Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретический фундамент массовой коммуникации




С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Теория коммуникации: основные понятия и идеи

Классификация теорий

Нормативные модели

Авторитарная теория

Либертарианская теория

Теория социальной ответственности

Советская коммунистическая теория

Теория для медиа периода развития

Теория демократического участия

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Глава 2. НАЧАЛА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Теории массового общества и пропаганды

Теория «магической пули»

Концепции пропаганды

Изучение эффектов коммуникации

Концепция лидеров мнения

Изменения установок

Селективные процессы

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структурно-функциональный подход

Теория диффузии инноваций

Феноменологическая теория

Элитарный плюрализм

Теории социального научения

Катарсис

Социальное научение

Теории активной аудитории

Обретение пользы и удовлетворения

Теории заговора и медиазависимости

Выстраивание приоритетов

Спираль молчания

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Глава 4. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КУЛЬТУРА

Культурологический анализ

Символический интеракционизм

Теория ритуала

Социальное конструирование реальности

Анализ фреймов

Теория культивации

Критические традиции

Неомарксистские теории

Франкфуртская школа

Британские культурные исследования

Анализ новостей

Методы изучения новостей

Новости как дискурс

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Глава 5. КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ

Торонтская школа

«Медиагуру»

Примат информации

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Глава 6. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Исследования новых медиа

Новые подходы

Компьютерная коммуникация

Теории и концепции

Современные тенденции в массовой коммуникации

Глобализация

Демассовизация

Конгломерация

Конвергенция

Концепция «интерактивного общества»

Особенности аудитории многоканальной медиасреды

Журналистика в контексте новых медиа

Журналистика «сиюминутности»

Онлайновая журналистика

Резюме

Вопросы для обсуждения

Литература

Заключение

Словарь терминов

 

Введение

 

Под массовой коммуникацией традиционно понимается процесс передачи или распределения информации или других форм сим­волического содержания обширной, разнородной и географичес­ки рассеянной аудитории, тогда как масс-медиа означают средства передачи этого материала. Несмотря на определенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Изучение массовой коммуникации является частью более ши­рокой области исследований человеческой коммуникации, в ко­торой можно выделить разные типы на основе различных призна­ков. Один из вариантов стратификации — по уровню социально обусловленной масштабности общения. С этой точки зрения мас­совую коммуникацию можно считать вершиной пирамиды, в ко­торой сходятся цели и функции коммуникативной деятельности социальных структур разного масштаба — организационной, груп­повой, межличностной и т.п.

История изучения массовой коммуникации богата и разнооб­разна. Более полувека она является предметом самостоятельных ис­следований, а в составе других дисциплин ее изучают уже около ста лет. Проблематика исследований расширялась по мере изобре­тения и распространения новых способов передачи информации. После книг, газет и журналов пришли радио, эфирное ТВ, ка­бельное ТВ и спутниковое вещание, а теперь Интернет. Распрост­ранение новых технологий ставит перед наукой задачу выявить их значение для общества и существующих масс-медиа.

Масс-медиа являются объектом изучения множества научных сообществ, которые придерживаются иногда прямо противопо­ложных взглядов. Как следствие, возник широкий диапазон тео­рий — от концепции массового общества до идеи «глобальной де­ревни». Часто разработка теории начинается с простого перечис­ления надежд и опасений, порождаемых средствами массовой коммуникации, а затем проводят исследования, результаты которых подвергают критическому анализу. Некоторые теории вызывают широкий общественный резонанс, так случилось, когда Маршалл Маклюэн объявил, что «средство коммуникации есть сообщение». Но чаще всего интерес к ним ограничивается университетами, правительственными учреждениями, исследователями из медиа-индустрии и общественными объединениями. Например, разные теории телевизионного насилия породили серьезные дискуссии в широких общественных и научных кругах.

За все время изучения массовой коммуникации появилось не­мало ярких концепций, правильность которых не была впослед­ствии подтверждена научной проверкой или которые пользова­лись поддержкой научного сообщества непродолжительный пери­од. Тем не менее они сохраняют свое значение в качестве вех в истории, а некоторые все еще используются медиапрактиками и поэтому достойны хотя бы упоминания, ведь общеизвестно, что нельзя адекватно оценить существующие теории, не зная предше­ствующих.

Если люди что-то и узнали о массовой коммуникации за почти вековой период, это то, что медиа не являются той демонической силой, которая неизбежно вызывает общественные и личные катас­трофы. Медиа не создают диванных лежебок и не организуют массо­вые политические демонстрации, не являются они и благородными агентами прогрессивных преобразований. Сама по себе медиатехнология не способна начать полезные реформы, но может дополнять и усиливать действия индивидов и групп, способствуя быстрым и глу­боким социальным изменениям в широком масштабе. Теории и кон­цепции массовой коммуникации не должны вызывать страх или внушать оптимизм, их задача — служить инструментом понима­ния и эффективного использования технологии.

Каждый из периодов в истории исследования массовой ком­муникации характеризуется наличием одного или двух главенству­ющих взглядов на роль медиа, часто диаметрально противополож­ных. Смена эпох происходит вследствие падения влияния ведущих идей, роста популярности новых концепций и пересмотра роли медиа. В последние десятилетия количество и разнообразие комму­никационных теорий сильно выросло. Одни теории пытаются объяс­нить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество. Другие же трактуют использование и роль масс-медиа более узко, на уровне индивида.

История российских исследований в области теории массовой коммуникации распадается на два периода — советский и постсо­ветский. Для первого характерен определенный уклон в сторону изучения масс-медиа как средств пропаганды и агитации, при этом результаты и выводы западных ученых подвергались разгромной критике и полностью отрицались. Показательно, что именно в период застоя у нас утверждается понятие «средства массовой ин­формации и пропаганды» (СМИиП) — до этого обходились без обобщающего названия прессы, радио и телевидения. По мере роста неуправляемости советского общества (правящая элита не могла больше обеспечить рост производства посредством экономических стимулов) огромная роль стала отводиться прямому идеологичес­кому принуждению. Понятие «коммуникация», предполагающее диалогичность, многообразие общения, связей в обществе, исхо­дит из плюрализма мнений, в то время как СМИиП по определе­нию были запрограммированы на идеологическую автаркию, на вертикальное идейно-психологическое воздействие. Поэтому оте­чественные исследователи занимались в основном изучением про­пагандистского потенциала масс-медиа.

Эта однобокость, подчиненность классово-партийным инте­ресам мешала коммуникационным исследованиям развиваться вглубь и вширь, по сути они сводились к острокритическому «раз­носу» западных теорий и гипотез. Коммуникационные изыскания обслуживали идеологию, которая господствовала в обществе и про­тивопоставлялась западным. Наука в целом выполняла социальный заказ и была нацелена на отстаивание преимуществ советской си­стемы. Любая попытка, даже самая поверхностная, проанализиро­вать и подать в положительном свете зарубежный опыт в области изучения масс-медиа воспринималась по меньшей мере с подо­зрением. Однако в некоторых работах того времени под идеологи­ческим налетом скрывался глубокий анализ социальных, психо­логических и культурологических аспектов явлений и процессов массовой коммуникации.

Процесс освоения в России ушедшей далеко вперед на Западе теоретической мысли в области масс-медиа идет чрезвычайно мед­ленно и осторожно. И тем не менее ситуация в этой сфере меняет­ся к лучшему. Теперь уже не вызывает сомнения то, что накоплен­ный за рубежом богатый опыт изучения массовой коммуникации является частью общечеловеческого наследия. Главные, магистраль­ные концепции, дополненные важными теоретическими откры­тиями отечественных ученых, составят фундамент российской школы коммуникационных исследований.

