Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ослабленная учебная мотивация.




Ослабленная учебная мотивация.

(автор)

Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса.

1.     Формирование позиции школьника

Учитель приемами словесного внушения систематически, в единстве с семьей «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению.

Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи таких приемов:

— организации ситуации личного выбора задачи, упражнения. Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей с ЗПР, предлагаются несложные основания выбора, такие как: тема задачи (какую задачу будешь решать: про яблоко или про домики? ); степень сложности задачи (даются два конверта с надписями «легкая задача», «интересная задача», «трудная задача»); количество задач (сколько задач ты берешься решить: одну или две? );

— создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я — учитель» (ученик ставится в положение учителя и «получает право» проверить у товарища по парте задание), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи;

— выбор партнера для совместной учебной деятельности, детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать птицу, сделать аппликацию и т. д. ).

2. Формирование положительного отношения к учению.

Можно выделить следующие направления в работе учителя:

— прежде всего, учитель заботится о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижает тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д. ), тем самым снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смешаться, неверно ответить;

— создает ситуацию успеха в учебной деятельности, формирующую чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокой самооценки и радости;

— опирается более широко, чем в обычном классе, на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР. Учитель насыщает педагогический процесс интеллектуальными  играми с правилами, активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру не запретным для школьника делом, а органичной, естественной формой организации быта детей на уроке и в группе продленного дня;

—   целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке. Для этого он, во-первых, предупреждает опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждает интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения; в третьих, формирует внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

3. Развитие познавательных интересов.

Для решения этой цели учителю необходимо:

— избегать в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких как: бедность, будничность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работа («ничегонеделание», паузы, простои);

— использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знанием, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в работе, на природе, в саду, в спорте, в труде и т. д. );

— стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т. д. ); специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения.

Самостоятельное плавание

Кундер Л. // ШП, №19-00

Я классный руководитель сложного пятого класса, где как-то не специально, но собрались семь неуспевающих, два второ­годника и одиннадцать слабоус­певающих ребят, имеющих боль­шой опыт учебных неудач и со­вершенно не любящих получать знания. Необходимость форми­ровать учебную мотивацию у моих ребят толкнула меня на применение множества извест­ных психотренинговых методик.

Наши условия часто не позво­ляют применять какие-то мето­дики в чистом виде, поэтому я придумала несколько простых занятий, игр с элементами рисо­вания и свободного общения, которые не напрягают ребят пос­ле пяти-шести уроков. Я прово­жу их в виде классного часа. Эти занятия немного повышают у ребят мотивацию к учебе, сни­мают напряженность и одновре­менно вселяют чувство ответственности за свою жизнь.

 

АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОЙ ЧЕТВЕРТИ

Это занятие я провожу так.

Заранее помогаю ученикам в «Тетради для саморазвития» на­рисовать солнце, звезду, тучку, падающий снег, сугроб, лужицу и крохотный росток, появивший­ся из-под снега.

Затем ребята размещают оценки там, где они, по их мне­нию, должны быть: на солныш­ке — самую лучшую оценку или ту, которая вызывает гордость; на звезде — ту, что чуть похуже или далась меньшим количе­ством усилий; в тучке размеща­ются тройки; в сугробе — не­удовлетворительные оценки или те, за которые стыдно (на­пример, «тройка» по пению); в лужице — плохие и случайные оценки; в ростке — плохие оцен­ки, но которые могут быть ис­правлены.

В заключение ребята обсужда­ют и записывают в своих тетра­дях, как они могут улучшить оцен­ки, что им мешает это сделать.

 

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Мне кажется, что это упражне­ние помогает ребятам осознать необходимость получения зна­ний.

Сначала с моей помощью дети изображают себя (в той же тет­ради) в виде Робинзона, попав­шего в наши дни на необитаемый остров. При рисовании можно использовать фотографию ре­бенка.

Потом предлагаю детям опре­делить пользу, которую им при­несут школьные знания на не­обитаемом острове.

