Этапы эволюции теории государственного управления
В политической науке выделяют три этапа эволюции теорий государственного управления.
Первый этап приходится на конец XIX - начало XX в. В это время складываются основополагающие концептуальные установки и принципы теории государственного управления как самостоятельной научной области. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие.
Государство, писал Вебер, есть господство людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как на средство. Вебер выделял три вида внутренних причин, на основании которых люди могут подчиниться власть имущим.
Это, во-первых, авторитет "вечно вчерашнего", т.е. нравов, освященных традицией,. Во-вторых, харизматическое господство, как его осуществляют пророк или в политической области избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. И, наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами.
Второй этап в развитии теории государственного управления охватывает 1910-1950 гг. Значительно повышается роль ученых, особенно в государственном управлении экономикой. Университеты и другие независимые организации обрели возможность совершенствовать знания о государстве и проводить исследования для его нужд, оставаясь независимыми от правительства. В результате был предложен новый набор стандартных процедур, позволяющих успешно анализировать управленческие проблемы и давать практические рекомендации.
Важное значение имели идеи известного английского экономиста Дж. М. Кейнса, изложенные им в книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). В отличие от сторонников микроэкономического подхода, изучающих отдельные части экономики - фирмы, хозяйства, а также процессы на отдельных рынках, Кейнса интересовала экономика как целостная система. Главным недостатком рыночной экономики Кейнс считал ее подверженность периодическим экономическим кризисам и безработице
Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 50-м годам минувшего века. Он характеризуется утверждением в социальных и гуманитарных науках, в том числе и в исследовании теории государственного управления, бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы.
Наибольший вклад в разработку рассматриваемой проблематики в контексте названных подходов внесли американские социологи и политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. По мнению сторонников структурно-функционального и системного подходов, в обществе в одинаковой степени действуют принципы универсализма и партикуляризма, частного и общего, конфликта и консенсуса и т.д. Если, например, конфликты происходят по поводу распределения ресурсов, которыми располагает данное общество, таких, как материальные блага, деньги, власть и т.д., то консенсус поддерживается волей к сохранению единства и общими интересами большинства членов общества.
2) Взгляды русских государствоведов на государственное управление (А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов)
Капитальный труд Градовского, единственный в своём роде в русской литературе, это — «Начала русского государственного права»; т. I вышел в 1875 г. (посмертное изд. 1891 г.), II — в 1876 г. (2-е изд. 1880 г.), III — в 1883 г. Ценный вклад в науку составляют и труды Градовского по государственному праву иностранному — «Германская конституция» (т. I, 1875 и II — 1876); статьи, посвящённые сравнительному обзору систем местного управления («Сборн. госуд. знаний», т. V и VI); «Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая» (1886).
Последнее произведение представляет собою глубокий анализ тех фактов политической истории Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к конституционализму.
Градовский доказывал, что для полного и цельного развития человеческой личности необходимы известные условия общественной и политической жизни. Несовершенства политической и общественной жизни свидетельствуют у нас, говоря словами Градовского, о следующей «нехитрой истине»: никакие общественные установления не могут ни развиться, ни даже пустить корней, если человеческая личность не обеспечена в своих элементарных правах. «Уважение к человеческой личности» — вот верховный критерий, в незыблемости которого Градовский всегда и везде старался убедить читателей и слушателей.
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства.
Чичерин — представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе — 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х — начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.
Для Н. М. Коркунова характерен социологический подход к изучению проблем государства и права.
Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. Поэтому он критиковал господствовавшую тогда школу естественного права, выдвигающую в праве на первый план момент воли и требующей строгого разграничения догматического правоведения от социологии и истории.
Свою точку зрения на государственную власть в философии права Коркунов обозначал как «субъективный реализм», противополагая её с одной стороны «наивному» объективному реализму, отождествляющему власть с личной волей властителя, с другой стороны — метафизическому объективному идеализму, признающему власть волей государства, как особого субъекта, отличного от составляющих его личностей. С точки зрения субъективного реализма, государство — не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, начиная с монарха и кончая последним подданным, а объектом служит сама государственная власть, как предмет пользования и распоряжения.
По мнению Коркунова, для того, чтобы издавались справедливые законы, чтобы суды были способны разрешать противоречия между указами и законами, чтобы суды могли отменять незаконные распоряжения и охранялись гражданские права (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не нужно наделять подданных политическими правами и создавать представительный орган, ограничивающего власть самодержца. В России должна быть монархия, которая «сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно».
3)Государство как субъект управления общественными процессами. Общественные функции государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: