Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мутизм. Арт-терапевтическое занатие




Мутизм

Лебедева. Не всякое молчание – золото. /Арт-терапия избирательного мутизма. //ШП, №22-00

На наверное, все психологи помнят хрестоматийный случай про сына английского лорда, который впервые заговорил лишь в пять лет. Родители уже отчаялись услышать от него хотя бы слово. Но как-то за обедом ребенок заявил:

- Каша подгорела.

- Почему же ты столько лет молчал? — удивились взрослые.

- До сих пор все было в порядке!

Долгое молчание ребенка в детском возрасте, как правило,
тревожит родителей. Они послушно следуют за малышом, по направлению его указательного пальчика угадывают желаемое, многократно произносят названия предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано или поздно (обычно не позже трех лет) это происходит.

Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм».

Мутизм (от лат. «немой) — отказ от речевого общения при сохранности речевого
аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться
только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным.

СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ

Избирательный мутизм — невротическое отклонение, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми. Как правило, в психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит нормально.

Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда общение со сверстниками не особенно актуально. Как известно, формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно
она нарушается под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий. Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких-либо психических потрясений.

Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых говорят: «Из них слова не вытянешь»? )

Данная статья иллюстрирована рисунками двух сверхмолчаливых подростков. Обе девушки считают: «Зачем же общаться, если все равно не поймут? ». Однако они по-разному изобразили свое состояние.

 

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Вероятно, каждому психологу приходилось встречаться с людьми, имеющими славу молчунов с раннего детства. Старания близких родственников разговорить такого ребенка обычно оказываются напрасными, несмотря на соблазнительные предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за спину «доверенного лица», убегает, капризничает. Создается впечатление сверхзастенчивости, излишней робости
или, напротив, вызывающего упрямства.

Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть, ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался установить с ним контакт. Самый незначительный повод (деликатное замечание, строгий взгляд, ошибка в тетради) побуждает маленького упрямца замкнуться и надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него будут психотравмирующими. По мнению ученых, неблагоприятные воздействия являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости таких детей.

 

ЧТО ЧУВСТВУЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ

Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой.

В основе их упорного молчания лежит скрытое стремление к лидерству, «царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его желания.

Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им причины ненормального протеста ребенка, стремятся перевоспитать маленького
упрямца во что бы то ни стало. Однако избавиться от мутизма невозможно посредством уговоров, лести или карательных мер. Требуются терпение и специальная коррекционная работа. Прежде всего необходимо создавать условия для самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора.

Например, при покупке сладостей или игрушек можно продемонстрировать непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое.

Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить систему отношений с ним. Психологи, например, предлагают сообщить, что его молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется молчать.

В случае агрессивного поведения ребенка не стоит объяснять ему, что так поступать нехорошо. У многих детей-молчунов высокий интеллект, они умны и прекрасно понимают это сами в подобных ситуациях, по утверждению И. Медведевой и Т. Шишовой, помогают аналогичные ответные действия пострадавшего взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет кого-то, следует поступить так же по отношению к нему. При этом
нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ! » Ребенку надо сообщить примерно следующее: «Мне очень жаль, но что поделаешь? Твое поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать... »

Таким образом, ребенок с избирательным мутизмом попадает в положение, подобное тому, в какое он сам ставит окружающих. Главное, нельзя наказывать, высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.

Известны случаи, когда учителя и родители стараются «переупрямить» молчуна, например ставят в угол (у классной доски и т. п. ), до тех пор пока он не заговорит. Однако подобные меры только ожесточают ребенка, усугубляют его состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к невротическим расстройствам и
реакциям протеста. Они особенно чувствительны, ранимы, обидчивы. Вот почему терпение, деликатное и осторожное отношение — незаменимые помощники педагога.

 

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

В психолого-педагогической литературе описаны и другие причины избирательного мутизма. Например, дизартрия (плохая подвижность речевого аппарата), заикание, страх речи, другие дефекты речи и слуха.

Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания. При этом, несомненно, наряду со специально организованной работой учителя и родителей необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов).

