Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».
• Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.
• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
• Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
• Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви
2. Главные герои рассказа «Темные аллеи» - их судьбы и характеры
Рассказ «Темные аллеи», давший название циклу, написан в 1938 г. Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки.
Главные герои
Надежда - бывшая крепостная крестьянка
Николай Алексеевич - дворянин
Получила вольную от своих хозяев, стала хозяйкой казенной почтовой станции.
Пренебрежительно относится к низшему сословию.
Смогла устроиться в жизни благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму. «Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».
Военный, сделавший хорошую карьеру.
В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».
Продолжает любить, но не может простить предательства.
Слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь.
В сердце героини нет прощения за то зло и
несчастье, которое она пережила столько лет назад.
Считает отношения с Надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.
Причиной расставаний героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.
3. Художественные особенности рассказа
В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет
Все повествование «держится» на описании чувств героев.
Нет отношения автора ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию.
Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель должен все понять и решить для себя сам.
Произведения А.М. Горького в таблицах
А.М. Горький
1. Ранние романтические произведения
2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
3. Пьеса «На дне»
1. Ранние романтические произведения
Почему Горький выбирает романтический тип героя?
• Время начала творчества А. М. Горького приходится на рубеж веков, период, который в истории принято называть сложным временем.
• Это период, когда происходит разрушение прежнего и появление нового.
• Это обновление происходит во всех сферах жизни, в том числе меняется взгляд и представление об общечеловеческих ценностях.
• Это момент, когда привычное кажется ненужным, устаревшим, отжившим, возникает необходимость найти «нравственный идеал».
• Таким идеалом для писателя Горького становится герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: красивый, сильный, бесстрашный, признающий лишь личную свободу и ищущий применение своим силам в трудных ситуациях.
Характерные признаки романтического произведения:
герой противопоставляется «толпе»;
герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;
необычный пейзаж (морской, степной), обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.
2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
• Рассказ-размышление о смысле жизни
• Главный герой - исключительная личность
Особенности композиции:
состоит из трех самостоятельных частей
сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
центральная часть - рассказ о старухе Изергиль
Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
Ларра
Данко
Внешность
«красивый и сильный», «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»
Жизненная позиция
? он не похож на других людей - не хочет жить, «как они», хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;
? «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
? «лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке»;
? «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость
Итог жизни
одиночество
Послесловие
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой
Вывод
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям
антиидеал
романтический идеал
Старуха Изергиль
• Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко).
• Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.
Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
Ларра и Данко
Старуха Изергиль
Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.
Данко
Старуха Изергиль
Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.
Ларра
Старуха Изергиль
Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно», беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры), она платила за это, «тратила» себя, не жалея.
Ларра и Данко
Старуха Изергиль
Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.
3. Пьеса «На дне»
Смысл названия
• В пьесе М. Горького отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году). Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе, показывает напряженность и направление поиска: «Без солнца» -> «Ночлежка» -> «В ночлежном доме» -> «На дне».
• Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
• Размышление о правде и спор о предназначении человека.
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:
Клещ
«Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо...вот она, правда!»
Анна
«Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»
Актер (стихи Пьера Беранже)
Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...
Лука
Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание.
Сатин
Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.
А.А. Блок. Основные темы лирики в таблицах
А.А. Блок
Основные темы лирики
Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».
1. Стихи о «Прекрасной даме»
• Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
• Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.
• Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.
В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.
Стихи
Особенности содержания и стиля
«Россия» (1908 г
Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:
И невозможное возможно, Дорога долгая легка...
«На поле Куликовом» цикл (1908 г.)
Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое преставление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
...Испепеляющие годы!Есть немота - то гул набатаБезумья ль в вас, надежды ль вестьЗаставил заградить уста.От дней войны, от дней свободы -
В сердцах, восторженных когда-то,Кровавый отсвет в лицах есть.Есть роковая пустота.
Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.
3. Поэма «Двенадцать»
• Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».
• В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.
Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?
Старый мир
Новый мир
буржуй
красноармейцы
писатель-вития
ветер
товарищ поп
снег
пёс
Стихия цвета
«Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - новое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
Стихия музыки
2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы
Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих
Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.
Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
8 глава
Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
11 глава
Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Стихия вседозволенности
Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
Появление Иисуса Христа
С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».