В книге рассматриваются в основном американские и британс­кие концепции и теории, которые самым непосредственным об­разом касаются масс-медиа и массовой коммуникации и выдержа­ли испытание временем. Они прочно вошли в научный обиход и обрели статус классических — например, теории двухступенчато­го потока информации, диффузии инноваций или когнитивного диссонанса. Большинство из них родились в недрах таких научных дисциплин, как философия, антропология, психология, социо­логия и т.д., вместе с тем масс-медиа присущи уникальные аспек­ты, изучением которых занимается рождающееся на наших глазах самостоятельное ответвление науки о коммуникации — коммуникативистики (или из-за отсутствия устоявшегося термина — комуникологии). Несколько десятилетий назад великий теоретик мас­совой коммуникации Уилбур Шрамм, подчеркивая, что пресса, радио и телевидение остаются объектом междисциплинарных ис­следований, «великим перекрестком, где многие проходят, но лишь немногие оставляют след», первым заговорил о «науке коммуни­каций». Но по мере роста семейства масс-медиа, когда стали рель­ефнее прослеживаться их родственные узы и специфические чер­ты («газетность», «радийность», «телевизионность»), исследова­тели, каких бы школ и направлений они ни придерживались, единодушно признали существование у всех средств массовой ком­муникации (СМК) единого теоретического фундамента. Читатель сам может судить, сколь широк сегодня научный инструментарий новой дисциплины и насколько велик ее потенциал.

В конце XX и начале XXI в. внимание исследователей привле­кает компьютерная коммуникация, следствием чего является не только множество оригинальных идей, но и пересмотр традици­онных понятий и дефиниций и поиск новых подходов к изучению старых медиа. Вступление человечества в информационную эру стимулировало появление школ коммуникационных исследований в разных странах и регионах мира. Будущее покажет, какие из ны­нешних идей, концепций и теорий докажут свою жизнеспособ­ность и войдут в золотой фонд науки о коммуникациях. Как гово­рится, большое видится на расстоянии.

Автор не претендует на полноту анализа этой сложной и увле­кательной темы, однако выражает надежду, что ему удалось пред­ставить, хотя бы схематично, основные этапы формирования тео­рии массовой коммуникации.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Классификация теорий

 

Представить даже в самом общем виде наиболее значительные теории массовой коммуникации и предложить способ их классифи­кации и корреляции друг с другом сложно из-за того, что диапазон функций медиа велик, разброс возможных точек зрения широк, а многие из существующих теорий, по мнению Дениса Маккуэйла, просто несовместимы, не завершены и неадекватны 1. Практически невозможно предложить одну, общую теорию, которая бы объясня­ла происходящее и предсказывала эффекты, и все же, он предлагает начать с построения единой всеобъемлющей структуры, включаю­щей основные процессы и связи. Это, несомненно, позволит выра­ботать определенный взгляд на массовую коммуникацию, но от­нюдь не исключает теоретические альтернативы.

Данная структура базируется на следующих исходных предпо­сылках. Во-первых, медиа институты заняты производством, вос­производством и распределением знаний в самом широком смыс­ле, набором символов, содержащих смысловую ссылку на опыт в общественном мире. Эти знания позволяют людям осмыслить опыт, сформировать представление о нем, пополнить запас сведений о прошлом и осознать современность. Вместе взятые масс-медиа отличаются от других институтов знаний (например, искусст­ва, религии, науки, образования и т.д.) в нескольких отношениях:

♦ они выполняют функцию общего носителя знаний разного рода — также и от имени других институтов;

♦ они действуют в общественной сфере, в принципе доступ­ны для всех членов общества на открытой, добровольной, неспецифической и недорогой основе;

♦ в принципе отношения между отправителем и получателем сбалансированы и равны;

♦ медиа охватывают больше людей, чем другие институты, ив течение большего времени, «принимая эстафету» от первоначального влияния школы, родителей, религии и т.д.

