Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты национального права




Поскольку международное право и внутригосударственное право — самостоятельные системы права, между ними имеются и различия.

Наиболее существенными из них являются следующие:

1) к предмету регулирования. Как известно, национальное право призвано, главным образом, регулировать отношения внутри страны, взаимоотношения субъектов внутригосударственной сферы отношений. Эти отношения, как правило, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Международное право, напротив, регламентирует, прежде всего, взаимоотношения субъектов международного права (государств, наций и пародов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государство-подобных формирований). Таким образом, основной предмет регулирования международного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

Вместе с тем имеется обширная область отношений, находящихся под двойным регулированием (нрава человека, отношения в сфере экономики, борьба с преступностью и т.д.). Эта область постоянно расширяется; в неё вовлекаются все новые отношения (отношения в сфере гражданского и уголовного процесса, экология, государственное управление и т.д.). Указанные отношения поставлены под международно-правовое регулирование субъектами международного права. Представляется, что принципиальных границ (объективных и субъективных) между двумя системами права нет;

2) по способу создания правовых норм. Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования — "вертикальное", "сверху вниз". Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют. Правда, в последнее время можно отметить тенденцию усиления договорного регулирования внутригосударственных отношений. Речь идет о международных договорах, которые играют в национальном праве все большую роль. Нормы международного права создаются большей частью "горизонтально" — на основе свободного волеизъявления участников международного общения. Субъекты международного права договариваются тем или иным способом о содержании международных правил поведения. Имеющиеся варианты "вертикального" регулирования — акты органов международных организаций (например, регламенты, директивы, решения институтов ЕС) — в конечном итоге являются отражением ранее данного государствами-участниками согласия на обязательность документов, принимаемых органами соответствующей организации;

3) по источникам права (формам воплощения международных норм). Нормы международного права и нормы национального права зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев, судебных прецедентов. Международно-правовые нормы выражены по иному — в форме международных договоров, международных обычаев, документов международных организаций и некоторых актов международных конференций и совещаний.

Важно помнить, что одна и та же норма не может одновременно существовать в форме двух источников права (международного или внутригосударственного); можно говорить лишь об идентичности правил поведения, закрепленных в нормах различных систем права. Поэтому норма МП никогда не может быть нормой национального права и наоборот.

В последнее время в российском праве стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Существуют договоры с иностранными государствами, территориальными единицами и субъектами зарубежных федераций, которые, однако, не являются международно-правовыми;

4) по субъектам права. Как известно, субъектами внутригосударственного права являются лица, на которых распространяется действие норм национального права: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица и т.д. Специфика международного права как особой системы права выражается также и в том, что субъекты международного права являются не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями. Субъектами международного права являются только государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, государство-подобные формирования.

Во многих случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность физических и юридических лиц. Однако "международная правосубъектность" указанных лиц производив от воли основных субъектов МП. Они не могут создавать нормы МП и рассматриваться в качестве субъектов МП. Можно отметить попытки примирить указанные точки зрения и считать индивидов и ТНК субъектами отдельных отраслей МП (скажем, отрасли "нрава человека" и международное экономическое право). К примеру, В. В. Гаврилов полагает необходимым разграничивать субъектов МП, наделенных нормотворческой функцией, и субъектов, не обладающих ею. К числу последних он относит, помимо физических лиц, международные хозяйственные объединения, юридические лица отдельных государств, включая ТНК, которым международно-правовыми нормами предоставлены права или на которые возложены обязанности. На наш взгляд, данная позиция не имеет под собой оснований. Лицо либо является субъектом МП, либо нет. Трудно себе представить субъекта одной отрасли права, который при этом не будет и субъектом всей этой системы права.

Как писал И. И. Лукашук, "признание индивида субъектом международного права потребовало бы изменения самой природы этого права"1. Тем более что физические лица наделяются субъективными правами не только нормами международного гуманитарного права, но и права внешних сношений, права сотрудничества в борьбе с преступностью, международного экологического права и т.д. Не кажется нам продуктивным и подход, при котором субъектами МП считаются физические и юридические лица "лишь частично". Лицо или является субъектом права, или нет; нельзя быть субъектом "частично". Если же слово "частично" используется как синоним "иногда", то мы получаем предыдущую ситуацию;

5) по способу обеспечения исполнения норм. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами МП, "надгосударство". Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами МП (индивидуально, коллективно, с помощью межгосударственных образований). В национальной системе за нормами права, так или иначе, стоит государство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...