Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физкультминутка для пальцев




Представьте, что это не пальчики, а мальчики и девочки.

Побежали вдоль реки дети наперегонки, увидели Незнайку, который неправильно взял ложку, тут же ему показали как надо делать правильно (дети передвигают пальцы по поверхности стола, показывая, как они бегут).

Побежали вдоль реки дети наперегонки. Увидели Емелю пла­чущего из-за того, что его не приглашают в гости: не умеет вилку держать.

Повторяются слова: "побежали…" Увидели мальчика со странным именем наоборот. Он откусывал от целого батона хлеба. Показали как надо есть правильно.

Игра на внимание

"Чего не хватает на сервированном столе к завтраку. Что рас­ставлено неверно на столе, сервированном к обеду?"

К игровым приемам относятся и волшебные предметы. Какие используете вы? В каких случаях?

Минуты восхищения

Чем младше ребенок, тем нужнее похвала и признание его за­слуг, так как велико желание быть большим и умелым. Наша зада­ча: вовремя увидеть того, кому она нужна. Вспомним строки из­вестной поэтессы А. Барто:

"Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала."

А каково ваше мнение? Когда нужна похвала? Какой она должна быть?

А теперь предоставляется возможность каждому из нас пока­зать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно разделиться на пары, определить кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роли педагогов.

Ситуация: нужно похвалить ребенка за то, что соблюдает пра­вило: берет кусок, который лежит ближе к нему, не выбирая. В ми­нуту могут войти вопросы, обращенные к детям, к данному ребен­ку, использование театрализованных действий, предметов и т.д.

Если вам понравилось, как вас хвалят - подарите улыбку та­лантливому режиссеру и артисту.

А теперь можно поменяться ролями и похвалить за умение ак­куратно есть, не оставляя крошек на столе и под столом.

Игра "Узнай по описанию"

Педагог или сказочный герой описывает не называя имени, с восхищением рассказывает о выполнении кем-то правила, а дети должны угадать, о ком говорится. На что педагог отвечает: по­смотрите, у кого это получается хорошо и тогда узнаете.

МУЗЫКА

Что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать? Такова цель следующего этапа педсовета - самоанализ, который поможет более четко увидеть результаты сво­его труда, перспективу на будущее. Фишки, лежащие на подносах, помогут определить степень вашей результативности. Я буду назы­вать правило, а вы, если все дети выполняют его, ставить фишку красного цвета, если немногие - желтого, а если не выполняют - синего.

Сервировка

1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на рас­стоянии 2 см от края стола.

2. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке,
ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.

3. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.

4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с лож­кой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находя­щихся на блюдце - вправо!

5. Всегда на столах имеются салфетки.

6. Соблюдается последовательность сервировки.

Правила поведения за столом

1. Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".

2. Дети правильно держат вилку, знают когда следует держать ее, как ложку.

3. Правильно держат ложку.

4. Умеют пользоваться ножом.

5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.

6. Не едят с целого куска.

7. Не выбирают кусок на тарелке.

8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.

9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.

10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, на­правляя в рот боковой частью.

11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.

12. Не запрокидывают голову во время питья компота.

13. Не наклоняются низко над тарелкой.

14. Пережевывают пищу с закрытым ртом.

15.Не чавкают.

16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот,"а прикладывают ко рту.

17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.

18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кла­дут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку вы­пуклостью вверх.

19.Благодарят после еды и убирают посуду.

20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.

Посмотрите на фишки и сделайте вывод, почему таков резуль­тат? Все ли действенные методы использованы?

Умение быстро принять самое правильное решение, найти вы­ход из создавшейся ситуации - прекрасное качество для каждого педагога. Вопросы "блиц - турнира" помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспита­нии. За каждый ответ, решение - фишка. Победитель тот, кто по­лучит большее количество.

1. Если мальчик стесняется подать стул девочке, помочь сесть за стол.

2. Если дети чавкают.

3. Если небрежно кладут на стол приборы во время сервировки.

4. Если облизывают пальцы.

5. Если разговаривают во время еды.

6. Если неправильно держат вилку.

7. Если берут чашку, отставляя мизинец.

8. Если оставляют крошки на столе и под столом.

Традиционный заключительный этап педсовета - словоэстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут соблюдать все правила поведения за столом, если я...».

Чаепитие

ПРОТОКОЛ № 29

Заседание педагогического совета МДОУ № 75.

От 27 февраля 2008г.

Тема: «О правилах хорошего тона за столом».

Председатель: старший воспитатель Бычкова Э. М.

Секретарь: воспитатель Белоусова О. А.

Присутствовало: 10 человек.

Повестка дня:

1. Модель социально-личностного воспитания детей.

2. Решение ситуационных задач.

3. Самооценка работы педагогов.

4. Деятельность педагогов в вопросах привития детям правил хорошего тона за столом.

5. Разное.

