... 384

Методический принцип деятельностного опосредствования мотивов и смысловых установок личности.......................... 388

глава 20. самоосуществление индивидуальности..... 391

Специфика личностного выбора.................................... 391

Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита.......................................................................... 393

Феномен «игры стилями»............................................... 396

Черты самоактуализирующейся личности..................... 399

Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие................................................................... 401

заключение.................................................................. 405

квалификационная характеристика специалиста по специализации «Психология личности»................. 408

 

Учебное издание

Александр Асмолов Психология личности

Изд. второе, переработанное

Корректор Н. А. Степина

Редактор О. В. Квасова

Компьютерная верстка Д. В. Чекалина

Оформление обложки В. Н. Кокорева и Д. А. Леонтьева

Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»)

103050, Москва-50, а/я 158

тел. /факс (095) 195-93-28, (095) 195-03-08

e-mail: smysl@smysl. ru

http: //www. smysl. ru Лицензия ИД № 04850 от 28. 05. 2001

Подписано в печать 29. 11. 2001. Формат 84x108/32.

Гарнитура TimesET. Печать офсетная. Усл. печ. л. 26. Тираж 5000 экз. Заказ № 2353.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

 


[1] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 25.

[2] Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35—36.

[3] Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971. С. 12.

[4] Там же. С. 118.

[5] См.: БрунерДж. Психология познания. М., 1977.

[6] См.: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. $ 1987; Этнопсихолингвистика / Отв. ред. Ю. А. Сорокин. М., * 1988.

[7] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 356—357.

[8] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1982. С. 258.

[9] 8Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. М., 1973. С. 113.

[10] Чехов АЛ. Собр. соч.: В 12 т. Т. 3. М., 1961. С. 180—181.

[11] Пушкин А. С. Сочинения: В 3 т. Т. 2. М., 1986. С. 444-445;

[12] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 299-300

[13] Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 6-7.

[14] См. критику данного подхода: /Абишев К. Человек. Инди­вид. Личность. Алма-Ата, 1978.

[15] Цит. по: Лейбин В. М. Системные исследования и симво­лическая концепция человека // Системные исследования. М., 1985.

[16] См.: Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983; Со­временная буржуазная философия человека / Под ред. А. Т. Гордиенко. Киев, 1985.

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 516.

[18] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414

[19] Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследо­вания и жизненный смысл. М., 1977. С. 188.

[20] См.: Питере Т., Уоттермен Р. В поисках эффективного уп­равления. М., 1986.

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 123.

[22] Семиотика пространства и пространство семиотики // Труды по знаковым системам / Уч. зап. ТГУ. Вып. 720. Тар­ту, 1986; ГуревичА. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представле­ниях восточных славян. М., 1983.

[23] Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — ис­кусство. Киев, 1977. С. 44.

[24] См.: Ведин И. Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987; Ватин И. В. Человеческая субъективность. Рос­тов, 1984.

[25] Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

[26] Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 331.

[27] Попов Г. С точки зрения экономиста (О романе А. Бека Новое назначение) // Наука и жизнь. 1987. №4. С. 57.

[28] Тендряков В. Ф. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. М., 1988. С. 521-522.

[29] Там же. С. 526—527.

[30] Варшавский В. И., Поспелов Д. А. Оркестр играет без ди­рижера. Размышления об эволюции некоторых техничес­ких систем и управлении ими. М., 1984. С. 180.

[31] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. С. 65.

[32] Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических спо­собностей. Вып. 7. Эволюция психических способностей по чистым и смешанным линиям. Л., 1928. С. 35.

[33] Борисковский П. И., Григорьев Г. П. Возникновение чело­веческого общества. Л., 1977. С. 90—91.

[34] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная куль­тура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 13.

[35] Лихачев Д. С., Панченко A. M., Понырко Н. В. Смех в Древ­ней Руси. М., 1984. С. 15.

[36] Топоров В. Н. Образ трикстера в енисейской традиции // Традиционные требования и быт народов Сибири. Ново­сибирск, 1987. С. 6—7. см. также: Манин Ю. И. «Мифологи­ческий плут» по данным психологии и культуры // Природа, 1987. №7.

[37] Байбурин А. Г. Этнические аспекты изучения стереотип­ных форм поведения и традиционная культура // Сов. эт­нография. 1985. № 2. С. 45.

[38] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 241.

[39] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 39.

[40] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 84.

[41] Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. М., 1980. С. 45.

[42] Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 131.

[43] Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926. С. 6.

[44] Лундквист Э. Дикари живут на Западе. М., 1958. С. 340.

[45] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 55—56.

[46] Линдсей П., Норман Д. Переработка информации челове­ком. М., 1974. С. 502.

[47] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1971. С. 334.

[48] Мещеряков А. И. Соотношение органического и социаль­ного в первоначальном развитии ребенка // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 459.

[49] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 105.

[50] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974. С. 83—84.

[51] Выготский Л. С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1960. С. 197.

[52] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 535—536.

[53] Выготский Л. С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1960. С. 53.

[54] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 429.

[55] Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1925. С. 115—116.

[56] Выготский Л. С. Избранные психологические произведе­ния. М., 1956. С. 46.

[57] См., например, в криминологии: Криминальная мотивация / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986; в психиатрии: Бех-тель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления ал­коголем. М., 1986; в педагогике: Мудрик А. В. О воспитании старшеклассника. М., 1981

[58] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 382.

[59] Лурия А. Р. Психология как историческая наука // История и психология. М., 1971. С. 37.

[60] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 15.

