Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа № 4. Первичный анализ сравнительных характеристик




Работа № 4. Первичный анализ сравнительных характеристик

(выполнить работу с использованием программного обеспечения Statistica или Excel, ответить на контрольные вопросы, оформить отчет в формате Word и файла ПО Statistica).

Цель работы: Ознакомиться с t-критерием, критерием Фишера.

Порядок работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом в учебных пособиях [2, С. 35-45; 4, С. 11-13];

2. Открыть (ввести) исходные данные (использовать данные из заданий 1 и 2 к п/р, см. ниже).

3. Выбрать начальную панель Basic Statistics/Tables в Statistics – ttest, independent by group.

4. Задать переменные

5. Вывести результаты сравнений в виде таблицы и графиков

6. Сформировать отчет, содержащий результаты;

7. Сохранить проект.

Проверочные задания

Задание 1:

При исследовании размеров раковин моллюсков рода Benedictia в двух выборках из разных мест озера Байкал были получены следующие данные (в мм):

первая выборка – 33, 35, 34, 36, 38, 33, 34, 35, 33, 32, 35;

вторая выборка – 35, 36, 33, 35, 35, 36, 33, 32, 30, 35, 33.

Определите по критерию Стьюдента – отличаются ли эти выборки, или же они принадлежат к одной совокупности?

Использовать уровень значимости α =0, 05. е.

Задание 2:

Проводились исследования с целью выяснить, влияет ли прием нифедипина (препарат, обладающий способностью расширять сосуды) на среднее артериальное давление (мм. рт. ст. ) после приема кокаина. После введения кокаина, собакам вводили физиологический раствор либо нифедипин. Были получены следующие данные:

физ. раствор – 156, 171, 133, 102, 129, 150, 120, 110, 112, 130, 105;

нифедипин – 73, 81, 103, 88, 130, 106, 106, 111, 122, 108, 99.

Влияет ли нифедипин на среднее артериальное давление?

Использовать уровень значимости α =0, 05..

Отчет по работе должен содержать:

Проект (файл ПО Statistica) и отчет (Word).

- исходных данных;

- результатов расчетов в виде таблицы и графиков.

Контрольные вопросы:

1. Для чего используется критерий Стьюдента?

2. Какие ограничения необходимо учитывать при использовании этого критерия??

Список литературы и источников

1. Биостатистика в примерах и задачах: Учебно-метод. пособие/ Койчубеков Б. К. и др. Алматы ТОО «Эверо», 2012. 80 с.

2. Мастицкий С. Э. Методическое пособие по использованию программы STAT1STICA при обработке данных биологических исследований. Мн.: РУП " Институт рыбного хозяйства". 76 с.

3. Сиделев С. И. Математические методы в биологии и экологии: введение в элементарную биометрию: учебное пособие / С. И. Сиделев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 140 с.

4. Спиридонов С. В. Статистические методы контроля и управления качеством. Учебное пособие. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2016. 42 с.

Практическая работа 5 (2 часа)

Количественная оценка влияния фактора

Задание к практической работе

1. Конспект по теме: Количественная оценка влияния фактора (письменно в тетрадях) [3, С. 111-132].

2. Выполнение задания по теме: Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа (прочитать теорию, с/р –выполнить задания, ответить на вопросы тестового контроля, оформить выполнение работы в формате Документ Word) [1, С. 51-55].

 

План темы

1. Сущность метода.

2. Базовая терминология дисперсионного анализа.

3. Условия применимости и основные этапы дисперсионного анализа.

4. Однофакторный дисперсионный анализ в среде MS EXCEL и в пакете STATISTICA.

5. Непараметрический однофакторный дисперсионный анализ.

Выполнение практической работы

Работа № 5. Дисперсионный анализ

(выполнить работу с использованием программного обеспечения Statistica или Excel, ответить на контрольные вопросы, оформить отчет в формате Word и файла ПО Statistica).

Цель работы: Ознакомиться с дисперсионным анализом.

Порядок работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом в учебном пособии [2, С. 45-57].

2. Выполнить дисперсионный анализ по данным задачи.

Измерялись размеры зерен. Выборка, содержащая 9570 элементов, разбитая на 10 одинаковых по величине интервалов, представлена таблицей.

Проверить гипотезу о нормальности распределения полученных измерений при уровне значимости α = 0, 05, приняв за параметры гипотетического распределения: математическое ожидание и дисперсию, их оценки, вычисленные по экспериментальным данным.

3. Вывести результаты сравнений в виде таблицы и графиков.

4. Сформировать отчет, содержащий результаты.

5. Сохранить проект.

Отчет по работе должен содержать:

Проект (файл ПО Statistica) и отчет (Word).

- исходных данных;

- результатов расчетов в виде таблицы и графиков.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется выборочная дисперсия для: а) простой выборки; б) сгруппированных данных? Что она характеризует?

2. В чем заключается цель дисперсионного анализа?

3. Что называется общей, факториальной и остаточной дисперсиями?

4. Какие бывают дисперсионные комплексы? Чем они характеризуются?

5. Как составляют однофакторный дисперсионный комплекс и вычисляют вспомогательные величины?

Список литературы и источников

1. Биостатистика в примерах и задачах: Учебно-метод. пособие/ Койчубеков Б. К. и др. Алматы ТОО «Эверо», 2012. 80 с.

2. Мастицкий С. Э. Методическое пособие по использованию программы STAT1STICA при обработке данных биологических исследований. Мн.: РУП " Институт рыбного хозяйства". 76 с.

3. Сиделев С. И. Математические методы в биологии и экологии: введение в элементарную биометрию: учебное пособие / С. И. Сиделев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 140 с.

4. Спиридонов С. В. Статистические методы контроля и управления качеством. Учебное пособие. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2016. 42 с.

Практическая работа 6 (2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...