Второе основополагающее предположение заключается в том, что масс-медиа, как следует из одного из значений этого слова, выступают в роли медиатора между объективной общественной реальностью и личным опытом. Есть несколько способов реализа­ции данной медиации, они различаются, в частности, по степени и виду деятельности, предназначения, интерактивности и эффек­тивности. Медиация может означать многое: от прямой связи од­ного с другим, переговоров до контроля одного другим. Эти вари­ации можно передать следующими образами коммуникации, вы­ражающими различные аспекты процесса связывания нас с «реальностью». Попеременно СМК — это:

окно в опыт, которое расширяет наше видение, позволяет нам увидеть происходящее собственными глазами, без по­стороннего вмешательства или предвзятости;

интерпретатор, который объясняет и растолковывает раз­розненные и непонятные события;

платформа или носитель информации и мнения;

звено, обеспечивающее разного рода двустороннюю связь между источниками и получателями;

указатель, который навязывает путь, показывает направление и выдает команды;

фильтр, который выделяет те части опыта, которые заслуживают особого внимания, и игнорирует другие аспекты опыта, намеренно и систематически или нет;

зеркало, в котором общество видит свое отражение обычно с определенным искажением, поскольку СМК выделяют то, что люди хотят видеть в своем обществе, и иногда то, что они хотят наказать или подавить;

ширма или барьер, который скрывает правду в целях пропа­ганды или увода от реальности.

Если теорию рассматривать «не как систему законоподобных предположений, а как комплекс идей различного статуса и про­исхождения, которые способны объяснить или истолковать любое явление», то, опираясь на классификацию, предложенную Макуэйлом, можно выделить, по меньшей мере, четыре типа теорий, имеющих дело с массовой коммуникацией.

Первый тип — свод нормативных теорий (по существу, ответв­ление социальной философии), описывающих, как медиа должны вести себя, чтобы блюсти конкретные общественные ценности или стремиться к ним, и какова, разумеется, природа этих ценностей. Этот тип теории крайне важен, поскольку играет большую роль в формировании институтов масс-медиа и оказывает существенное влияние на те надежды, которые возлагает на массовые коммуни­кации их собственная аудитория и другие общественные органи­зации и деятели.

Во-вторых, это общественно-научные теории, общие рассужде­ния о природе, функционировании и эффектах массовой комму­никации на основе систематического и по мере возможности объек­тивного наблюдения с использованием данных о средствах массо­вой коммуникации и зачастую со ссылкой на другие компоненты общественно-научной теории.

В-третьих, набор знаний, отчасти тоже нормативных, но одно­временно и практических, созданных и поддерживаемых самими практиками масс-медиа. Это — функциональные теории, так как они определяют смысл деятельности масс-медиа, описывают, как нуж­но работать, чтобы соответствовать более абстрактным принципам общественной теории, а также показывают, как добиться конкрет­ных целей. Один набор идей касается техники, другой — состоит из традиций, форм профессиональной практики, норм поведения, чисто эмпирических правил, регулирующих функционирование индустрии масс-медиа и обеспечивающих ее устойчивую работу.

Теория практична, поскольку она помогает ответить на такие вопросы, как: что удовлетворит аудиторию, что будет эффективно, что можно считать новостью, какова в каждом конкретном случае ответственность журналиста или средства коммуникации? Эти идеи не всегда осознаются, но составляют незаменимую ос­нову фактического осуществления массовой коммуникации, и они часто обнаруживаются в исследованиях масс-медиа.

Наконец, есть знания, которые, как кажется, совсем нельзя назвать благородным именем теории, но которые тоже вездесущи, влиятельны и часто встречаются в исследованиях массовых комму­никаций. Это то, что можно отнести к теории здравого смысла, т.е. те знания (и идеи), которые есть у каждого индивида благодаря непосредственному опыту как члену аудитории. У каждого читате­ля газеты или телезрителя есть своя собственная «теория» или, другими словами, набор представлений о конкретном средстве ком­муникации: что это такое, чем оно хорошо или плохо, как вписы­вается в его повседневную жизнь, как его следует «читать», каков его скрытый смысл и как оно соотносится с другими аспектами общественной жизни. Этот сложный набор персональных ассоциа­ций и идей обеспечивает стабильность отношениям людей к медиа и приносит им удовлетворение.

