Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)




Катерина и Варвара — две героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нравственным законам. Жизненный принцип Варвары: «Лишь бы все шито-крыто было». Катерина не может лгать и изворачиваться, как Варвара, так как она натура честная, искренняя и прямолинейная. Ка­терина воспитывалась в своеобразной обстановке, выработавшей в ней романтическую мечтательность, религиозность и жажду свободы: «Такая ли я была. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... У нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют... Таково хорошо было». А когда Варвара замечает ей, что и теперь она так же точно живет, то она продолжает: «Да здесь все как будто из-под нево­ли. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».

Она понимает «греховность» своего чувства к Борису, но не мо­жет противиться природе и целиком отдается этому порыву. «А меж­ду тем, лукавый или жизнь смущает ее и вводит в соблазн. Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но неспособен заставить ее полюбить себя, принуждают ее оглянуться вокруг себя, выйти из поэтического мира, отодвинувшегося от нее и стоящего теперь перед нею уже как воспоминание. В прекрасной сцене первого действия с Варварой она с пре­лестным простодушием рассказывает ей состояние души своей. Ей только показалось, что Варвара выразила к ней сочувствие, и она сей­час же выкладывает перед нею все сокровища своего сердца. Эту чер­ту русского характера откровенничать перед первым встречным, чрезвычайно удобную для драматической формы, вы встретите в ка­ждом произведении г. Островского» (Ф.М. Достоевский).

Из религии Катерина получила обостренное чувство нравствен­ной ответственности. Полюбив Бориса, она нарушила те нравствен­ные устои, которые считала святыми. Но и поступиться своей любо­вью она не в состоянии, тем более что это чувство связано в ее душе с возникшим ощущением свободы. Природная нравственность не по­зволяет ей скрывать обман. Страшась греха, Катерина испытывает нравственные терзания, она освобождается от них покаянием.

Если Варвара живет по законам «темного царства», то Катерина не приемлет его, гармонии между ней и царством диких быть не мо­жет. Поэтому, в отличие от Варвары, она оказывается трагической ге­роиней.

Роман И.А. Гончарова "Обломов"

1. Замысел романа

? Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

 

2. Жанр, сюжет и композиция

? «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. ? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. ? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843-1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени - около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге - Пшеницына, Захару - Анисья.

 

3. Сон Обломова: его место и значение в романе

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

 

Чем характеризуется атмосфера в Обломовке • любовь и умиротворение
Что повлияло на формирование сознания героя • легенды и сказки, былины и притчи
Какие качества формируются у героя • поэтическую мечтательность, чувст­во внутренней свободы
Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам <!-- [if!supportLists] --> • служба, лишенная человеческого взаимопонимания <!-- [if!supportLists] --> • друзья, мечтающие только о карьере <!-- [if!supportLists] --> • женщины, не способные любить
«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку».

 

4. Обломов и Штольц

  Обломов Штольц
Социальное положение барин представитель нового класса бур­жуазии
Отличительная черта паралич воли и беспробудная лень непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии
Чем живет воображением практическим делом, опытом, фактами
Идеалы жизни безмятежный покой культ труда и предприимчивости
Жизненная позиция апатичен к происходящему, вся­кую деятельность воспринимает не иначе как суету всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается
Штольц - друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не приве­ли, и жизненные пути двух героев расходятся. И все-таки присутствие Штольца в романе оправ­данно и необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют «хрустальной», чистой душой.

 

5. Женские образы в романе

Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына
По словам Добролюбова, гармонично сов­мещает в себе «сердце и волю», сознатель­ность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед своим «квартирантом», для нее он - существо высшего порядка, идеал барина для Обломова - идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной мечтой.
В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-ти­хая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова.

 

6. Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина? • Драма умственного и нравственного развития героя, • изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки, • через какие внут­ренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатич­ности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
Истоки обломовщины Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства.
Обломовщина как способ типизации Автор создает типичные конкретно-исторические характеры, воплощаю­щие черты определенной социальной среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Обломовщина как знамение времени, ее основные признаки «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом: • апатия и лень, • ма­лодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, • закрытость от реальной жизни, • желание оградить, уберечь от возможных проблем.
Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пы­тался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, за­глушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

1. Замысел романа

? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«...не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает...Знает довольно много - энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки». ? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое - тут было не до нежностей».

