Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические методы диагностики, используемые




В социальной работе

Широкое применение в социальной работе имеют различные диагностические методы и процедуры, первоначально разработанные в социологии (мы имеем в виду, прежде всего, методы конкретно-социологического исследования)[78]. Учебники и учебные пособия, адресованные студентам – будущим социальным работникам, подчеркивают внутреннюю близость данных отраслей научного знания и практики.

В то же время, отмечая близость указанных сфер, литературные источники указывают и на отсутствие их абсолютного тождества. Например, в книге «Основы социальной работы» указывается: «Признавая, с одной стороны, близость этих наук (имеется в виду социология и социальная работаЕ.А.), а с другой – их различия, надо видеть, прежде всего, их взаимосвязь, взаимообусловленность. При этом, учитывая в каждой науке органическое единство теории и практики, следует принимать в расчет существенную разницу их соотношения в социальной работе и социологии. Как бы ни рассматривали социологию в различных концепциях и школах, в любом случае она является более фундаментальной, теоретической по сравнению с социальной работой, функция которой как науки состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере как специфического вида деятельности.

Короче говоря, теоретическая социология выступает методологией по отношению к социальной работе (как и к другим конкретным общественным, социальным дисциплинам). Иными словами, она призвана помогать социальным работникам ориентироваться в том, в какой социальной среде ведется социальная деятельность (т.е. что собой представляет конкретное общество, в котором живут люди, его основные институты), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют те группы и слои, которые считаются социально слабо защищенными. Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология» [79].

Отсюда авторы делают вывод: социология, являясь по отношению к социальной работе методологической основой, сохраняет это значение практически для всех областей социальной работы, включая, разумеется, и диагностические методы и процедуры. Этот вывод базируется на представлении, что множество связей и отношений, существующих в обществе, обусловлены определенными социальными причинами, что настоятельно требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности.

Очевидно, что эффективность решений любой проблемы социального или социально-психологического характера во многом зависит от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения. Социальная диагностика дает управленческим органам необходимую информацию, на основе которой разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений.

Понятно, что охватить диагностикой весь массив интересующих социальные службы объектов (другими словами, – генеральную совокупность, подчас весьма многочисленную) нередко оказывается невозможно. Это требует значительных затрат времени и средств. Поэтому в настоящее время почти все социологические и социально-психологические исследования основываются в своих выводах на выборочных наблюдениях. В этих условиях для социальной работы важное значение имеет фактор репрезентативности получаемых в ходе социальной диагностики данных.

В социологии под термином «репрезентативность» (от франц. representatif – показательный) имеется в виду соответствие характеристик, полученных в результате выборочного социологического наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. В свою очередь, расхождение между указанными показателями представляет собой ошибку репрезентативности, которая может быть случайной или систематической.

В социальной диагностике метод выборочного наблюдения дает возможность судить о том, в каких пределах (социальных, возрастных, демографических и т.д.) будут «работать» социальные технологии, программы, методики, подходы, приемы, актуальны ли, репрезентативны ли они для генеральной совокупности, могут ли они быть экстраполированы [80] на генеральную совокупность или же должны быть ограничены определенными рамками? Поэтому выдвигается задача: обеспечить объективность данных при анализе некоторой части генеральной совокупности (то есть выборочной совокупности). Как правило, это требование достигается за счет квотного моделирования выборочной совокупностью генеральной совокупности.

Нужно, с другой стороны, подчеркнуть, что проблема формирования выборочной совокупности в социальной диагностике отягощена рядом сложностей. Одна из важнейших – часто бывает трудно, а иногда и невозможно установить: какие из признаков (социальных, социально-демографических, социально-психологических и т.д.) должны репрезентировать генеральную совокупность в выборке? Это во многом является следствием недостаточной разработанности проблемы моделирования выборкой всего массива: до сих пор неясно, каким образом (прямо и непосредственно или опосредованно) различные признаки влияют на социальную ситуацию? Часто оказывается невозможным учесть весь спектр свойств и качеств социального объекта, потенциально способных участвовать в моделировании генеральной совокупности. Поэтому речь может идти только о тех характеристиках, которые наиболее существенны для решения поставленных в конкретном социальном проекте задач. Вот почему, учитывая некоторую ограниченность выборки, в каждом отдельном социальном проекте следует оговорить пределы, в рамках которых интерпретируются его результаты.