Например, знание истории древнего мира, которую ребята как раз сейчас изучают, помо­жет применить древние спосо­бы получения огня и строитель­ства жилья; математика поможет рассчитать, сколько потребует­ся срубить деревьев, — ведь это очень трудно сделать с помо­щью одного ножа; природоведе­ние подскажет, как найти воду. И даже знание иностранного языка может пригодиться на необитаемом острове, если вдруг туда прибудут другие пу­тешественники.

Все эти выводы ребята снача­ла делают самостоятельно, за­тем идет обсуждение. Проходит оно весело, ненавязчиво, но ре­бята долго потом вспоминают это занятие, и на уроке иност­ранного языка спрашивают у учительницы — на всякий случай — как сказать «спасите»?

ИГРА «МОРЕ ЖИЗНИ И КОРАБЛЬ СУДЬБЫ»

Эта игра, я думаю, пробужда­ет в ребятах ответственность за свои поступки и готовность к преодолению трудностей.

В начале занятия ребята рису­ют море и волны.

Потом они получают следу­ющее задание. Нужно нарисо­вать корабль, но с таким услови­ем: ты делаешь один штрих или одну линию, только если ты мо­жешь назвать дело, которое спо­собен выполнить самостоятель­но, без помощи взрослых. В виде иллюминаторов можно изобра­зить личные умения (например, кататься на коньках).

У каждого получился свой ко­рабль: у кого-то — линкор с 12 пушками, а у кого-то — почти плот.

На обсуждении мы сравнива­ли рисунки, по-доброму совето­вали друг другу научиться выпол­нять разные домашние дела, убеждали друг друга в том, что они не так скучны и трудны, как кажется.

Затем дети на корабль поме­щали якоря — в виде дел, кото­рые делать надо, но не хочется (у каждого опять-таки получилось разное количество якорей).

Мы обсудили это и выразили беспокойство, что если таких якорей слишком много, то как бы корабль судьбы не начал погру­жаться в море проблем.

В конце занятия я использова­ла элементы внушения: мы от­крыли слово «должен». Это сло­во — «топорик», которым можно рубить якоря, тянущие на дно.

 

ИГРА «УЧИТЕЛЯ ОБО МНЕ И Я О СЕБЕ»

Эта игра помогла снять напря­женность в отношениях детей с учителями-предметниками, ста­билизировала дисциплину на некоторых уроках, педагоги осознали необходимость инди­видуального подхода к моим ре­бятам.

Сначала все учителя высказа­ли свое мнение о каждом учени­ке, коротко, в 3—4 словах. Эти мнения я записала в тетрадях ребят, свернула лист, чуть скле­ила, чтобы не подглядывали раньше времени. На занятии же ребята написали, что, по их мнению, думают о них учителя раз­ных предметов.

Не скрою, что, читая после за­нятия эти самохарактеристики, я не удержалась от слез. Выс­казываясь от имени учителей, ребята имели возможность по­думать над своими положитель­ными и отрицательными каче­ствами.

Все это мы обсудили. Важно, чтобы ребята поняли, что могло вызвать такие мысли у учителей: какое-то отклонение в поведе­нии, в отношении к учебе и до­машним заданиям.

После обсуждения мы с ребя­тами вскрыли закрытые страни­цы и узнали, что думают учителя о них на самом деле. Глаза ре­бят загорелись добрым светом, светом надежды, когда они про­чли взвешенные, доброжела­тельные советы-характеристики. Затем мы сравнили количество положительных отзывов у ребят и у учителей и сделали вывод, что учиться у таких учителей надо старательно и усердно.

Рассказывать обо всех своих" «находках» было бы, конечно, слишком самоуверенно, я вы­брала, чтобы не перегружать ваше внимание, только эти и по­старалась рассказать покороче. Но как мне кажется, из таких ма­леньких задумок, если их позаим­ствовать у всех читателей газе­ты, могла бы возникнуть прекрас­ная программа на любой вкус, с учетом любых особенностей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...