Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 8 . Подходы в психолого-педагогическом консультировании




План

Понятие подхода в психолого-педагогическом консультировании

Проблемно-ориентированное консультирование

Личностно-ориентированное консультирование

Решение -ориентированное консультировани

5. Духовно - ориентированноеконсультирование

Разрушение -полярности оценочной позиции

1. Подход, который выбирает консультант, во многом зависит от предмета и целей работы и того, каким образом, с какой точки зрения будет рассматриваться и решаться проблема клиента. Психолог должен уметь ориентироваться во всех подходах и использовать каждый из них адекватно клиенту и его проблеме. В психологическом консультировании выделяют следующие подходы:

· проблемно-ориентированный;

· личностно-ориентированный;

· решение-ориентированный;

· духовно-ориентированный;

· разрушение полярности оценочной позиции.
2. Проблемяо-ориентврованяое консультированве подразумевает под собой работу психолога с проблемой клиента с точки зрения анализа ее сущности, внешних причин возникновения, а также поиска и выработки способов и путей разрешения, когда клиент решает проблему сам, а консультант оказывает ему в этом поддержку. Для этого подхода характерно:

· использование методов поведенческой терапии;

· подключение семьи клиента к процессу консультирования;

· оказание организационной помощи клиенту и членам его семьи.
3. Лвчяостяо-орвентврованвое консультирование понимается как процесс анализа индивидуальных, внутренних, а не внешних причин проблемы, а также анализ деструктивных стереотипов личности и их влияния на клиента. Для этого подхода характерно:

· использование методов психодинамической психотерапии;

· локус жалобы в терминах “я слишком” или “я недостаточно “;

· работа с самооценкой клиента;

· отказ от советов и организационной помощи;

· ориентация на предотвращение подобных проблем в будущем.
4. Решеяве-орвеятаровавное консультирование в первую очередь уделяет внимание поиску и использованию ресурсов личности для решения возникшей проблемы. Для этого подхода характерно:

· небольшая длительность консультирования;

· сосредоточенность на позитивных моментах,

· убеждение клиента:
• в решаемости его проблемы (проблем);
• необходимости уже сегодня (и в дальнейшем) предпринять определенные действия для решения проблемы (проблем);

· поиск ответов на вопросы

· Что я могу сделать для решения моей проблемы уже сегодня?;

· Чему мне надо научиться?;

· Кто может мне помочь?;

· Где я могу взять информацию, необходимую для решения моей проблемы?
5. Духовно-ориентированное консультирование ставит своей задачей работу с внутренними и возрастными кризисами человека и
сопровождающими эти кризисы проблемами. Для этого подхода характерен синергийный подход, то есть внимание к наличию в человеке духовных сил, включающих как религиозную, так и светскую духовность, и использование этих ресурсов в преодолении кризиса.

6. Разрушение полярности оценочной позиции подразумевает под собой работу с общей моделью мира клиента, для которой характерно наличие жестких, крайних оценок действительности. Цель работы психолога при таком подходе — разрушение полярности такой оценочной системы и формирование у клиента гибкости в восприятии и оценке окружающей действительности и его внутреннего мира.

 

 

Лекция 9. Структура психолого-педагогического консультирования

План

  1. Понятие структуры психолого-педагогического консультирования
  2. Модели структуры психолого-педагогического консультирования

 

1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого — понимание всею процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

ü специфические цели и задачи;

ü временные аспекты;

ü приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения;

ü особенности поведения и состояния клиента;

ü уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.
Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внугри консультирования.
2. Существует несколько подходов в определении и структурировании пространства психологического консультирования. вы деляются следующие модели структуры психологического консультирования:

ü эклектическая модель Р. Кочюнаса;

ü четьтрехступенчатая модель;

ü шестишаговая модель А. Блазера.
Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

ü этап исследования проблем клиента, предполагающий:
• установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;
• формирование климата обоюдного доверия;
• поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;
• поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим;

ü этап двумерного определения проблем, включающий
• уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез;
• определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

• в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы — возврат на стадию уточнения и прояснения;

ü этап идентификации альтернатив, включающий:
• обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;
• побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

ü этап планирования, содержащий:
• сравнение, анализ и критическую оценку
выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;
• осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;
• составление плана реалистичного решения проблемы;
• разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

ü этап деятельности, включающий:
• последовательную реализацию выбранного плана действий;
• учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты;
• обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

ü этап оценки и обратной связи, включающий:
• оценку
клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели;
• обобщение достигнутых результатов;
• анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.
Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

ü установление раппорта, “присоединение” консультанта к клиенту;

ü ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы;

ü терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.
Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

ü этап установления раппорта, характеризую щейся:
• формированием доверия;
• частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент;
• использованием этого приема только на данном этапе;

ü этап составления жалобы, включающий:
• анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием “все плохо”), явной, скрытой;
стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:
— отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);
— отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: “Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете...”);
— изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;
я этап анализа проблемы, включающий:
• наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;
• анализ условий возникновения и протекания проблемь4 эмоциональньтх, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;
• анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

• функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента;
• построение гипотез, их проверка и подтверждение;
• вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник “разговорения” клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы;

ü этап формулирования проблемы, включающий
• подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы “Я понял”, а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта;
• выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа “Чего ты теперь хочешь?”, детализация того, что конкретно хочет клиент;
• конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога);

ü этап проработки проблемы, включающий:
• “движение” клиента в проблеме’.
расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;
• использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;
• перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);
• обратную связь по поводу результатов;

ü этап завершения, характеризующийся “отсоединением” клиента в случае позитивного дЮI него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...