Подобные теории здравого смысла обычно не формулируют­ся, но на них базируется ряд основных понятий о медиа (а также о жанрах и форматах медиа). Кроме того, именно в них обнаружива­ется множество норм и стандартов, регулирующих использование медиа аудиторией, а также мнения о средствах массовой комму­никации, которые могут оказывать влияние на планирование ме­диа и выработку общественной политики в области медиа.

При изучении массовой коммуникации нельзя обойтись без множества других теорий, вместе с тем ей присущи уникальные аспекты, требующие самостоятельного ответвления коммуника­ционной теории. Она должна быть скорее социологической, неже­ли психологической, и более нормативной, чем теория, относя­щаяся к микропроцессам коммуникации (например, обучение, восприятие, кодирование текстов) и потому требующая более высокой точности, универсальности и степени предсказуемости.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуни­кационных теорий неуклонно растет. Теория медиа становится бо­лее или менее самостоятельной областью общественно-научной мысли. Массовая коммуникация является предметом изучения широкого круга наук — истории и антропологии, социологии и психологии, философии и литературоведения.

1 McQuail D. Op. cit. P. 51.

Классификация теорий

 

Представить даже в самом общем виде наиболее значительные теории массовой коммуникации и предложить способ их классифи­кации и корреляции друг с другом сложно из-за того, что диапазон функций медиа велик, разброс возможных точек зрения широк, а многие из существующих теорий, по мнению Дениса Маккуэйла, просто несовместимы, не завершены и неадекватны 1. Практически невозможно предложить одну, общую теорию, которая бы объясня­ла происходящее и предсказывала эффекты, и все же, он предлагает начать с построения единой всеобъемлющей структуры, включаю­щей основные процессы и связи. Это, несомненно, позволит выра­ботать определенный взгляд на массовую коммуникацию, но от­нюдь не исключает теоретические альтернативы.

Данная структура базируется на следующих исходных предпо­сылках. Во-первых, медиа институты заняты производством, вос­производством и распределением знаний в самом широком смыс­ле, набором символов, содержащих смысловую ссылку на опыт в общественном мире. Эти знания позволяют людям осмыслить опыт, сформировать представление о нем, пополнить запас сведений о прошлом и осознать современность. Вместе взятые масс-медиа отличаются от других институтов знаний (например, искусст­ва, религии, науки, образования и т.д.) в нескольких отношениях:

♦ они выполняют функцию общего носителя знаний разного рода — также и от имени других институтов;

♦ они действуют в общественной сфере, в принципе доступ­ны для всех членов общества на открытой, добровольной, неспецифической и недорогой основе;

♦ в принципе отношения между отправителем и получателем сбалансированы и равны;

♦ медиа охватывают больше людей, чем другие институты, ив течение большего времени, «принимая эстафету» от первоначального влияния школы, родителей, религии и т.д.

Второе основополагающее предположение заключается в том, что масс-медиа, как следует из одного из значений этого слова, выступают в роли медиатора между объективной общественной реальностью и личным опытом. Есть несколько способов реализа­ции данной медиации, они различаются, в частности, по степени и виду деятельности, предназначения, интерактивности и эффек­тивности. Медиация может означать многое: от прямой связи од­ного с другим, переговоров до контроля одного другим. Эти вари­ации можно передать следующими образами коммуникации, вы­ражающими различные аспекты процесса связывания нас с «реальностью». Попеременно СМК — это:

окно в опыт, которое расширяет наше видение, позволяет нам увидеть происходящее собственными глазами, без по­стороннего вмешательства или предвзятости;

интерпретатор, который объясняет и растолковывает раз­розненные и непонятные события;

платформа или носитель информации и мнения;

звено, обеспечивающее разного рода двустороннюю связь между источниками и получателями;

указатель, который навязывает путь, показывает направление и выдает команды;

фильтр, который выделяет те части опыта, которые заслуживают особого внимания, и игнорирует другие аспекты опыта, намеренно и систематически или нет;

зеркало, в котором общество видит свое отражение обычно с определенным искажением, поскольку СМК выделяют то, что люди хотят видеть в своем обществе, и иногда то, что они хотят наказать или подавить;

ширма или барьер, который скрывает правду в целях пропа­ганды или увода от реальности.