[61] См.: Хеккаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

[62] Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. С. 20.

[63] Fromm E. The Crisis of Psychoanalysis. Essays on Freud, Marx and Social Psychology. L: 1978. P. 164.

[64] Цит. по: СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1986. С. 198.

[65] Цит. по: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 345.

[66] Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диа­лог человека с природой. М., 1986. С. 91.

[67] Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физио­логии активности. М., 1966. С. 314—315.

[68] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 385.

[69] Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться» // С чего на­чинается личность? М., 1979. С. 109—110.

[70] Кон И. О. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984. С. 168.

[71] Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы со­временной генетики человека // Диалектика в науках о при­роде и человек. М., 1983. С. 183.

[72] Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопр. психологии. 1976. №1. С. 36.

[73] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228—229.

[74] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. 1. М., 1983. С. 110—111.

[75] Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей пси­хологии. М., 1973. С. 305.

[76] Алексеев В. П. Человек: эволюция и таксономия. М., 1985. С. 91.

[77] Алексеев В. П. Человек: Эволюция и таксономия. М., 1985. С. 110—111.

[78] Ядов В. А., Палей И. И., Магун B. C. Социальная психология личности. Л., 1978. С. 86.

[79] Шмелев А. Г. Традиционная психометрика и эксперимен­тальная психосемантика // Вопр. психологии. 1985. №5. С. 15.

[80] Теплое Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 497.

[81] Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М., 1977. С. 87.

[82] Варшавский В. И., Поспелов ДА. Оркестр играет без дири­жера. Размышления об эволюции некоторых технических систем. М., 1984. С. 174—175.

[83] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 87.

[84] Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Личность. Харак­тер. М., 1984. С. 84.

[85] См.: Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юно­шеском возрасте. М., 1984.

[86] Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциаль­ной психофизиологии // Вопр. психологии. 1971. № 6. С. 14.

[87] См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуаль­но-психологических различий. М., 1979.

[88] Ротенберг B. C. Адаптивная функция сна, причины и про­явления ее нарушения. М., 1982. С. 41.

[89] Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. М., 1980. С. 47—48; Казначеев В. П., Казначеев С. В. Адаптация и кон­ституция человека. М., 1986.

[90] Мерлин B. C. Деятельность как опосредующее звено в свя­зи разноуровневых свойств индивидуальности. // Пробле­мы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.

[91] Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зави­симости от типологических свойств нервной системы. Ка­зань, 1969. С. 48.

[92] Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б. Ф. Ломова, И. В. Равич-Щербо. М., 1978; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

[93] См.: Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов пси­хического развития человека // Принцип развития в психо­логии. М., 1978.

[94] Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Из­бранные психологические труды. М., 1980. С. 66

[95] Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

[96] См.: Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984; Коломинский Я. Л., Мел-тасс М. Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психоло­гии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. Минск, 1985; Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 91—108, 114-131, 160—166; Кон И. О. Ребенок и общество, М., 1988; Массе П., КонджерДж., Каган Дж., Хью­стон А. Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 168—176.

[97] Цит. по: Кон И. О. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и со­циального в человеке. М., 1975. С. 763—764.

[98] Цит. по: Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у де­тей. М., 1986. С. 27.

[99] Белкин А. И. Индивидуальность и социализация (по дан­ным изучения лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М. 1979. С. 23—24.

[100] Круусвалл Ю. Занятость и организация / Человек в соци­альной и физической среде. Таллинн, 1983. С. 75.

[101] Веркор, Коронель. Квота, или Сторонники изобилия//Фран­цузские-повести. М., 1984. С. 166.

[102] См.: Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории пове­дения. М., 1930; Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М.; Л., 1930.

[103] Овчинников В. М. Корни дуба. М., 1983. С. 212.

[104] См.: Фромм Э. Характер и социальные процесс // Психо­логия личности. М., 1982. С. 49—51.

[105] Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбу-рина. М., 1985.

[106] Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. С. 178.

[107] Смирнов ЮЛ. Возникновение орудийной деятельности как следствие неадаптивной активности ранних гоминидов // Записки современной археологии. Тезисы докладов. Суз­даль, 1987. С. 235.

[108] См.: Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы со­циальной психологии. М., 1975; Социально-психологичес­кий портрет инженера / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведе­ния личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.

[109] Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М., 1981.

[110] Петровский А. В. Личность в психологии с позиции сис­темного подхода // Вопр. психологии. 1981. №1. С. 61.

[111] Развитие социальных эмоций у детей дошкольного воз­раста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. С. 21—29.

[112] Запорожец А. В., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психологии. 1974. № 6. С. 63.

[113] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 265.

[114] ВыготскийЛ. С. Избранные произведения. М., 1956. С. 380.

[115] Кон И. О. Ребенок и общество. М., 1988.

[116] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. II. М., 1983. С. 291.

[117] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 22.

[118] См.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

[119] ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 188.

[120] Там же. С. 212.

[121] Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии ано­мального развития личности. М., 1980. С. 119.

[122] Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. С. 387; Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

[123] Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 350.

[124] Там же.

[125] Давыдов В. В, Личностью надо «выделаться» // С чего на­чинается личность? М., 1979. С. 113.

[126] Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. С. 75.

[127] Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. Т. I. M., 1983. С. 282— 283.

[128] См.: Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера под­ростков. Л., 1983.

[129] АнцыфероваЛ. И. Проблема психотонической активности и научное наследие Анри Валлона // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 155.

[130] См.: Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.

[131] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 179; Фейгенберг Е. И., АсмоловА. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психол. журн. 1989. № 6.

[132] Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. С. 433.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...