 

2. Сюжет и композиция

В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,

 

Базаров и Аркадий Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Родители Базарова
Ситников и Кукшина

 

Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:

 

Первый круг
Приезд в Марьино (М) Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние - мы отрицаем».
Первая встреча с Одинцовой (О) Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к ка­кому разряду млекопитающих относится сия особа», «...этакое бо­гатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.
Приезд в имение родителей (Р) «...Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается "нечего сказать" отцу и матери...» (М. Горький)
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо­вой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства База­рова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любо­вью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.
Второй круг
Приезд в Марьино (М) Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
Базаров заезжает к Одинцовой (О) Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на ко­торые он оказался способен: «...Вы меня не поняли...» - говорит Одинцова.
Базаров у родителей (Р) Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяго­тится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к сво­им старикам перед смертью он не может.
Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг стано­вится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.

 

3. Теория Базарова

Базаров - нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:
искусство «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
природу как предмет для восхищения «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
любовь «белиберда»
и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко госпо­дин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых: - Мы отрицаем - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию... но и...страшно вымолвить... - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим катего­ричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

 

4. Основные конфликты в романе

Отцы и дети Теория и жизнь
Наиболее острое столкно­вение происходит между Базаровым и Павлом Пет­ровичем Кирсановым. Главный конфликт в романе - это конфликт героя с самим собой.
Базаров пытается построить свою жизнь на основе теории ни­гилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить придуманной, «головной» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви, то есть всего того, что Базаров пренебрежительно назы­вает «белибердой».
«Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вра­жде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно про­валивается всюду». («Формула жука» П. Вайль, А. Генис)
Из письма И. С. Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».

 

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

1. История создания романа

• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет.
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание».
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

 

2. Сюжет, композиция, жанр

Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета.

 

Особенности композиции романа также связаны с его содержанием

Преступление Наказание
Занимает 1 часть повествования Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию

 

Жанр романа

роман ? социально-бытовой
? детективный
? любовный
? психологический
? философский
? религиозный

 

3. Символика цвета, имен и чисел в романе

Основной цвет романа - желтый:

Герои Встречается желтый цвет
Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

 

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя Его значение в романе
Раскольников «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна «Елисавета» - почитающая Бога.

 

Число «три» в романе

Герой Как связан с числом «3»
Марфа Петровна Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна «Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня В ее комнате три больших окна.

 

Число «семь» в романе

? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа Как связано с числом «7»?
Сам роман Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа Состоят из 7 глав.
7 часов вечера Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов До дома старухи-процентщицы.

 

4. Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова

о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании. Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 

Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»

 

 

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

 

5. Причины преступления

Социальные Нравственные
Крайняя степень нищеты героя. Желание проверить теорию.
Болезненное и раздраженное со­стояние героя. Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
Всеобщая несправедливость жизни. Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.  
Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.  
Встреча на бульваре с обманутой девушкой.  

 

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

  ...ну да, чтоб ограбить...
  ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
  Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...
  Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
  И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
  И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

 

6. Хроника преступления

Было задумано Произошло на самом деле
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. Чуть не пропустил назначенный срок.
Поменять шляпу на картуз. Забыл, пошел в шляпе.
Взять топор в кухне. В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
Должен был быть осторожным и преду­смотрительным. Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

 

7. Петербург в романе

• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

 

1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади Величественная, прохладная Нева.
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

 

8. Интерьеры в романе

Герой Где он живет
Раскольников Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).
Соня «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).
Мармеладовы Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, поме­щалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеен­чатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).

 

9. Двойники Раскольникова

  Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов
Теория «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» «Человеку все позволено»
Поступки Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством.
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.

 

10. Две правды в романе

Соня Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон. Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения. Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами. Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

 

Роман Л.Н. Толстого "Война и мир"

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.
• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.
• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)
• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.
• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.
• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.
• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

 

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

 

2. Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)
Признаки эпического начала повествования: • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями. • Испытания героев исключительными обстоятельствами. • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. • Использование приема антитезы, резкого контраста. • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

 

3. Смысл названия

Война Мир
Военные столкновения враждующих армий. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Вражда, непонимание, эгоистический расчет. Это крестьянский сход.
Разъединение. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.
Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
Дуэль и поединок между героями. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.
Конфликт человека с самим собой. Весь свет. Вселенная.
Насилие и кровопролитие, зло. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
Все, что разрушает гармонию. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть. Это жизнь.

 

4. Жизненный путь и искания героев

«Война и мир» - произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»

и «положительных». Автор предлагает другой подход:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...