Основные причины мутизма определяют содержание коррекционной работы с детьми-молчунами. Детский психиатр И. Медведева и педагог Т. Шишова предлагают методику драматической психоэлевации — своеобразный кукольный театр. Ребенку прописывают лечебные пьесы, предлагают разыгрывать этюды (театрализованные представления),
в которых «ведущим недостатком» (избирательным упрямым молчанием) наделен не ребенок, а кукла-собака. Хозяин — добрый, хороший, но вынужден страдать из-за вредности собачьего характера.

Первоначально эти сценки можно показать в виде кукольного спектакля. Затем предложить ребенку роль какого-нибудь персонажа. Лучший вариант — роль хозяина. Ситуации должны нарастать по степени драматизма, но при этом не травмировать психику ребенка. Высокие результаты достигаются, если малыш находится в группе обычных детей.
Когда наступает переломный момент и ребенок нарушает «обет молчания», его необходимо зафиксировать и подкрепить всеобщим одобрением, восхищением успешно сыгранной ролью. Молчун должен понять и принять, что предпочтительнее гордиться говорением, нежели упорным молчанием.

Приведу пример одного из этюдов, предлагаемых И. Медведевой и Т. Шишовой для лечения избирательного мутизма. (См. статьи в журнале «Домовой», №№ 9—11, 1996 г. и другие публикации названных авторов. )

 

ЭТЮД «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ»

Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, похолодало, собаке было страшно и хотелось есть. Прохожий спросил ее:

- Собака, ты чья?

Но собака ничего не ответила.

— Раз молчишь, значит, ничья, я не могу отвести тебя домой, сказал прохожий и пошел
дальше.

А собака осталась одна на пустынной улице. Она дрожала от холода и ужаса. Наконец, появилась девочка, которая пожалела собаку и предложила:

- Песик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину! Ведь ты совсем продрог. Скажи, где ты живешь?

Собаке очень хотелось рассказать доброй девочке о том, кто ее хозяин, назвать адрес, по которому он живет, но она все-таки почему-то промолчала. Девочка ушла, так и не дождавшись ответа. Наступила ночь, стало еще холоднее. Вскоре пошел дождь.
Собака тоскливо заскулила от одиночества...

Что же произошло дальше, нужно придумать и разыграть вместе с ребенком. Желательно, чтобы роль собаки исполнял ребенок-молчун. Замечательно, если он выберет роль прохожего или девочки, у которых в пьесе много слов.

Не подвергая сомнению эффективность данной методики, выскажу несколько предположений.

Думаю, психологу надо быть осторожным при подборе содержания лечебных пьес и главных героев. Так, при разыгрывании приведенного в качестве примера этюда у невротизированного ребенка высока вероятность актуализации многочисленных страхов: боязнь собаки, страх остаться одному, потеряться и др. Бывает, что в результате возникшего конфликта молчун еще больше замыкается, отказывается не только участвовать в спектакле, но даже просто надеть игрушечную собаку на руку.

Данный сюжет не для каждого ребенка является достаточным поводом, чтобы заговорить. Другими словами, механизм проекции может «не сработать» не только из-за возможных страхов, но и просто потому, что маленькому человеку не нравятся, например, цвет, размер, облик кукольного персонажа.

Запланированный лечебный эффект кукольных театрализации во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и вдумчивой позиции психолога, его способности к прогнозированию возможных ситуаций в процессе куклотерапии.

 

СЦЕНАРИЙ И ЭКСПРОМТ

В коррекции избирательного мутизма эффективны и те арттерапевтические техники, которые условно можно назвать куклотерапией с помощью самодельных пальчиковых кукол. Их преимущество — в простоте и доступности исполнения, в свободе выбора сюжетов и героев в ситуации «здесь и сейчас». Причем, куклы и сценарии рождаются стихийно, в процессе занятия. Как утверждают психофизиологи, именно посредством
спонтанного рисования активизируется механизм проекции, играющий немаловажную роль в достижении терапевтического эффекта.

Представленное далее в статье арт-терапевтическое занятие применимо во всех случаях избирательного мутизма. Однако в зависимости от ситуации оно может в большей степени иметь паллиативный (давать временное облегчение), нежели лечебный характер.

Для решения проблемы недостаточно одного-двух занятий. Необходима длительная, систематическая коррекционная работа. Психологу потребуется немало выдумки при поиске приемов и «педагогических хитростей», а также огромное терпение. Как
известно, избирательный мутизм из-за своей «многоликости» одно из самых труднокорректируемых невротических отклонений.

 

Арт-терапевтическое занатие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...