Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 10. Беседа в психолого-педагогическом консультировании




План

1. Понятие беседы в психологическом консультировании

2. Схема беседы в психологическом консультировании

1.Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования. Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа:

ü имеет заранее определенную направленность, цели;

ü проводится в соответствии с планом, разделенным на технические этапы, на каждом из которых решается определенная задача или группа задач.
2. Во всем множестве моделей структуры процесса психологического консультирования можно выделить наиболее типичные и универсальные этапы работы. Универсальная и наиболее полная модель структуры процесса психологического консультирования включает в себя следуюшие технические этапы:

ü этап эмоционального отреагирования:

· предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства;

· помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, возможности действий;

· помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — “негативных” частейличности, мыслей, чувств и т. п.;

ü этап ‘движения” клиента в проблеме

· предоставление клиенту эмоциональной поддержки;

· рассмотрение и анализ позитивных (но не “выгодных”) аспектов проблемной ситуации;

· формирование у клиента ресурсного состояния;

ü этап переформулирования проблемы

· осознание клиентом причин проблемы;

· совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели;

ü этап заключения динамического контракта:

· обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т. п.);

· доля ответственности клиента и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а клиент — за свои действия и за личный результат;
• выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента;

ü этап формирования регистра возможных решений:
• поощрение клиента к самостоятельному продуцированию решений, не навязывание своей точки зрения и своих решений; помощь клиенту в четком формулировании вариантов решений, проговаривании и их анализе;

· критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы;

ü этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется
выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точки зрения клиента, а не консультанта;

ü этап закрепления мотивации представляет собой:
• разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы;
детальное проговаривание всех шагов;
формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния;

ü завершающий этап консультирования предполагает
в завершение одной сессии:

- анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи;
- обсуждение и планирование дальнейших действий консультанта и клиента (необходимость повторных встреч, организационные вопросы);
— отсоединение;

· при завершении процесса консультирования:

- подведение клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь,
- назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т. п.) с целью проверки результатов консультирования;

- отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы).

. Лекция 11. Модели психолого-педагогического консультирования

План

  1. Понятие модели психолого-педагогического консультирования
  2. Консультационная модель
  3. Психотерапевтическая модель

Под моделью понимается процесс психологического консультирования, имеющий свои отличительные особенности. Критериями отграничения одной модели консультированная от другой являются следующие факторы’

ü характер жалобы (проблемы) клиента;

ü цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, направленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;

ü этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые ам акценты на каждом из этапов;

ü методы, используемые консультантом в психологической работе;

ü уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в процессе консультирования.
В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие модели психологического консультирования:

ü Консультационная модель;

ü Психотерапевтическая модель;

2.консультационная модель психологического консультированная имеет следующие характерные особенности:

ü носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного места работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;

ü не требует исследования и проработки глубинных, подсознательных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотивации и установок личности клиента, в том числе и не вполне
сознаваемых;

ü от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию;

ü целью является принятие конкретного решения по конкретному вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;

ü короткий временной промежуток консультирования (до 2— З встреч).
консультационная модель консультирования включает следующие этапы работы:

ü установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;

ü формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;

ü заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;

ü обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкетирования, использование опросников;

ü анализ результатов тестирования и общая оценка клиента; ‚

ü изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;

ü обсуждение и анализ данных тестирования клиента и ин форма-
ции
о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., полученных клиентом;

ü постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях; \

ü совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;

ü проведение уточняю щих процедур, предполагающих либо повторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.
З. Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие отличительные особенности:

ü большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;

ü меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;

ü большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;

ü меньшая жесткость в следовании техническим этапам консультирования;

ü отсутствие или минимизация информативной составляющей;

ü ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосознаваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;

ü более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);

ü целью является не решение конкретной проблемы, а личностный рост самого клиента.
Психотерапевтическая модель психологического консультирования имеет следующие этапы работы

ü индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию наличия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;

ü установление взаимоотношений между клиентом и консультантом на основе доверия, обеспечение консультантом безопасности в пространстве консультирования;

ü первичное выражение чувств, понимание клиентом собственного состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;

ü анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;

ü структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;

ü выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмоций и т. п., работа с символическими’ образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими консультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохождение этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотерапия и какие уровни бессознательного прорабатываются);

ü проработка чувств;

ü движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка действий по разрешению проблемы;

ü ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных, завершение взаимоотношений.
Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а такжё за результат консультирования, знать ресурсные возможности клиента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...