Если теорию рассматривать «не как систему законоподобных предположений, а как комплекс идей различного статуса и про­исхождения, которые способны объяснить или истолковать любое явление», то, опираясь на классификацию, предложенную Макуэйлом, можно выделить, по меньшей мере, четыре типа теорий, имеющих дело с массовой коммуникацией.

Первый тип — свод нормативных теорий (по существу, ответв­ление социальной философии), описывающих, как медиа должны вести себя, чтобы блюсти конкретные общественные ценности или стремиться к ним, и какова, разумеется, природа этих ценностей. Этот тип теории крайне важен, поскольку играет большую роль в формировании институтов масс-медиа и оказывает существенное влияние на те надежды, которые возлагает на массовые коммуни­кации их собственная аудитория и другие общественные органи­зации и деятели.

Во-вторых, это общественно-научные теории, общие рассужде­ния о природе, функционировании и эффектах массовой комму­никации на основе систематического и по мере возможности объек­тивного наблюдения с использованием данных о средствах массо­вой коммуникации и зачастую со ссылкой на другие компоненты общественно-научной теории.

В-третьих, набор знаний, отчасти тоже нормативных, но одно­временно и практических, созданных и поддерживаемых самими практиками масс-медиа. Это — функциональные теории, так как они определяют смысл деятельности масс-медиа, описывают, как нуж­но работать, чтобы соответствовать более абстрактным принципам общественной теории, а также показывают, как добиться конкрет­ных целей. Один набор идей касается техники, другой — состоит из традиций, форм профессиональной практики, норм поведения, чисто эмпирических правил, регулирующих функционирование индустрии масс-медиа и обеспечивающих ее устойчивую работу.

Теория практична, поскольку она помогает ответить на такие вопросы, как: что удовлетворит аудиторию, что будет эффективно, что можно считать новостью, какова в каждом конкретном случае ответственность журналиста или средства коммуникации? Эти идеи не всегда осознаются, но составляют незаменимую ос­нову фактического осуществления массовой коммуникации, и они часто обнаруживаются в исследованиях масс-медиа.

Наконец, есть знания, которые, как кажется, совсем нельзя назвать благородным именем теории, но которые тоже вездесущи, влиятельны и часто встречаются в исследованиях массовых комму­никаций. Это то, что можно отнести к теории здравого смысла, т.е. те знания (и идеи), которые есть у каждого индивида благодаря непосредственному опыту как члену аудитории. У каждого читате­ля газеты или телезрителя есть своя собственная «теория» или, другими словами, набор представлений о конкретном средстве ком­муникации: что это такое, чем оно хорошо или плохо, как вписы­вается в его повседневную жизнь, как его следует «читать», каков его скрытый смысл и как оно соотносится с другими аспектами общественной жизни. Этот сложный набор персональных ассоциа­ций и идей обеспечивает стабильность отношениям людей к медиа и приносит им удовлетворение.

Подобные теории здравого смысла обычно не формулируют­ся, но на них базируется ряд основных понятий о медиа (а также о жанрах и форматах медиа). Кроме того, именно в них обнаружива­ется множество норм и стандартов, регулирующих использование медиа аудиторией, а также мнения о средствах массовой комму­никации, которые могут оказывать влияние на планирование ме­диа и выработку общественной политики в области медиа.