Слушали:

1. Старший воспитатель раскрыла цель педагогического совета. Проанализировала итоги выставок на тему: «Волшебный город вежливости».

2. Педагог Пилипец И. А. поделилась опытом своей работы по обучению детей правилам хорошего тона.

3. Гусева Е.Е. провела с педагогами тренинг по решению ситуативных задач по социально – личностному воспитанию. Педагоги успешно справились с заданием.

4. Эльвира Менсуровна провела самоанализ с фишками разного цвета:

- красного цвета – «все дети выполняют»;

- желтого - «немногие»;

- синего – «не выполняют».

Решение педсовета

1. Провести дни открытых дверей для родителей по теме
"сервировка и правила, хорошего тона за столом".

2. Приобретение всего необходимого для сервировки: ножи, вилки, салфетки из ткани (но 5 шт.), скатерти, наборы кукольной посуды.

3. Оформить на каждую группу наглядные пособия, картины, на которых показаны правила сервировки: как держать ложку, вилку, нож, правила посадки во время еды, правила хорошего тона за столом. "О гигиене и чистоте, правилах хорошего тона за столом", "Азы воспитанности".

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ

Я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Масленица — самый любимый в народе празд­ник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с рас­цветом природы и самого человека.

В феврале звенит первая робкая капель, вытягивающая длинные хрустальные сосульки, по­являются воронки - затайки у одиноко стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и света, предчувствие, прелюдия, пред­теча весны.

В русской народной песне поется:

Пришел месяц бокогрей,

Землю-матушку согрел,

Бок корове обогрел,

И корове, и коню,

И седому старику

Морозу Морозовичу.

Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Февраль богат традициями, обычаями, об­рядами, приметами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны — Масленица. Ее про­исхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По Масленице люди определяли, каким бу­дет урожай: ненастье в воскресенье перед Мас­леной — к урожаю грибов. Какой день Масле­ны красный, в такой сей пшеницу. Если на Маслену идет снег, то будет урожай гречихи.

Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традицион­ные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изоб­ражения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Пекли бли­ны из гречневой или пшеничной муки. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожа­ев, крепких браков и здоровых детей», — писал А. Куприн.

Поэтому и на наших столах блины. В Центральной России, помимо блинов, исполь­зовались и другие символы солнца — горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. А сейчас, ребята, отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас свя­зывают?

Со временем Масленица утратила мистичес­кий смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с карна­валами ряженых и ездой на тройках с бубенца­ми, сжиганием чучела зимы и катаньем на сан­ках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Масленица —праздник веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угоще­ние праздника — это блины, древний язычес­кий символ возврата к людям солнца и тепла.

Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается мас­леничным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приго­тавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах повалять­ся, сердцем потешиться. Уж ты, моя Маслени­ца, красная краса, русая коса, тридцати брать­ев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!»

А потом ребятишки сбегали с гор и крича­ли: «Приехала Масленица!» Иногда дети лепи­ли из снега бабу, которую называли Маслени­цей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».

В некоторых местах, заботясь о подобаю­щей встрече и должном проведении всей Маслени­цы, начинали заранее печь блины. Хозяйка посылала мальчика лет 8—10 «встречать Масленицу», давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сонливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону —

И пахать пойду!

Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой про­износили следующее приветствие: «Звал - позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в го­сти во двор. Приезжай ко мне в гости на широ­кий двор на горах покататься, в блинах нава­ляться, сердцем натешиться...» После этой встре­чи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!».

Сколько бы ни отмечались между собой в раз­ных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы — это борьба сил Зимы и Весны, завер­шающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весель­ем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пирше­ством», в центре которого были блины — символ солнца и вместе с тем — поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масле­ница сочетала также и поминовение усопших род­ственников, и чествование молодоженов).

Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Порядок проведения Масленицы обознача­ется в названии дней масленой недели, которая была переполнена праздничными делами. Обрядо­вые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни.

За каждым днем Масленицы были закреплены определенные действия, правила поведения, кото­рые совершались в атмосфере предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Маслени­це? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масле­ницы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в тре­тий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подава­лись сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки води­ли хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Как пишут ученые-исследователи, в некоторых местах о подобающей встрече и должном проведе­нии Масленицы заботились еще с субботы предше­ствующей недели. С этого времени начинали празд­новать «малую Масленку». Ребята группами бега­ли по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями.

В воскресенье перед Масленицей наносили визи­ты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости.

Неделя Масленицы проходила шумно и весело, повсюду звучали самые разнообразные по содержа­нию песни, устраивались игры-соревнования, выс­тупали с праздничным представлением скоморохи и ряженые.