С процедурной точки зрения при формировании выборки обычно имеют место следующие этапы:

1. Намечаются основные критерии и структура выборки на основе анализа исследовательских гипотез [81]. В этом случае выборка должна точно (в процентном отношении, то есть по квотам) моделировать социальную структуру генеральной совокупности.

2. На основе математического анализа или логических посылов устанавливается минимально достаточное количество участников выборки.

3. В соответствии с составленной моделью подбираются объекты диагностики. Модель «наполняется» живым, реальным содержанием.

Рассмотрим некоторые из методов социальной диагностики.

По оценкам ряда авторов, интервью является одним из самых универсальных методов сбора информации. Выделяют два типа интервью: свободное (то есть жестко не ограниченное ни во временном отношении, ни по содержанию) и формализованное (то есть имеющее четкие инструкции, заранее сформулированные вопросы и – в ряде случаев – варианты ответов). Указанные выше источники отмечают, что информационная эффективность интервью сильно зависит от степени его предварительной проработки. Причем, это относится и к человеку, у которого берут интервью и к социальному работнику, который должен заранее разработать схему разговора, определить – какую информацию, в каком объеме и от какого респондента он может и должен получить. Как мы уже отмечали в разделе нашей работы, посвященном психологическим методам диагностики, существенное значение имеет способ фиксации получаемой информации. Записи по ходу интервью (включая и технические средства) нередко настораживают клиента, ведут к разнообразным искажениям информации, разрушению атмосферы доверительности. А откладывание интервьюером фиксации информации на более поздний срок неизбежно связано с процессами забывания и увеличение доли ее субъективности.

Анкетирование предназначено для получения социально значимой информации при помощи при помощи опроса большого массива. Встречаются следующие классификации вопросов анкеты: по назначению, по форме и по содержанию.

В свою очередь, по назначению вопросы анкет подразделяются на основные, вводные, переходные, фильтрующие, контрольные. Основные вопросы направлены на получение главной информации. Вводные вопросы «подготавливают почву» для работы опрашиваемым, их задача – установить контакт с опрашиваемым. Переходные вопросы представляют собой своеобразные мостики между различными разделами анкеты. Фильтрующие вопросы призваны выявить компетентность опрашиваемого в изучаемом вопросе. Контрольные вопросыставят целью проверку достоверности сведений, получаемых в опросе.

Вопросы анкеты (так же как и тесты в психологических диагностических методиках) могут быть открытыми, то есть предусматривающими свободное высказывание опрашиваемых на предлагаемую тему. Такая форма, конечно, позволяет достаточно подробно ознакомиться с мнением клиента, с его индивидуальной детализацией. С другой стороны, в случае охвата большого количества респондентов открытая форма вопросов осложняет обработку результатов, их формализацию. Закрытая форма предполагает включение в текст анкеты возможных вариантов ответов, из которых опрашиваемые выбирают наиболее полно отражающие их позицию. Полузакрытая форма как бы синтезирует описанные выше: в текст анкеты помещаются заготовки ответов, которые может выбрать участник опроса, но, кроме того, ему предоставляется возможность высказать непредусмотренное или же более развернутое мнение.

По содержанию вопросы анкеты подразделяются на фактологические, вопросы о духовной деятельности, вопросы о личности опрашиваемого. Фактологические вопросы, как правило, связаны с теми формами поведения людей, которые так или иначе могут быть зафиксированными другими исследовательскими методами или содержаться в статистических источниках.

Например, фактологическими по существу являются вопросы, направленные на изучение процессов деятельности: сколько часов в неделю Вы затрачиваете на посещение магазинов?; условий деятельности: достаточно ли оборудовано Ваше рабочее место?; результатов деятельности: соответствует ли Ваша заработная плата Вашей квалификации?