При изучении массовой коммуникации нельзя обойтись без множества других теорий, вместе с тем ей присущи уникальные аспекты, требующие самостоятельного ответвления коммуника­ционной теории. Она должна быть скорее социологической, неже­ли психологической, и более нормативной, чем теория, относя­щаяся к микропроцессам коммуникации (например, обучение, восприятие, кодирование текстов) и потому требующая более высокой точности, универсальности и степени предсказуемости.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуни­кационных теорий неуклонно растет. Теория медиа становится бо­лее или менее самостоятельной областью общественно-научной мысли. Массовая коммуникация является предметом изучения широкого круга наук — истории и антропологии, социологии и психологии, философии и литературоведения.

1 McQuail D. Op. cit. P. 51.

Нормативные модели


Авторитарная теория
Либертарианская теория
Теория социальной ответственности
Советская коммунистическая теория
Теория для медиа периода развития
Теория демократического участия

Движущими силами теоретизирования в области массовой ком­муникации были и остаются поиски ответов на кардинальные воп­росы о потенциальных достоинствах и недостатках медиатехнологий, формах их контроля или регулирования, позволяющих наи­лучшим образом реализовать их достоинства и свести к минимуму недостатки, а также о том, как медиа могут служить демократи­ческому и мультикультурному обществу.

Эти проблемы оказывались причиной постоянных дебатов и разногласий в течение прошлого столетия. Большинство теорий предлагают пути решения одной или нескольких из них.

С появлением новых форм медиатехнологии старые вопросы снова появляются в повестке дня и требуют новых ответов. В после­днее время видеоигры и видеомагнитофоны вызвали к жизни спо­ры, которые раньше велись по поводу бульварной прессы, деше­вых романов и фильмов. Появление кабельного телевидения по­влекло за собой столь же бурные дебаты, как некогда эфирного телевидения, а до него — радио. Эти дискуссии не новы. Они воз­никают регулярно и предсказуемо каждый раз, когда появляются новые медиа.

Теории, которые принято называть нормативными, имеют дело с представлениями о том, «как медиа должны работать или чего от них ждут» 1. Нормативные теории описывают, какие роли медиа должны играть в идеале, рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят идеальные последствия.

Хотя каждое национальное общество придерживается собствен­ной подробно разработанной и четко сформулированной версии нормативной теории, существует свод (или своды) более общих принципов, на основе которых можно классифицировать любой конкретный случай. Каждая из основных теорий, обсуждаемых ниже, вполне очевидно связана с конкретной формой политичес­кой системы и государственного правления.

Следует отметить, что фактически ни одна медиасистема не руководствуется какой-то одной, «чистой» теорией прессы, равно как и практика не всегда точно следует той теории, которая кажется наиболее подходящей. В большинстве систем взаимодейству­ют разные (порой даже несовместимые) элементы из различных теорий. О том, какая нормативная теория главенствует в данный момент, можно судить весьма условно: по компонентам правящей идеологии, а также иногда по указам, законам и конституцион­ным решениям.

Предпринятая Фредериком Сибертом, Теодором Питерсоном и Уилбуром Шраммом в 1956 г. первая попытка компаративного описания основных теорий прессы — авторитарной, либертарианской, советской коммунистической и социальной ответственнос­ти — до сих пор является наиболее полной 2. Почти в каждой статье и книге, имеющей отношение к философской основе журналис­тики, содержатся ссылки на книгу этих авторов, комментарий на нее или цитаты из нее.

О ценности предложенных теорий судят не по тому, насколько идеально они описывают различные политические системы, а как точно они указывают, какое место масс-медиа занимают в том или ином обществе. Скажем, было бы ошибкой считать теории Сиберта бесполезными только потому, что его советская модель не совсем соответствует современным условиям функционирова­ния российских медиа.

