Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория демократического участия




 

Последнюю из нормативных теорий массовых коммуникаций, которая лишь недавно пополнила этот список, сформулировать нелегко, отчасти потому, что она еще не до конца узаконена и не стала частью медиаинститутов, а также из-за того, что некоторые ее компоненты содержатся в других теориях. Несмотря на это, она заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку бросает вызов общепризнанным нормативным моделям, опираясь на практичес­кий опыт и предлагая новые формы медиаинститутов.

Действие теории демократического участия (или партиципаторной теории) распространяется в основном на развитые либеральные общества, но она стыкуется и с некоторыми положения­ми теории для медиа периода развития, в частности с ее упором на «базис» общества, на значимость горизонтальной, а не верти­кальной (сверху вниз) коммуникации. Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа и признание необходимости централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности.

Таким образом, общественное вещание сильно повысило на­дежды на то, что системы медиа могут участвовать в длительном процессе социального развития и осуществления демократических реформ, начало которым положили политические и экономичес­кие революции XIX в. Этим ожиданиям не удалось сбыться из-за стремления некоторых организаций общественного вещания к чрез­мерному патернализму, крайней элитарности, желания быть бли­же к истеблишменту, излишней податливости к политическому и экономическому давлению, чрезмерной монолитности, излишне­го профессионализма.

Термин «демократическое участие» также несет некоторый от­тенок разочарования в существующих политических партиях и в системе парламентской демократии, которые, кажется, потеряли связь со своими корнями, затрудняя, а не упрощая участие масс в политической и общественной жизни. Здесь присутствует опре­деленный элемент постоянной реакции на «массовое общество», которое заорганизовано, чрезмерно централизовано и не способ­но предоставить индивиду и меньшинству реальные возможности для выражения мнения теория свободной прессы бессильна из-за влияния рынка, а теория социальной ответственности неуместна из-за того, что участвует в бюрократическом государстве и обслу­живает организации и профессии в сфере медиа. Практикуемое прессой саморегулирование и подотчетность крупных вещатель­ных организаций не помешали росту медиаинститутов, которые управляют из властных центров общества или которые не справляются с задачей удовлетворять потребности, рождающиеся в ходе повседневного опыта граждан.

Следовательно, главным в партиципаторной теории являются потребности, интересы и надежды активных получателей информа­ции в политическом обществе. Она касается права на получение нуж­ной информации, права на ответ, права использовать средства ком­муникации для взаимодействия в небольшом сообществе, объеди­нении по интересам, субкультуре. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профес­сионализированных, нейтрализованных и контролируемых государ­ством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинституционализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.

В этой модели сочетаются самые разные компоненты, включая либертарианство, утопизм, социализм, эгалитаризм, движение в защиту окружающей среды и локализм. Медиаинституты, сконст­руированные в соответствии с положениями этой теории, были бы теснее связаны с общественной жизнью, чем сейчас, и лучше бы контролировали свою аудиторию, предлагая ей возможности для доступа и участия в их деятельности на условиях, сформули­рованных их пользователями, а не контролерами.

Теория демократического участия родилась в Западной Европе и является составной частью возрождения культурных и этничес­ких сообществ людей, имеющих глубокие исторические корни. Ук­репление государств в Европе за последние два века шло за счет насильственного объединения антагонистических групп, подавле­ния местных и региональных культур. Культурные и этнические меньшинства подвергались дискриминации, под запретом были их языки и религии. Развязкой подобного конфликта можно вос­принимать трагические события в Боснии в 1990-х годах.

Теория демократического участия утверждает, что оставшимся представителям этнических групп должен быть открыт доступ к медиа и созданы возможности для возрождения или укрепления своей куль­туры. В Уэльсе, например, популярностью пользуется начавшееся несколько лет назад телевещание на валлийском языке, которое, как утверждается, восстановило местную и региональную гордость.

Как ни парадоксально, но объединение Европы в Европей­ский союз (ЕС) способствовало движению в сторону укрепления позиций СМК этнических групп. ЕС принимает меры, гарантирующие этническим группам равные права и доступ к различным медиа. Здесь очень кстати оказываются новые технологии, кото­рые, снижая стоимость медиа, повышают их эффективность по обслуживанию малых групп.

Все описанные выше теории считаются нормативными, следо­вательно, они останутся таковыми, даже несмотря на то, что свя­занные с ними общества прекратили свое существование. Процесс формирования свода нормативных теорий продолжается.

Резюме

 

Под теорией понимается прежде всего средство обобщения, теория трактуется как своего рода набор взаимосвязанных конструкций (концепций), определений и гипотез, создаю­щих упорядоченную картину явлений через уточнение отно­шений между переменными.

Теории можно классифицировать как нормативные, общественно научные, функциональные и здравого смысла.

Нормативные модели описывают роль медиа в идеале, реко­мендуют идеальную практическую деятельность и предска­зывают идеальные последствия.

Первоначальные четыре теории прессы — авторитарная, либер­тарианская, советская коммунистическая и социальной от­ветственности — дополнены моделями для медиа периода развития и демократического участия (партиципаторной).

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое теория?

2. Каковы истоки теоретизирования в области массовой коммуни­кации?

3. Как можно категоризировать теории массовой коммуникации?

4. Что подразумевают нормативные модели функционирования ком­муникационных систем?

5. В чем оппозиционны идеи авторитарной и либертарианской моделей? Можно ли говорить о полном отказе от советской коммунисти­ческой модели?

6. Почему теория социальной ответственности считается наиболее приемлемой в демократических государствах?

Литература

 

Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Березин В. М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М., 2004.

Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. пособ. М., 1997.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методо­логия анализа и практика исследований. 3-е изд., стереотипное. М, 2003.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. Киев; М., 2001.

Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / Пер. с англ. М., 1998.

Терин В. П. Теория массовой коммуникации, М., 2000.

Терин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты поли­тического воздействия. Исследование опыта Запада. М., 1999.

Шарков Ф. И. Теория коммуникации (базовый курс): Учебник. 2-е изд. М., 2004.

DeFleur M. L, Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication. 5 ed. N.Y., 1989.

Littlejohn S. W. Theories of Human Communication. Belmont, 1989.

Lowery S. A., DeFleur M. L. Milestones in Mass Communication Research. White Plains, 1988.

McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Beverly Hills, 1987.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...