Важное значение в социальной диагностике имеют вопросы о духовной деятельности, в частности, о планах и намерениях опрашиваемого, об оценках опрашиваемым различных социальных явлений, об эмоциональных переживаниях респондента в связи с определенными социальными обстоятельствами или ожиданиями.

Большинство анкет содержат вопросы, направленные на характеристику социальной сути опрашиваемых. Это, например, вопросы социально-демографического плана (собираются данные о возрасте, образовании, месте жительства, семейно положении и др.), вопросы об условиях жизни (имеете ли вы квартиру, дом, собственную комнату, телефон, компьютер?), вопросы о психологических особенностях личности (умеете ли вы быстро переключаться с одного вида работы на другой?).

Иногда с целью общей оценки социального потенциала или анализа степени компетентности опрашиваемого в интересующем составителей вопросе в анкету включаются тест-вопросы, задача которых выявить знания респондента об окружающем мире или о конкретной отрасли социальной практики. В конце анкеты социологи рекомендуют дать возможность респонденту высказать свои предложения и пожелания в свободной форме.

Теория и практика конкретно-социологических исследований убедительно показывает, что целесообразно группировать вопросы анкеты в блоки. Здесь мы можем сослаться на технику «постадийного развертывания вопросов» крупного американского социолога Г. Гэллапа. Он рекомендовал организовать анкету таким образом, чтобы исследуемая проблема рассматривалась в некоторой последовательности. Вначале ученый предлагал ставить вопросы фильтрующего характера, которые позволяют выявить степень осведомленности опрашиваемого в проблеме (в самом деле, для качественного анализа важно, размышлял ли вообще респондент в интересующем социального работника направлении). Затем должны быть заданы вопросы, направленные на выяснение общего отношения опрашиваемого к проблеме, причем, Г. Гэллап считал, что эти вопросы целесообразно задавать в открытой форме. Следующий набор вопросов предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы и использует закрытую форму. Четвертый раздел призван помочь осветить причины взглядов опрашиваемого на проблему (автор рекомендует задавать эти вопросы в полузакрытой форме). И, наконец, пятый раздел имеет целью установление силы, интенсивности взглядов респондента.

Мы должны отметить, что автор этой концепции отнюдь не настаивал на жесткой схеме разворачивания вопросов. Наоборот, он полагал, что возможна и своеобразная «экономия места и времени», а значит, наличие неполной схемы, что определятся целым рядом дополнительных обстоятельств, в том числе и экономического плана.

В прикладной социологии считается, что не существует таких качественных признаков социальных объектов, которые нельзя измерить со стороны их временной, пространственной протяженности, интенсивности, повторяемости. Но, как правило, измеряются не сами по себе объекты, а их свойства, которым приписываются числовые системы (в социологии эта процедура получила название квантификации). При этом чаще всего используются разнообразные шкалы.

Наиболее широко используются шкалы наименований, которые фиксируют качественные признаки социальных объектов (например, профессиональную подготовку по номинациям); порядковые, устанавливающие последовательность качественных признаков по критерию «больше – меньше» (однако при этом отсутствует четкое представление о шаге, разделяющем две позиции на шкале); интервальные,устанавливающие определенный шаг между позициями шкалы; отношений, сначала определяющие нейтральную позицию в отношениях, а затем фиксирующие положительное и отрицательное плечо в возможных отношениях респондентов к социальным объектам.

При использовании шкал важной операцией является операция сравнения, строго говоря, – неотъемлемая для практически любой диагностики. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, ценности духовного порядка, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от некоторого стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

Разумеется, вышеперечисленные методы далеко не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов социальной диагностики. Кроме охарактеризованных, здесь находят применение метод экспертов, ранжирование (рейтинг), разнообразные виды анализа документов (например, формализованный или, говоря иначе, контент-анализ), методы статистической обработки количественных результатов (в частности, вычисления средней арифметической, моды, медианы, дисперсии, корреляционный и факторный анализы). Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности социальной диагностики, а значит, для эффективности социальной работы в целом и грамотности принимаемых в этой сфере решений.

 

Раздел 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...