Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Теории личности как основа психолого-педагогического консультирования




План

1. Исторические основы современных теорий личности

2. Терапия поведения (бихевиоризм)

3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ)

4. Психоаналитическое направление

5. Юнгианское направление

6. Адлерианское направление

7. Гуманистическое направление

8. Экзистенциальное направление

9.

1. исторически психологическое консультирование возникло из психотерапии, в русле воторой развивалось основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в психотерапии на современной этапе, возникли из двух направлений:

ü психоаналитического, где главный упор делается:

· на эмоциональную сферу как предмет изучения;

· понимание эмоциональных, глубинных основ поведения человека;

· поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глубинных причин;

ü бихевиорального, ориентированного:

· на поведение как предмет исследовании, без затрагивания глубинных слоев психики человека;

· переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

· поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения.

В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного из этих направлений, либо как отвергающие. Выделяются следующие психотеапевтичесеие направления, основанные на той или иной теории личности:

ü терапия поведения (бихевиоризм)

ü рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса;

ü психоаналитическое направление;

ü юнгианское направление К.Г.Юнга;

ü адлеровское направление А.Адлера

ü гуманистическое направление К.Роджерса;

ü экзистенциальное направление;

ü гештальт-терапия Ф.Перлла

2. терапия поведения(бихевиоризм) полностью поддерживает принципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в консультативной работе ориентируется на коррекцию поведения. Терапия поведения опирается на следующие принципы:

ü предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека;

ü поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления;

ü у личности есть побуждения, обусловлены психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения;

ü в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания;

ü неподкрепленные или отрицательные подкрепление сформированных ожиданий может вызвать различного рода психологические проблемы;

ü неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения;

ü Человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение.

Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего поведению, подкрепление, которое определяется как воздействие на клиента, в результате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения. Подкрепление может быть:

ü Положительным, когда в результате воздействия стимула поведение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида;

ü Отрицательным, когда то или иной поведение исчезает в результате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, сто также не соответствует его ожиданиям.

3. Рациоанльно-эмативная терапия (РЭТ) А.Эллиса состоит на стыке психоаналитического направления, используя принцип анализа, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхностные слои психики. Рационально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы:

ü Предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека.

ü человек от рождения склонен к принципу рациональности мышления;

ü присутствие у человека также и принцип паралогичности мышления.

ü проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка;

ü основа нормального адаптивного поведения – это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе принципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок.

Метод работы консультанта в РЭТ – опознавание иррациональных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.

4. психоаналитическое направление в психотерапии является одним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разработанный З.Фрейдом, используется редко. Внутри психоаналитического направления развивается много течений, придерживающихся его главных принципов. В психоаналитическом направлении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии:

ü предмет исследования – содержание бессознательного:

· вытесненные конфликты;

· эмоции;

· переживания и т.п.;

ü бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами высших особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

ü сущность человека определятся энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

ü основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

· на его психосексуальном развитии;

· специфике разрешения соответствующей каждой стадии комплексов;

ü нормальное развитие обусловлено своевременным прохождением всех стадий психосексуального развития и правильном разрешением комплексов, возникающих на каждой стадии;

ü анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ставиться следующие задачи:

ü не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск причин такого защитного поведения;

ü помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсознательных стремлений, которые более приемлемы как с социальной точки зрения, так и с т очки зрения удобства для самого клиента;

ü помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

ü ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и переживаниями, становящимися более или менее осознаваемыми клиентом входе консультативной работы.

В психоаналитической психотерапии выделяется следующие методы работы:

ü свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представлений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

ü интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознаваемые им аспекты переживаний и действий;

ü анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые с другими людьми клиент несознательно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

ü анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл иех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых – бессознательное самого клиента.

5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г.Юнгом, зародилась в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником Фрейда, Юнг, впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход. Теория личности К.Г.Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

ü введение понятия общего коллективного бессознательного, в котором содержался унаследованные от предков «архетипы», определяемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщаемых образов от предков;

ü наличие у человека индивидуального бессознательного, представляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

ü источником причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бессознательным;

ü задача сохранения личности ставится перед главным архетипом личности – самостью, которая определяется как цнтр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

ü Психологически здоровая личность – это личность с ценностной структурой «Я», то есть развитым архетипом самости;

ü Подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремление каждого человека к индивидуальности;

ü Задача и главная цель психотерапевта – помочь клиенту в выстраивании его «самости»,


Лекция 7. Этические принципы психолого-педагогического консультирования

План

  1. Этические принципы психологического консультирования
  2. Границы конфиденциальности в психологическом консультировании


1. Выделяют следующие этические принципы и нормы психологического консультирования:

ü адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции;

ü запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены;

ü запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без предварительного обсуждения и согласия с его стороны;

ü запрет на двойные отношения, в частности на вступление консультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отношения и т. п. в процессе ‘всего консультирования;

ü предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консультирования.
Выделяют следующие моменты. которые необходимо обсудить с клиентом:

ü основные цели консультирования;

ü квалификация и образование консультанта;

ü оплата консультирования;

ü приблизительная продолжитёльность консультирования и графики и время встреч;

ü контактная информация о консультанте;

ü целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;

ü возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;

ü возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;

ü допустимые и возможные границы кон фиденциальности, которые может соблюдать консультант.
2. В пространстве психологического консультирования существует два уровня конфиденциальности:

ü пределы использования консультантом сведений о клиенте, когда консультант имеет право использовать информацию о клиенте исключительно в профессиональных (например, обсуждение конкретного случая на супервизорской группе) и ни в каких иных целях, а информация о клиенте должна храниться в недоступных для других лиц местах;

ü условия использования консультантом информации о клиенте, когда консультанту необходимо поделиться сведениями с окружением клиента — родителями, детьми, учителями, супругом и т. п. Консультанту необходимо предварительно обсудить это с клиентом и обосновать целесообразность таких действий, и только в том случае, если клиент не возражает, консультант может использовать полученную информацию.
Консультант обязан обсудить с клиентом пределы конфиденциальности, которые он может соблюдать, опираясь на правила определяющие границы конфиденциальности:

ü относительность соблюдения правил конфиденциальности;

ü конфиденциальность зависит от характера предоставляемой информации, и в первую очередь консультант должен ориентироваться на построение доверительных отношений с клиентом;

ü консультант имеет право не соблюдать правила конфиденциальности, если информация, полученная им от клиента, может причинить вред последнему;

ü та информация, которую консультант может использовать для повышения эффективности терапевтической работы, например консультация по данному случаю с компетентным специалистом и т. п., не относится к конфиденциальной при условия договоренности с клиентом;

ü консультант обязан заботиться в первую очередь о сохранении прав и свобод самого клиента и, если полученная информация не является нарушением прав других людей, должен соблюдать правило конфиденциальности и не разглашать данную информацию;

ü ограничение пределов конфиденциальности и неразглашения информации консультантом обусловлено и правом самого консультанта на сохранение своей безопасности и достоинства;

ü консультант обязан соблюдать безопасность третьих лиц, и в случае если информация, полученная от клиента, каким-то образом нарушает это, то правило конфиденциальности перестает действовать;

ü необходимость госпитализации клиента ограничивает пределы соблюдения конфиденциальности;

ü при совершении клиентом преступных действий, предполагаю щих уголовную ответственность (насилие, убийство, развращение, инцест и т. п.) и угрожающих чьей-то жизни, консультант обязан сообщить эту информацию в соответствующие инстанции, принять меры по соблюдению безопасности потенциальной жертвы, предупредив ее и ее близких, а таюке сообщить о своих намерениях клиенту.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...