Интересное описание встречи Зимы-Масленицы предлагает исследователь народных традиций В. М. Григорьев. «Скоморохи и другие ряженые с шумом и смехом везут большое чучело Зимы-Мас­леницы. Оно сделано из соломы, укрепленной на крестовине из палок. Просторный наряд сшит из лоскутов или склеен из плотной бумаги. Вместо головного убора может быть надета корона, а на груди яркая лента и сияющая елочная звезда, напоминающая о былом «царском» величии (в разных местностях свои обычаи оформления Мас­леницы — от царского обличья до вида огородного чучела). Лицо у Зимы-Масленицы в морщинах и не слишком-то веселое.

Везут Масленицу на нескольких связанных санках или больших санях, в которые может быть запряжен не настоящий, а масленичный «конь» (его изображают два человека, покрытые рогожной попоной с хвостом из пеньковых веревок, с голо­вой, сшитой из рогожи и украшенной гривой и уздечкой: голову держит на палке первый из наря­женных «конем», он поворачивает голову, громко «ржет», оба ряженых пританцовывают при этом ногами, бьют копытами.

Стража расчищает в толпе путь для потешного шествия. Воевода приглашает всех проводить Мас­леницу на праздничную площадь (главную пло­щадь праздника), где состоится прощание с зи­мой».

Парни и девушки одевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая со­ломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усажива­ли на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразни­лись, выкрикивали шутки ряженые.

Иногда в большие сани впрягали друг за дру­гом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные по­гремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в заключе­ние всех затей «провожают Масленицу» — сжи­гают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появят­ся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!

Первый блин в праздники клали на слуховое окошко для душ умерших родителей со слова­ми: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!» Часто первый блин отдается ни­щим, чтобы они помянули всех усопших.

Русская Масленица всегда славилась блина­ми, их качеством и количеством. Сейчас у вас будет соревнование: кто вспомнит поговорки со словами блин и Масленица.

Блины брюхо не портят.

Не все коту масленица.

Хочет, чтобы сорок лет была Масленица.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

А давайте продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании зага­док. Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе «на посиделки» — там цари­ло веселье и обязательно загадывались загадки. А вот шуточные загадки.

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, тесто, масло)

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде)

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях)

Слушайте внимательно,

Очень занимательно:

Чего нет в капусте,

Ни в свекле, ни в репе,

А есть в моркови,

Огурце, помидоре? (Буквы «О»)

Один человек купил "трех овец и заплатил 3 ты­сячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле)

Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.)

Отчего гусь плавает? (От берега)

Какой в реке камень? (Мокрый)

Летела стая гусей, одного убили. Сколько оста­лось? (Один)

Несла баба в корзине 100 яиц, одно (а дно) упа­ло. Сколько яиц осталось? (Ни одного)

В Масленицу, как и в святки, дети обходили избы деревни с поздравлениями с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушки, не скупитеся,

Масляным кусочком поделитеся!

Если хозяйка подавала мало, ребята убега­ли со словами:

Паршивые блины

По аршину длины!

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица!

Пришла раненько,

Встретим мы тебя хорошенько,

Сыром, маслом и блином,

И румяным пирогом.

Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами, не отведать яств — значило в старину жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник — встреча.

Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, уса­живали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, по­здравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шу­тили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда — лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Род­ственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток.

В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Ката­лись на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, кото­рому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших род­ственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день.

Это были проводы Масленицы. В поле раскла­дывали костер из соломы и сжигали куклу с пес­нями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на сле­дующий год собрать богатый урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели рань­ше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целова­лись и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого челове­ка, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

В последний день — воскресенье — была про­воды Масленицы. Ее усаживали на передние сани санного поезда, который разъезжал по всем; ули­цам. Впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды.

Прощальный поезд в Ярославле называется «околки». Вечером, после всех гуляний и забав, выходит народ из своих дворов. При пении песен сжигается солома. По людским представлениям, в соломе содержалась буйная сила растительности, которую люди жела­ли передать полям на благо себе. Сжигание чучела, по убеждению народа, было необходимо, чтобы растительная сила — зола обнаружила себя летом в злаках. Буйное веселье заканчивалось сжиганием самой Масленицы.

Включается фрагмент оперы А. Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица!».

Сжигание куклы-Масленицы связывали с тем что, оказывается, Масленица носит древнее сла­вянское имя забытой языческой богини Мажаны (Маржаны), олицетворяющей мрак. Естественно, ее следовало уничтожить, чтобы под теплыми лу­чами солнца вырастить хороший урожай.

Этот день в народе еще называют прощенное воскресенье. С окончанием праздников начинался великий пост до Пасхи. В преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладби­ще, оставляли у могилы блины и поклонялись праху родных. Так умиротворенно, тихо заканчивается этот праздник. На прощание люди говорили: Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай.

Теперь мы выпьем чаю с блинами. На память о нашей встрече получите рецепт блинов.

 

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С АНОТАЦИЕЙ

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬРОГО ВОЗРАСТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...