Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие замечания. Материалы. Основные процедуры. Первый этап. Настрой (разогрев). Второй этап. Активизация коммуникации




Общие замечания

Может проводиться индивидуально или в группе от трех до семи человек. Возможны гомогенные группы, в которых дети имеют невротические отклонения в виде избирательного мутизма. Организация гетерогенных групп допустима только в том случае, если это не вредит психическому здоровью детей с развитием в рамках возрастной
нормы.

Сценарий заранее не планируется. Его придумывают дети в зависимости от выбранных ими персонажей («пальчиковых» кукол). Однако психолог с помощью созданной им самим куклы может включаться в театрализацию и направлять общий ход игры с целью достижения коррекционного и терапевтического эффекта. Попутно, наблюдая
за нюансами поведения каждого участника группы, можно решать воспитательные и развивающие задачи.

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Кусочки ткани различной фактуры и цвета в форме равностороннего треугольника (сторона ребра около 8 см). Диагностические возможности арт-техники усиливаются, если используемые ткани имеют однотонную окраску, а их цвета подобраны в соответствии с сокращенным вариантом теста Люшера. (В этом случае для каждого ребенка необходимо подготовить набор лоскутков восьми цветов. ) Резиновые колечки для укрепления ткани на пальце в виде косынки. Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы.

Основные процедуры

Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей-молчунов в коммуникативный процесс. Из собственного опыта предлагаю прием «запрета на разговор». После того как куклы изготовлены и каждой из них предстоит, например, обратиться к волшебнику с самой сокровенной просьбой, наступает действие «запрета на разговор». Дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой театрализации не участвует. На первых занятиях желающих отмолчаться немало. Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.

На последующих занятиях желающих не говорить ни при каких обстоятельствах становится все меньше, и в конце концов дети с удовольствием отводят эту роль ведущему, ревностно наблюдая за исполнением «запрета на разговор».

Запрет на разговор особенно эффективен в случае, если избирательный мутизм — одно из проявлений негативизма. Несомненно, успех приема зависит и от содержания коммуникативных заданий на этапе настроя.

Например, можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные с помощью опосредованных вопросов должны догадаться об их замысле.

Замечу, что если ребенок с интересом выполняет индивидуальные задания, связанные с изобразительной творческой деятельностью, но при этом упорно молчит, то хорошо помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не принуждать говорить и не иронизировать.

Сам факт того, что молчун приходит на групповые занятия и выполняет некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе.

Первый этап. Настрой (разогрев)

Каждому ребенку предлагается занять место за столом. Приготовить бумагу, карандаши,
краски и другие материалы, необходимые для рисования. Возьми карандаш (или по желанию фломастер, краску, пастельные мелки и др. ), закрой глаза и попробуй рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивай движения руки. Можно просто «калякать». Рассмотри свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделай это. Возьми другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует твоему настроению, и снова нарисуй «каляки» («каракули»), только теперь с открытыми глазами. Подойди с рисунком к любому из участников группы и предложи дополнить его таким образом, чтобы получилось какое-либо понятное изображение.

На этом этапе особенно упрямым молчунам стоит предложить различные способы невербального общения. Полезно нарисовать человечка, который упрямо молчит, а потом — себя (или мальчика, похожего на тебя). Интересны темы «Молчание», «Одиночество», «Добро».

Второй этап. Активизация коммуникации

Участникам группы предлагается сесть в круг, положить на пол свои работы так, чтобы их могли рассмотреть все. Далее желающие рассказывают о получившихся изображениях и своих чувствах. (Дети-молчуны, которые отказались попросить кого-нибудь поучаствовать в совместном творчестве, после этого этапа обычно более расположены к общению. )

Завершить этот этап желательно взаимным дарением своих рисунков на память.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...