Однако последние политические изменения в мире не оправ­дали его ожидания. Наиболее существенно ситуация изменилась в странах Восточной Европы. После падения «железного занавеса» и развала Советского Союза бессмысленно говорить о советской ком­мунистической теории, но она в определенной мере отражает ус­ловия деятельности СМК в современном Китае, Северной Корее и на Кубе. Три другие модели тоже тесно связаны с политически­ми идеологиями своего века, как объяснял сам Сиберт. Следова­тельно, потенциальная слабость этого подхода становится очевид­ной, когда роль выбранной политической системы уменьшается. В качестве недостатка концепции Сиберта также указывается на игнорирование самого важного участника процесса передачи по­литической информации — аудитории — и рассмотрение двух сто­рон: средства коммуникации и правительства.

Слабости использованного Сибертом метода «глобальной типологизации», исключившего различия между многочисленными системами прессы, стали очевидными в конце 1960-х годов. В это время Эверет Роджерс и другие исследователи начали изучать ком­муникационные системы стран «третьего мира». Первая модель си­стем масс-медиа в развивающихся странах появилась в 1980 г., когда свой доклад представила Международная комиссия ЮНЕС­КО по исследованию коммуникационных проблем.

В том, что подход Сиберта страдает не только упрощенностью, но и предвзятостью, убедились исследователи международных мо­делей масс-медиа. Они утверждают, что, поскольку Сиберт отдает предпочтение тем странам, где основные медиа (газеты, радио и телевидение) находятся под одинаковым правительственным кон­тролем, концепция «четырех теорий» лишена гибкости, необхо­димой для должного описания и анализа всех современных систем прессы, и поэтому должна быть модифицирована. Именно это сде­лал Маккуэйл, предложив еще две — для медиа периода развития и демократического участия (партиципаторную).

Несмотря на определенные недостатки, иногда значительные, «четыре теории» по-прежнему можно использовать для классифи­кации национальных медиасистем, хотя последние зачастую ос­новываются на альтернативных, даже несовместимых, философс­ких принципах. Поэтому вполне оправдано появление новых тео­рий. Изменения в структуре медиа расширили масштаб понятия «пресса», теперь оно условно используется для обозначения всех средств массовой коммуникации, особенно это касается их жур­налистских функций.

Интерес представляет идея, выдвинутая командой в составе Клиффорда Кристианса, Теодора Глассера, Дениса Маккуйэла, Каарле Норденстренга и Роберта Уайта. Они предложили класси­фикацию из пяти парадигм и четырех ролей, которые медиа могут играть в демократическом обществе: I) сотрудничать с государ­ственной властью; 2) осуществлять контроль за политической вла­стью; 3) способствовать общественному диалогу; 4) бросать вызов всему социальному порядку с помощью подлинной критики 3. Пе­ресмотр основных положений нормативных теорийв новом кон­тексте позволяет лучше понять их суть.

1 Ibid. Р. 4–5.

2 Сиберт Ф. С, Шрамм У., Патерсон Т. Четыре теории прессы / Пер. с англ. М., 1998.

3 Nordenstreng К. and Pietilainen J. Normative Theories of the Media: Lessons From Russia // Media, Communications and the Open Society / Ed. by Yassen N. Zassoursky andElena Vartanova, M., 1999. P. 147.

Авторитарная теория

 

Термин «авторитарная теория», данный Сибертом, остается уме­стным и сейчас, так как означает, прежде всего, наличие социаль­но-политических условий для деятельности прессы в период ее ста­новления, в основном в монархических государствах, где пресса на­ходилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Этот термин также используется для описания нынешнего положения медиа, начиная с того, что от них ждут под­держки и нейтралитета в отношении правительства и государства, и заканчивая тем, что прессу намеренно и активно используют в ка­честве инструмента репрессивной государственной власти.

Общим для всех случаев проявления этой теории является от­сутствие всякой подлинной независимости журналистов и их под­чинение (в конечном итоге с применением силы) государствен­ной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху спо­собов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Об авторитаризме в области масс-медиа свидетельствуют соответствующие законы, прямой контроль государства за производством, навязывание жур­налистам правил поведения, использование налогов и других форм экономических санкций, регулирование импорта зарубе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...