Публично-правовое регулирование
Совершенствование системы законодательного регулирования Законодательство в сфере экономики Социальная сфера и оказание услуг в фокусе права Международно-правовое регулирование Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.Широко известны правовые акты Международной организации труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН. Эти акты принимаются в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.Ряд нормативных актов по вопросам труда принят Советом Европы (СЕ).Провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека право на труд (ст. 23) в дальнейшем было определено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., как право, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 6).Конвенция МОТ № 29 запрещает применение принудительного труда, под которым понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания, если только данное лицо не предложило добровольно свои услуги. Исключение делается только для работ, связанных с чрезвычайными (непреодолимыми) обстоятельствами или в силу законов об обязательной военной службе или в силу судебного решения.Конвенция МОТ устанавливает запрет на дискриминацию в сфере труда, под которой подразумевается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.За каждым человеком признается право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24 Всеобщей декларации прав человека). Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков не может быть менее трех недель (Конвенция №132 МОТ).
Договорное регулирование Гражданско-правовой договор всегда был одним из основных объектов исследования отечественной цивилистики, что обусловлено значением договора как важнейшего основания возникновения гражданских прав и обязанностей.1 В последнее десятилетие наблюдается всплеск интереса к проблематике гражданско-правового договора, связанный с постсоветской кодификацией российского гражданского права.2 Активизировалось изучение договора и с общетеоретических позиций.3 И все же учение о гражданско-правовом договоре характеризуется пока неполной разработанностью и прежде всего теории договорного права. Достаточно сказать, что в российской юридической науке не сложилось устойчивого понимания договора, адекватно отражающего его юридическую природу. Показательно в этом отношении, что цивилистика до сих пор не выработала методологии, позволяющей надежно решать даже такие элементарные вопросы, как отграничение договора от односторонней сделки, иначе прекратились бы, например, давние споры о юридической природе векселя, в ходе которых цивилисты пытаются выяснить, что есть вексель договор или односторонняя сделка.. Выявить юридическую природу (или, иными словами, юридическую сущность) гражданско-правового договора это значит определить, к какому роду юридических явлений относится гражданско-правовой договор и какое место он занимает среди других явлений данного рода. Кроме юридической природы (сущности) гражданско-правового договора допустимо говорить и о других аспектах его сущности, например, об экономической, социальной, философской сущности гражданско-правового договора.
Юридическая традиция (как научная, так и прикладная) донесла до начала третьего тысячелетия в качестве доминирующего воззрение, согласно которому гражданско-правовой договор (как сделка, соглашение) является юридическим фактом, с которым связываются возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, урегулированных нормами права. Однако роль договора как юридического факта, в достаточной мере до сих пор не прояснена. Обычно в литературе дело не идет дальше констатации вроде следующей: «Договоры... будучи юридическими фактами, устанавливают, изменяют или прекращают гражданские правоотношения».4 Между тем механизм проявления юридико-фактических свойств договора весьма сложен. Само же понимание договора как юридического факта нуждается в серьезном уточнении.
Не только договор выступает в роли юридического факта, но и условия договора сами нуждаются в наличии юридических фактов для того, чтобы на основе условий договора возникли моделируемые ими договорные права и обязанности. Например, для возникновения договорного правоотношения (элемента договорного правоотношения) на основе условия договора поставки о договорной неустойке за просрочку поставки товара необходим такой юридический факт, как просрочка поставки товара поставщиком.
7) В последнее время стала возрастать роль саморегулируемых организаций (далее - СРО) при регулировании отношений на рынке во всех современных государствах с развитой экономикой. Под саморегулированием понимается создание организаций для защиты прав неограниченного круга лиц, т.е. публично-правовых организаций с функциями, свойственными органам государственной власти. В экономическом смысле саморегулирование хозяйственной деятельности - легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля над их соблюдением.
Саморегулирование и право САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ) В ПРАВЕ (АВТОНОМНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) — использование правовых средств непосредственно участниками регулируемых отношений для организации собственного поведения. Это самостоятельное в рамках закона определение равноправными участниками регулируемых отношений своих прав, обязанностей и ответственности. Саморегуляция распространена в отраслях действия частного права. При этом такой вид регуляции может быть как нормативным, так и индивидуальным. Главная же его особенность состоит в том, что «правовой обмен» происходит без участия государства и его властных структур.Безусловно, элементы государственного регулирования присутствуют и в тех ситуациях, которые охватываются сферой саморегуляции. Государство определяет, в каких случаях и сферах субъекты деятельности вправе поступать на основе принципа «дозволено все, кроме запрещенного». Однако юридические средства саморегуляции принципиально отличны от тех, которые используются государством в процессе непосредственной регламентации поведения. Так, в сфере действия общедозволительного типа регуляции участники правоотношений часто самостоятельно (в пределах закона) определяют режим поведения — устанавливают взаимные права и обязанности, ответственность за неисполнение обязательств. В то же время акты саморегуляции не выходят за пределы правового воздействия. Поэтому нельзя отождествлять правовое регулирование с нормотворческой и индивидуально-правовой деятельностью государства, т.е. с государственным регулированием. И поэтому сужение сферы государственного регулирования означает в то же время ограничения правовой регуляции. Технико-юридическое регулирование31)Правовое положение органов исполнительной власти 32)Природа и элементы компетенции органа исполнительной власти33)Разногласия и споры о компетенции34)Централизация, децентрализация, координация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|