Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства: задачи, структура, функции




Под социальной адаптацией (от лат. adaptation – приспособление) понимается процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), а также характерных для нее форм деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей).

Социальная адаптация существует в двух формах: активной, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т. е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивной, когда он не стремится к воздействию на нее.

Показателями успешной социальной адаптации являются: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (пример – удовлетворенность условиями работы или ее содержанием). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (к примеру, в случае текучести кадров или миграции), аномия и отклоняющееся поведение.

Успешность зависит от характеристик социальной среды и индивида. Поскольку социальная адаптация нередко ставит перед индивидом проблемы, которые он сам не в состоянии решить, она становится объектом социальной помощи и одной из задач социальной работы.

Бездомность - явление, существовавшее на всем протяжении существования человечества. Особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений. Оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Лиц без определенного места жительства только в Москве более 30 тыс.чел.

Общие причиныбездомности:

· недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

· безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

· малая доходность многих семей и отдельных граждан;

· социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

· слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Сами бездомные дают следующую информацию о причинах своего положения (1991 г.):

1. Выписан в связи с конфликтами в семье.

2. Нигде не берут на постоянную работу.

3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).

4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).

Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли. Большинство бездомных - одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран. В силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют реальную угрозу обществу, окружающим.

Следует указать, что бомжи не только лишены крыши над головой. Этот фактор сопровождается большим количеством социальных ущемлений, так или иначе связанных с жильем и регистрацией. Положение детей-бездомных особенно тягостно. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Социальные службы оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято постановление Правитель­ства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизованы в Центры социальной реабилитации. В ряде мест для этой категории людей действует специальный «телефон доверия».

Функции и основные направления деятельности социальных служб опосредуются рядом факторов. Содержание работы существенно зависит от категории, в которую может быть отнесен нуждающийся человек: учитывается возраст, образовательный ценз, возможность профессиональной реадаптации, состояние здоровья и подверженность алкоголизму, наркомании и токсикомании, срок дезадаптации, степень утраченности прошлых социальных связей, наличие родственников, способных оказать реальную помощь, наличие реального желания вернуться в общество и др.

 

 

10. Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями: структура, задачи, функции

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограни­ченными возможностями создаются в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду. При этом проводится комплекс медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

Программа реабилитации – это план совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специаль­ных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, под­ключая к процессу реабилитации разных специалистов. В программу реабилитации входит организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ре­бенка и его ближайшим окружением. Важнейшим элементом программы является мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярно­го обмена информацией между специалистом-куратором и родите­лями ребенка.

Важное направление в работе – работа с родителями. Можно наметить пять тактик работы с родителями.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

· социальный работник наносит визит семье и в ходе его: обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

· родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его: наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе;

· социальный работник организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, кон­сультацию с представителями службы миграции); предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами:

2. Опосредованная работа с конкретной семьей: запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха и др.;

3. Непосредственная работа с группой родителей: встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на бу­дущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому; организация специального курса для родителей по той или иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяс­нение их цели и смысла; организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представле­ния) с родителями и специалистами, ассоциации родите­лей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.), интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в мето­дическом кабинете или Уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним заня­тиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода наполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей и др.;

5. Развитие контактов между семьями: организация посещений опытных родителей семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; помощь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей; участие в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте; привлечение отцов к починке или наладке оборудования и др.;

Содержательные аспекты деятельности опосредуются характером проблем, с которыми сталкивается конкретная семья в процессе воспитания ребенка-инвалида. Например, очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей. В целом можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

 

11. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: структура, задачи, функции

 

Реабилитация (от лат. rehabilitatio – восстановление) – комплекс медицинских, социально-экономических, психолого-педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и личности. Социальная реабилитация несовершеннолетних направлена на социализацию их личности, адаптацию и реадаптацию к социальным условиям. Основной целью деятельности социально-реабилитационных центров заключаются в том, чтобы сделать ребенка или подростка способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, поскольку трудовая деятельность – не только необходимое социальное условие полноценного существования человека.

С начала 1992 года на базе приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений.

Центры социальной реабилитации разрабатывают программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, на выработку навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности, содействуют получению специальности и рабочего места, обеспечивают оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи.

Центры обеспечивают комплекс мероприятий медицинского характера, направленные на восстановление здоровья детей и подростков (дети, оказавшиеся в сложных социальных условиях, как правило, нездоровы); психологического характера, направленных на устранение проблем личностного развития (а нередко и различных психологических патологий и невротических состояний); педагогического характера (особенно, это относится к детям и подросткам с врожденными и приобретенными дефектами); организуют, в случае необходимости, юридическую помощь и защиту. Социально-реабилитационные центры также создают условия для профессионального определения дезадаптированных подростков.

Структура ЦСРН включает четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар. В частности, в задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

Постановление о необходимости социальной реабилитации ребенка или подростка выносит специальная комиссия.

Особой заботой центров являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. Подростки учатся правилам социальной жизни, корректируют жизненные ориентации, обретают внутренний личностный смысл нравственных, моральных и правовых нор­мах жизни. В некоторых центрах открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги, пункты помощи по вопросам семейных отношений, телефоны доверия и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...